Авторский блог Евгений Маликов 03:00 9 января 2007

ТАНЦУЕМ ГАДАМЕРА

№02 (686) от 10 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Маликов
ТАНЦУЕМ ГАДАМЕРА
«Балет», балет и русское Завтра
ПОДИ-КА ПОПЛЯШИ
Воевать можно по-разному. Во-первых, с помощью ковровых бомбардировок. Во-вторых, посредством наземных операций регулярных армейских частей. В-третьих, силами малых партизанских групп. Остальное — игра в морской бой.
Так и в культуре. Летающие крепости ТВ обеспечивают с воздуха громаду госзаказа в данной области. Олигархический парламент вооружает госчиновников изделиями буржуазного законотворчества. Ну а аппарат наемников режима добивает все, что еще шевелится после просмотра телепрограмм.
И только, смотришь, пара-тройка неангажированных СМИ силится еще сопротивляться пошлости. Что политической, что культурной.
Когда в 93-м был закрыт "День", запретили лишь газету. Мы все знали, что делать, если ЗАВТРА прозвучит: "Над всей Россией безоблачное небо". Нас, таких вот, всегда много, ибо политика бьет не только по желудку, но и по совести гораздо быстрее, чем всякое там "искусство".
Болельщиков культуры меньше. А потому почти никто и не всплакнул, когда после черной для советского балета даты 21.08.91 под “демократический” запрет попало не одно "Лебединое", а скопом весь классический танец.
Поэтому лучшим днем родного телевидения смело можно считать 19 августа 91-го года. Такого разгула качественной танцевальной музыки эфир нам больше не давал. Так как классический балет был отлучен от "теле" как идейный враг режима.
Что немудрено, если подумать.
Как ясно и то, что враги наших врагов — наши друзья.
Например, журнал "Балет", уже 25 лет ведущий борьбу не "против" кого-то, а только "за", утверждающий аристократические ценности там, где их могут еще воспринять. То есть в очень ограниченном кругу способных постичь "вертикаль власти" Царства Небесного.
Нет, нельзя сказать, что "Балет" был гоним режимом. Кажется, наоборот: на исходе 2006-го, "полуюбилейного" года журнал был даже награжден Премией Правительства Российской Федерации в области культуры. И хотя это — аналог прошлой Госпремии, печатное издание с "умирающим героем" может стать лауреатом хоть чего, но остаться сосланным в гетто. Да так, что и про награду никто не узнает.
А между тем дело, за которое борется журнал, стоит того, чтобы о нем знали.
Ибо "герой" "Балета" — сам танец в том его виде, каким его передала нам Традиция. Танец, покалеченный врагами, со сломанными руками-ногами, подготовленный к гильотинированию современными насильниками Терпсихоры. Но живой!
КОГДА ПОППЕР — БОГ, ФУКУЯМА — ПРОРОК…
Если вы услышите, что классический балет не интересен сегодня никому, то вы ошибетесь. Как ошибетесь, если отнесете теоретиков танца к людям, ничего за пределами своей "культурной резервации" не знающим. Тому подтверждение — "круглый стол", проведенный журналом в рамках празднования своего 25-летия.
Спору нет, там больше всего говорили о танце. Но как? Оказалось, имена Петипа и Форсайта, Григоровича и Бежара, Нуреева и Барышникова звучали едва ли не реже имен, вынесенных в заголовок раздела. А само развитие российского балета здесь зачастую проверяли на истинность методами герменевтики Гадамера.
Оказалось, что людей танца волнует глобализация. Что вызывает некоторое недоумение. Ведь, если разобраться, данная "птица" накрывает крылом лишь Америку и Западную Европу. Подавляющее большинство населения планеты живет в рамках своих местных традиций и на Европу, простите, поплевывает. С ощущением как культурного, так и расового превосходства перед ариями.
Поэтому смело можно сказать, что глобализма как такового нет. Он существует лишь в воспаленном мозгу тех, для кого Поппер и Фукуяма — непререкаемые авторитеты, враги "открытого общества" — личные враги, а "последний человек"… милей родного брата.
Есть товарная унификация — это да. Есть культурная унификация, когда традиционное общество сменяется "обществом спектакля". Но где здесь Европа? Где конец истории? Здесь скорее левантийский базар со швыдкими торговцами культурой за прилавком. Там же, где нет буржуазного отношения к жизни, нет и торговли, а значит, нет и глобализации.
Но откуда у вменяемых людей возникает соблазн того, что "культурная энтропия" неизбежна? Попробуем расставить точки над "е".
КУЛЬТУРА VS ИСКУССТВО
Хитрый азиат, купив компьютер, научит его иероглифическому письму. Славянин скорее от кириллицы откажется, чтобы "соответствовать". Так и мы, порой, чтоб доказать, что мы "не хуже", готовы нашу "Внутреннюю Азию" сравнять с землей, но стать Европой.
Тогда как ощути мы наш Византизм, никакая глобализация нам не страшна. Почему? Да потому, что опасна лишь культурная экспансия, а здесь нам бояться нечего, ибо мы и так наследники античности. И живем в платоновском мире идей.
Наша культура магистральна по преимуществу. Отсюда — легкость в воплощении нами "европейских эйдосов". Народу-аристократу покорился балет потому, что оказался он нам, русским, родным в той же степени, что и французам эпохи абсолютизма.
"В античности творчество уподобляли припоминанию вечно существующих идей, которые изначально, вне времени человек знает" (Дм. Галковский. "Русская политика и русская философия"). А потому: нам ли глобализации бояться, когда наша культура универсальна, а отношение к творчеству античное?
Да, мы имеем этнические особенности. Но уже тот факт, что мы в балете оказались более изощренны, чем его изобретатели, говорит о безусловной принадлежности нашей к пусть Восточной, но всё же Римской Империи. И о предназначении нашем доводить всё до совершенства.
Наш природный консерватизм и наше "национальное мракобесие" оказались фактором, сдерживающим культурную инволюцию, которую многие склонны путать с глобализацией.
Мы наследуем Культуре. Запад погряз в Искусстве.
Нет нужды осваивать танцевальные языки Мерса Каннингема или Пины Бауш. За ними нет универсальной истины. Когда мы смотрим современный драматический балет, нас не покидает чувство, что мы участвуем в игре. Даже Бежар, мастер тонкий и не без вкуса, "дает спектакль". Причастность подлинности достигается в сопереживании шедеврам Петипа. В увлеченности мощным потоком хореографии Григоровича. В созерцании штудий нового "симфо-балета".
Когда нам говорят, что "школа" устарела для отражения "новых отношений", то хочется сказать, что эти "отношения" постыдны, раз их нельзя изобразить средствами классического танца.
И еще: почему любой номер в "модерне" выглядит плагиатом? Не потому ли, что сами чувства ныне столь скудны, что для их выражения хватает двух-трех движений. И обязательно — уродливых (как, например, в поделках Матса Эка).
А поскольку после Уайльда уже искусство выступает учителем жизни, а не наоборот, то и само его надлежит жесткой рукой вернуть в русло Традиции.
Танец должен сохранить священный смысл. Только в повторяемости и неизменности его будущее. В самой его аристократичности — послание потомкам. Классический балет — последний бастион Консервативной Революции. Он — антагонист буржуазного мира, беспощадная его "критика справа".
Танец с таким завтра — наш союзник. Или — что еще желательнее — наш рулевой. Мы забыли балетное чудо. А оно, тем не менее, в нас, даже когда мы об этом не помним. Взгляните на детей, пришедших на "Щелкунчика" или "Жизель". Господь говорит с ними через классический танец. Понятный неиспорченным. Забытый ожиревшими.
Сам он, подобно устремленной вверх танцовщице на пуантах, ориентирован строго вертикально. Он — воплощенный принцип иерархичности. Он — сложность и простота. Он — изысканная естественность. Он — сама жизнь в ее истинных формах.
И борьба за неприкосновенность русского балета равна борьбе за единственно достойное бытие.
Думаете, на баррикадах проще?
1.0x