Авторский блог Владимир Овчинский 03:00 16 января 2007

МВД РОССИИ В XXI ВЕКЕ

№03 (687) от 17 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Овчинский
МВД РОССИИ В XXI ВЕКЕ

Говоря о развитии системы МВД России XXI века, мы исходим из следующих положений. Первое. Мы полагаем, что МВД в России является государствообразующим фактором, остовом всей государственной системы, что обусловлено исторически в различные периоды времени: дореволюционный, советский, постсоветский.
В начале XXI века это объективно выражается в следующем.
МВД — самый многочисленный отряд, стоящий на страже безопасности граждан и государства, при всех пертрубациях последнего времени, при недостатках в кадровой работе и других негативных моментах — остается образованным и профессионально подготовленным отрядом защитников правопорядка.
МВД — наиболее народный отряд, состоящий из народа, ближе всего и чаще всего взаимодействующий с народом, в большей мере, чем другие правоохранительные органы и спецслужбы, отражающий интересы народа (в отличие, например, от органов безопасности, которые в большей мере отражают интересы Власти).
Одновременно МВД, по образному выражению Михаила Ивановича Калинина, — это зеркало самой Власти. В этом зеркале отражаются все достижения и все пороки Власти. Именно по состоянию дел в МВД народ часто судит о состоянии дел в самой Власти.
Второе. Мы полагаем, что реформы МВД необходимы. Это — не самоцель, а объективная перманентная потребность приведения системы правопорядка страны в соответствие с новыми вызовами и угрозами и меняющимся миром.
По оценкам большинства зарубежных и российских экспертов, ситуация в сфере распространения преступности, терроризма и коррупции в обозримые 15-20 лет в мире будет осложняться галопирующими темпами. Поэтому реформы МВД должны развиваться в мобилизационном векторе.
Третье. Мы осознаем, что реформы будут проводиться теми же людьми в МВД, которые в нем и работают (со всеми их пороками, которые порождены современным обществом). Мы не можем полагаться на некое сословие биотехнологически выведенных двухметровых, медитирующих, не чувствующих боли, гиперинтеллектуальных опричников-суперменов, как это предлагается, например, в утопии Михаила Юрьева "Третья Империя. Россия, которая должна быть".
Более того, мы убеждены, что в органах правопорядка должны работать обычные люди (анискины, жегловы, менты), а не сверхчеловеки (опричники). В НКВД и СС уже пытались вывести "сверх- человеков". Чем это закончилось — всем известно.
Что касается "новых опричников", то их возможный образ в XXI веке показал Владимир Сорокин в "Дне опричника" — романе, который является ответом на утопию Юрьева.
Четвертое. Любое реформирование возможно только при сохранении централизованной системы управления всеми органами внутренних дел.
Нынешняя система МВД — это брежневско-щелоковское наследие. Именно при Николае Анисимовиче Щелокове было воссоздано единое централизованное Министерство внутренних дел. До него, при Хрущеве, централизация была разрушена. В каждой союзной республике было свое МООП — Министерство охраны общественного порядка, не имеющее единого центра управления.
Щелоков создал мощное министерство. При нем были определены основные направления деятельности, создана современная штабная система управления. На новый уровень подняты внутренние войска. По всему Союзу создана система вузов МВД, где начали готовить специалистов высшей квалификации.
Надо отдать должное Виктору Федоровичу Ерину и его соратникам, которые сумели сохранить основной стержень МВД СССР в МВД России. (При многочисленных попытках развалить централизованную систему управления).
Последующие министры укрепляли централизацию и сохраняли щелоковское МВД. Фактически и сейчас МВД, слава Богу, пока развивается именно в этом направлении.
Но в последние годы по самым высоким кабинетам гуляют "законопроекты" и "концепции", которые сложившуюся систему МВД пытаются разрушить. Речь идет о проектах создания "федераль- ной криминальной полиции" и "муниципальной милиции". Одновременно ставится вопрос о превращении работников милиции в гражданских служащих, упразднении всех офицерских званий.
Кроме того, предлагается ликвидировать систему специализированных вузов в МВД.
К чему может привести реализация этих проектов?
Создание муниципальной милиции, особенно на Северном Кавказе — это создание вооруженных отрядов людей в милицейской форме, подчиняющихся не централизованной вертикали милицейской власти, а местным руководителям кланов (а часто и прямых банд).
Все усилия по воссозданию вертикали власти в стране могут быть похоронены после такого реформирования МВД.
Перевод работников милиции в разряд гражданских служащих — это автоматическое массовое выбывание остатков профессионального ядра (органы внутренних дел и так были сильно ослаблены после всевозможных смен руководства МВД и "ротаций").
Ликвидация специализированных учебных заведений МВД (университетов, академий, институтов) — это оставление МВД без будущего, без молодых высококвалифицированных кадров. Хотя в системе обучения МВД происходят странные вещи: на некоторых факультетах университетов МВД не преподают даже основ криминалистики, криминологии и оперативно-розыскной деятельности.
Что же надо кардинально улучшить в системе МВД? И есть ли предпосылки для реформирования этой государствообразующей системы?
Можно строить долгосрочные планы реформирования, но мы рассмотрим меры, которые надо делать "здесь и сейчас".
I.
Перестройка системы реагирования на сообщения граждан и организаций о преступлениях и правонарушениях. Требуется коренное изменение взаимоотношений граждан и милиции при выявлении и регистрации преступлений.
Массовые укрытия преступлений от учета продолжаются. В год регистрируется около 3 млн. преступлений от 15-20 млн. реальных криминальных деяний. До сих пор большая часть преступлений уходит в так называемые "отказные" материалы. Отказы продолжают выносить даже по криминальным трупам, разбоям, грабежам, кражам.
Принятые в последние годы шаги были полумерами или вообще имитацией наведения порядка. Например, межведомственный приказ 2005 года о едином учете преступлений сохранил допотопные формы учета (журналы учета, отрывные талоны и т.д.).
Это все должно остаться в прошлом. Надо переходить на международные стандарты всеобщей компьютерной регистрации преступлений по формализованным бланкам (где даются приметы и все другие характеристики преступления и преступников).
Из-за продолжающейся практики укрытия преступлений растет недоверие населения к милиции (по всем опросам общественного мнения).
Главная причина укрытия преступлений — в идеологических установках Власти, которая, как и в прежние времена, полагает, что при ее правлении все социальные показатели (в том числе и преступности) должны только улучшаться ("жить становится лучше и веселее").
Не может преступность объективно снижаться в современном мире. А главное, чтобы что-то снизить, надо знать реальное положение дел.
Все разговоры о том, что фиксация всех преступлений парализует работу — это блудливый уход от ответственности за положение дел, желание барахтаться в болоте вымученных лживых показателей. Полная регистрация (на современных основаниях) только поможет раскрывать преступления и обеспечивать неотвратимость наказания.
II.
Информационно-технологическая революция в системе МВД.
До сих пор система информационного обеспечения находится в "каменном веке". Большинство УВД, ОВД и отделений милиции не имеют даже выхода в Интернет, в т.ч. и кодированных (защищенных) каналов.
В подавляющем большинстве оперативных и следственных подразделений отсутствует прямой доступ к базам данных Главного информационно-аналитического центра МВД: по сведениям о судимости, дактокартам, описаниям примет, прошлому преступного опыта, связям.
В прошлом году МВД приступило к созданию Единой телекоммуникационной сети, но в этой работе практически не изучается и не внедряется опыт информационного обеспечения США, Великобритании, других стран, принятый после 11 сентября 2001 года. Там все системы оперативно-розыскной и следственной информации о террористах и других особо опасных преступниках в круглосуточном режиме доступны каждому оперативному работнику, работающему "на улице".
В России хватает и своих наработок для революции в информационном обеспечении борьбы с преступностью. Надо просто понять, что дальше без этого двигаться невозможно.
III.
Должен быть полностью изменен подход к розыску лиц, пропавших без вести.
Здесь сложилось самое ненормальное положение. Ежегодно бесследно исчезают десятки тысяч людей, в т.ч. дети. Ищут их пока плохо. Эта вакханалия продолжается годами. Пропавшие бесследно люди не попадают в статистику убийств. Розыскные подразделения — самые малочисленные и некомпетентные.
На этом направлении зреет взрывное недоверие к милиции.
Розыскную работу надо сделать приоритетной, увеличить составы подразделений в соответствии с реальными потребностями (за счет сокращения многочисленных хозяйственных служб).
IV.
В один оперативный блок в МВД России должны быть сведены направления деятельности, которые по международной терминологии именуются "новыми вызовами и угрозами". К ним в документах ООН и Совета Европы относят: терроризм, экстремизм, организованную преступность, наркобизнес, коррупцию, отмывание грязных денег, незаконную миграцию и торговлю людьми.
Сейчас эти направления разорваны между собой: борьба с организованной преступностью и терроризмом — в одном департаменте, отмыванием денег — в другом, незаконной миграцией и торговлей людьми — в третьем, коррупцией — везде и, естественно, нигде в полном виде. Борьба с организованным фашизмом и иным экстремизмом — прерогатива подразделений охраны порядка, а не оперативных департаментов.
Возможное организационное решение — создание Федеральной службы по противодействию новым вызовам и угрозам при МВД России.
V.
Коренная перестройка работы по международному сотрудничеству. Вся современная организованная и экономическая преступность и терроризм стали в эпоху глобализации международны- ми явлениями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в России должно быть поднято до статуса Департамента. Ему в полном объеме следует дать права на проведение самостоятельных оперативно-розыскных мероприятий и координации всех международных оперативных мероприятий. Это вытекает из той роли, которая отводится всей системе Международной организации уголовной полиции Интерпола в принятой в сентябре прошлого года на Генассамблее ООН Глобальной контртеррористической стратегии ООН. В указанной Стратегии на Интерпол возложена координация международного сотрудничества по семи основным направлениям борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
Одновременно необходимо продолжить практику укрепления филиалов НЦБ Интерпола в республиках, краях и областях.
VI.
Всем оперативным службам при общей централизации должна быть дана возможность более мобильно управлять своими ресурсами, создавать мобильные группы при реагировании на изменения оперативной обстановки при появлении новых видов преступлений или направлений преступной деятельности (таких, например, как рейдерство).
С самого начала рейдерских захватов для профессионалов было ясно, что рейдерство — новая, наиболее мощная форма организованной преступности. Она приносит доходы, превышающие доходы от наркобизнеса. Достаточно потратить несколько десятков тысяч долларов на взятки в судах, регистрационных органах и получить по подложным документам собственность в десятки миллионов долларов.
Но система МВД до сих пор (кроме редких случаев) относится к этой проблеме как к "спорам хозяйствующих субъектов". Из-за этого не задействуется весь необходимый механизм оперативного реагирования.
Также вяло и неоперативно осуществляется реагирование на деятельность "черных риэлторов", подпольных "водочных королей", травящих народ.
VII.
При реформировании важно сохранить в системе МВД следственные подразделения, по возможности, ближе "привязав" их к оперативным службам.
Надо, наконец, отказаться от идеи Концепции судебной реформы о создании самостоятельного Следственного комитета и уничтожения следствия в МВД и других правоохранительных органах. Более того, следует количественно и качественно укрепить следственные подразделения в системе МВД. Сейчас они "задыхаются" от неимоверного количества уголовных дел (по 100 на одного следователя).
VIII.
Необходимо на новый уровень поднять межведомственное взаимодействие, которое в последние годы заметно ослаблено. Чаще практиковать создание временных и постоянных межведомственных групп с органами безопасности, таможенниками, наркоконтролем и Росфинмониторингом по наиболее актуальным проблемам (по тем же рейдерам).
Надо прекратить неоправданную конкуренцию между разными правоприменительными органами и спецслужбами, особенно это касается сферы борьбы с наркотиками, незаконным оборотом оружия и др.
IX.
Требуется воссоздание в системе МВД подразделений, "работающих" на предупреждение преступлений. Имеются в виду прежде всего подразделения, где в административном порядке будут содержаться лица, проходящие принудительное лечение от алкоголизма и наркомании (аналог бывших ЛТП); специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, совершивших общественно-опасные деяния; спецприемники для бродяг.
Эти учреждения должны быть в системе МВД и обслуживаться сотрудниками МВД.
В начале 90-х годов прошлого века система профилактической работы с этими лицами была разрушена, что стало серьезным криминогенным фактором.
Х.
Необходимо продолжить проведение операций "чистые руки", но не по типу ловли "оборотней" с привлечением полка журналистов, когда вместо очищения был нанесен самый мощный информационный вред системе МВД за все годы.
Каждая такая операция должна проводиться ювелирно и освещаться только в ходе судебных процессов (а иногда и вообще не освещаться).
Коррупция в МВД — это и позор, и горе всей системе Власти. Почему МВД так подвержено этой болезни? Одна из главных причин состоит в том, что оперативная работа делает всю систему Власти прозрачной. Любой опер из отделения милиции через свою агентуру может располагать информацией о различных пороках на всех этажах Власти. Это не может не ломать психику, особенно молодых людей. Даже убежденные романтики ("павки корчагины") впадают в безверие, становятся коррупционерами, идут на "все тяжкие".
Если операции "чистые руки" будут проводиться на всех этажах власти, а не только среди ментов (которых и ловить гораздо проще), тогда можно реально говорить и о "процессе очищения правоохранительных органов" и о "разделении бизнеса и власти".
XI.
Реформе необходим "президентский призыв" — возвращение в систему опытных, квалифицированных кадров, которые по тем или иным причинам вынуждены были уйти из системы МВД (кроме явных фактов компрометирующего характера). Эта мера обеспечивала бы преемственность между молодыми сотрудниками и "зубрами", которых сейчас явно не хватает во всех ведущих службах.
Конечно, никакие реформы не приведут к положительному результату, если не будет предпринята делиберализация российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс, несмотря на все внешние поправки, — в большей мере отражает интересы преступников, чем потерпевших граждан и правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью.
Например, расследование событий в Кондопоге и других местах показали, что массовые беспорядки возникали не на пустом месте. Им предшествовали длительные конфликты, совершение многочисленных насильственных преступлений, которые на основании того же УПК милицией "отфутболивались" в мировые суды, а там не принималось никаких мер.
Да и действующий Уголовный кодекс (после его "либерализации" в декабре 2003 года) фактически ликвидировал такое понятие, как хулиганство. Теперь можно избивать, издеваться над человеком, но если это происходит без оружия, то такие действия не являются уголовно-наказуемым хулиганством.
Сколько еще надо кондопог, чтобы отказаться от гиперлиберализма в уголовной политике?
1.0x