Авторский блог Редакция Завтра 03:00 23 января 2007

«СИБИРСКАЯ ЯЗВА»-2007

№04 (688) от 24 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Саидов
«СИБИРСКАЯ ЯЗВА»-2007

Выборы в Конгресс США, состоявшиеся 7 ноября, дали победу оппозиционной Демократической партии. Основной причиной этого стало резкое неприятие американским народом политики администрации Буша в отношении Ирака, где с каждым днем все сильнее разгорается гражданская война. То, что США войну проиграли, не вызывает сомнений. Эта мысль сквозит через текст доклада двухпартийной комиссии Бейкера, призвавшей администрацию вывести оккупационные войска к 2008 году и начать диалог с Ираном и Сирией. Неудовлетворенность американского общества фактически признал и сам Буш, отправив в отставку главного "ястреба" — министра обороны Рамсфельда. Однако главный вывод, что война проиграна, он делать отказывается. Даже вопреки итогам выборов, вопреки позиции Конгресса и рекомендациям доклада Бейкера. Наоборот, Буш ведет себя подобно загнанной в угол крысе, еще сильнее обостряя ситуацию в Ираке и во всем регионе.
Принято решение направить в Багдад дополнительно 22 тысячи американских военных. В Курдистане вопреки нормам международного права незаконно арестованы иранские дипломаты. Подвергнуты бомбардировке мирные деревни в Сомали. Наиболее авантюристические элементы в США и Израиле идут дальше и, по сути, готовят чудовищное преступление — ядерную бомбардировку Ирана. Это автоматически возводит Буша и израильскую верхушку в ранг военных преступников наподобие Гитлера. В другом, более "мягком" варианте, рассматривается неядерная бомбардировка Ирана, для чего в Персидский залив стягивается армада авианосцев.
Как показывает трезвый анализ, новый план Буша изначально обречен на провал. По сути, это агония поверженной сверхдержавы, знаменующая крах однополярного мира. Но вместе с тем, сейчас, как никогда, требуется бдительность, так как агонизирующий хищник с криминальным менталитетом, а в руководстве США и Израиля собрались именно такие, способен уничтожить миллионы людей и столкнуть мир в пучину ядерной катастрофы.
Авантюризм Буша вызывает серьезные опасения и в американской элите. В частности, в Демократической партии, которая, вслед за Конгрессом, вероятно, в 2008 году вернет себе Белый дом. Если это произойдет, во внешней политике США следует ожидать серьезных сдвигов. В первую очередь на Ближнем Востоке. Так, среди демократов встретило резкое осуждение решение Буша направить дополнительные войска в Ирак. Это ничего не даст, — считают они, — США все равно рано или поздно придется уйти и из Ирака, и, видимо, из Афганистана, где усилилась активность талибов, получающих поддержку из Пакистана. При этом президент Мушарраф не в состоянии этой поддержке воспрепятствовать.
Планы нанесения удара по Ирану встретили резкое осуждение демократов. Согласно их мнению, урегулирование ближневосточного кризиса возможно лишь в рамках рекомендаций доклада Бейкера, то есть на путях вывода американских войск и начала развернутого диалога с Ираном и Сирией. Но при этом, считают они, избежать гражданских войн в Ираке, да и в Афганистане, все равно не удастся. Наиболее вероятные из них следующие: между иракскими шиитами, поддержанными Ираном, и суннитами, опирающимися на Саудовскую Аравию, Иорданию и Египет, между Турцией и иракскими курдами, и между афганскими талибами-пуштунами, поддерживаемыми из Пакистана, и национальными меньшинствами: таджиками, хазарейцами-шиитами и узбеками, которым помогают Иран и Узбекистан. США, считают демократы, не должны дать себя вовлечь в эти войны, их задача — действуя по принципу "разделяй и властвуй", всемерно поддерживать выгодный им баланс сил.
Помимо Ближнего Востока центральное место во внешней политике американских демократов, видимо, займет Китай, который рассматривается в качестве главного геополитического противника в XXI веке. В силу этого, применяя преимущественно манипулятивные методы, следующая демократическая администрация возьмет курс на противоборство путем создания кольца внешнего окружения Китая и недопущения Пекина к энергетическим ресурсам, столь необходимым ему для продолжения экономического роста и модернизации КНР, что является условием для поддержания внутренней стабильности.
Предполагается, что США существенно расширят военное сотрудничество с Индией. Под предлогом создания ядерного оружия в КНДР Вашингтон, видимо, даст зеленый свет ракетно-ядерному вооружению Японии и, возможно, Южной Кореи и Тайваня. Но главный фокус американо-китайского противоборства, судя по всему, сместится в направлении Центральной Азии (о ней будет сказано ниже) и России.
По оценкам американских экспертов, сейчас полным ходом идет "тихое" китайское проникновение в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Причем в США считают, что Россия уже в среднесрочной перспективе не сможет удержать за собой эти территории самостоятельно. Ей для этого, дескать, потребуется помощь США и НАТО. Тем более что, как выразилась экс-госсекретарь Мадлен Олбрайт, Сибирь и Дальний Восток — это достояние и ресурсная кладовая всего человечества, а не одних лишь россиян.
Фраза о ресурсной кладовой для всего человечества заслуживает особого внимания. Следует признать, что она наиболее емко выражает глубинную сущность глобалистской концепции американских демократов, важнейшей составной частью которой является курс на так называемую интернационализацию природных ресурсов планеты в интересах "золотого миллиарда". В рамках этого стратегического курса противоборство США с Китаем, видимо, будет отличаться весьма гибкой тактикой, так как именно это качество традиционно отличает демократов от республиканцев, более склонных к силовым акциям. Гибкость, в свою очередь, допускает и даже предполагает временные тактические компромиссы с Пекином, в первую очередь за счет России. Порой за океаном на экспертном уровне звучит даже мысль, что российско-китайские договоры середины XIX века, по которым к царской Империи отошли прежде китайские Приморье и Приамурье, были, мол, неравноправными. Поэтому, дескать, в рамках некоего многостороннего компромисса, эти соглашения можно было бы и пересмотреть.
Так или иначе, Россия становится ареной геополитического соперничества между ведущими мировыми центрами силы, которое в тактических целях может сопровождаться циничными сделками между ними за наш счет.
Еще раз отмечу, что не вызывает сомнений, что Демократическая партия США не любит Россию. Правда, это не новость. Обанкротившиеся в Ираке неоконсерваторы тоже нас не любят. Но есть существенное различие: демократы, особенно в силу действия "иракского синдрома", не только не склонны бряцать оружием, но, наоборот, готовы вступить в тактический торг со своими противниками, демонстрирующими наличие ясных целей и твердой политической воли. Речь в данном случае идет не только о Китае, но и об Иране, Сирии и даже Белоруссии. Но не о России. Наоборот, на российской и некоторых других постсоветских территориях, видимо, предстоят так называемые транзитные войны, в которых США по мере освобождения из "иракского плена" будут принимать самое активное, но не прямое участие. На этот раз воевать они планируют чужими руками.
Транзитные войны — это начальная фаза процесса "интернационализации природных ресурсов", призванная задать этому процессу "правильный", с точки зрения американских глобалистов, формат. Хотя сами по себе эти войны — явление не новое. Самая значительная из транзитных войн на территории бывшего Советского Союза протекала на Кавказе с начала 1990-х и вплоть до 2004-2006 годов. Она включала многочисленные перевороты и контрперевороты в Азербайджане и Грузии, карабахский вооруженный конфликт, обе русско-чеченские войны, включая сюда поход Басаева и Хаттаба в Дагестан, наконец, такие уже забытые многими события, как решение Турции ограничить танкерное судоходство через черноморские проливы под предлогом экологической опасности.
Я не хочу давать упрощенное объяснение природы всех перечисленных катаклизмов. В каждом из конфликтов действовало и переплеталось множество факторов: местных, региональных, кремлевских. Но с точки зрения глобальных международных причин речь, конечно, шла о том, каким образом на внешние рынки будет поступать каспийская нефть: через Новороссийск или через турецкий Джейхан? В итоге мы имеем построенный, действующий и наполненный уже более чем наполовину нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. Еще имеем пустой нефтепровод Баку—Новороссийск, а также отказ Азербайджана и в перспективе двух-трёх лет Грузии закупать газ у "Газпрома". Наконец, мы имеем мир в Чечне, где молодой энергичный лидер — Рамзан Кадыров занят государственным строительством, восстановлением экономики и социальной сферы. Это стало возможным во многом потому, что конфликт в Чечне глобальным силам больше не нужен, так как региональную транзитную войну на Кавказе Запад у России уже выиграл. Самим чеченцам война тоже не нужна. Может быть, она нужна каким-то группировкам в Москве в преддверии 2008 года. Но тут уж ничего не попишешь — придется, видимо, им выяснять отношения друг с другом без использования чеченского фактора.
Кавказом транзитные войны не исчерпываются. Одной из их разновидностей можно считать "дело ЮКОСа" в его международном контексте. Я опять-таки не хочу упрощать, отбрасывать такие важные причины, как политические амбиции Ходорковского или, например, его памятное многим публичное замечание президенту насчет покупки "Роснефтью" "Северной нефти". Но, в отличие от Владимира Путина, для Буша и Шредера важна была не эта "вопиющая бестактность", а намерение самонадеянного олигарха ударными темпами построить и запустить нефтепровод Ангарск—Дацин.
Наивный Ходорковский почему-то полагал, что, отстаивая его "законное" право качать нефть в братский Китай, США чуть ли не морскую пехоту в Москве высадят. Но вышло наоборот — вместо морской пехоты в Кремль поступил "дружеский совет" от вице-президента США Чейни дать зарвавшемуся олигарху по рукам. В итоге никакой трубы в Китай сейчас нет. Есть только разговоры о трубе, да и то — к Тихому океану и лишь с ответвлением на Дацин. Но когда все это будет и будет ли это вообще, не знает никто. Транзитная война глобальных сил на Дальнем Востоке только еще в самом начале.
Особый вопрос — Туркмения. Покойный Туркменбаши на много лет вперед продал весь экспортный туркменский газ "Газпрому". Как выясняется, тот же самый газ он продал и Китаю, куда к 2009 году через территории Узбекистана и Казахстана должна быть проложена труба с пропускной способностью 50 миллиардов кубов в год. Существует, хотя сегодня она и не заполнена, газовая труба из Туркмении на север Ирана. Наконец, не снят с обсуждения вопрос о прокладке газопровода через Каспий в Азербайджан, а оттуда, через Грузию, в Турцию (и далее в Европу) и на Украину.
Еще один, точнее, два примера постсоветских транзитных войн — это прошлогодний энергетический конфликт с Украиной и нынешний — с Белоруссией. Но и здесь, видимо, все еще только начинается. Наконец, ждут своего часа еще две зоны. Одна из них — Ферганская долина. Создание там (под флагом радикального тюркского исламизма и борьбы с ним) хаоса, распространение этого хаоса на север — в Казахстан в состоянии перекрыть сухопутные, неподконтрольные США пути транспортировки нефти и газа в Китай с Каспия и, в перспективе, из Туркмении, Ирана и даже из Персидского залива.
Другой ключевой регион — национальные республики Приволжского федерального округа, территория в радиусе примерно 300 километров от Альметьевска — нефтяной столицы Татарстана. 1 декабря 1999 года группа диверсантов, посланная Хаттабом, взорвала в районе Вятских Полян две нитки экспортного газопровода "Уренгой—Помары-—Ужгород", выведя их на короткое время из строя, что заставило Европу вздрогнуть.
Но с тех пор крупных диверсий на трубе не было. И не ввиду эффективной работы ФСБ. Просто Хаттаб туда больше никого не посылал. Возможно, ему кто-то это запретил. Но запретили сегодня, а завтра могут и разрешить. И что тогда? Ведь если в узкой волжско-уральской горловине, где сходятся магистральные трубопроводы, удастся организовать хаос, то "батька" вместе с украинскими "оранжевыми" уже и не понадобится. Тогда не только Европа, но и центральная часть "великой энергетической державы" — Российской Федерации — останется без энергетических ресурсов.
Другими словами, наступившая 11 сентября 2001 года и продленная иракской авантюрой Буша эпоха высоких цен на нефть и отсутствия активного вмешательства США в дела России подходит к концу. Кремль, усыпленный видимостью стабильности, растратил это историческое время. Теперь же наступает новый период — эпоха транзитных войн и интернационализации природных ресурсов планеты в рамках глобального противостояния США, Китая и других мировых центров силы. Россия здесь видится ключевым игрокам лишь в качестве арены конфликта.
В этой связи наше общество должно, наконец, осознать, что выбора практически не осталось. Либо Россия решительно отринет западно-либеральную модель, станет "Пятой Империей" по-Проханову, "суверенной демократией" по-Суркову, то есть самостоятельным игроком на глобальной арене, либо дерущиеся между собой внешние силы просто-напросто разорвут нашу страну на части.
1.0x