№02 (686) от 10 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Саидов
НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Агония политики США на Ближнем Востоке
В последних числах декабря 2006 года произошли события, значение которых мало кто пока до конца осознает. Скончался Туркменбаши, что подтолкнуло разговоры о возможной дестабилизации богатого нефтью и газом Туркменистана. Россия и Белоруссия чуть было не оказались на грани "газовой войны", как это было год назад между Россией и Украиной. Лишь в самый последний момент конфликт, к счастью, удалось предотвратить. В США всё более вероятным кажется, что соотношение республиканцев и демократов в избранном 7 ноября новом составе Сената может сравняться, так как 60-летний сенатор-демократ от Южной Дакоты Тим Джонсон, перенесший тяжелую операцию на головном мозге, находится в критическом состоянии. Если он не сможет исполнять свои обязанности, его преемника назначит губернатор штата Майкл Раундс, республиканец. Логично предположить, что назначит он своего однопартийца. Таким образом, перевес в одно место в пользу демократов может быть нарушен, и решающим станет голос вице-президента Чейни. Принципиально это не изменит положения Буша, который после ноябрьского поражения его партии стал "хромой уткой". Зато сенатские комитеты по-прежнему будут возглавлять республиканцы, что ограничит возможности демократов по сведению политических счетов со своими оппонентами из "группы Чейни—Рамсфельда" через механизм сенатских расследований. В том числе непосредственно затрагивающего и нас дела о поставках из Украины в Китай и Иран в 2000-2001 годах образцов советских крылатых ракет Х-55.
30 декабря в оккупированном американцами Ираке, в Кадамие, бывшем центре военной разведки, был казнен Саддам Хусейн. Смертный приговор незаконного марионеточного суда был приведен в исполнение проиранскими шиитскими боевиками. Весь мир увидел, что так называемые официальные силовые структуры оккупированного Ирака и шиитские "эскадроны смерти" — это одно и то же. Свергнутый президент последние минуты своей жизни вел себя достойно. Держа Коран, он произнес: "Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед пророк его", после чего принял от рук врага мученическую смерть и стал Шахидом. Сделанная палачами и появившаяся в интернете видеозапись казни, как пишет итальянская "la Republica", "стала одним из самых чудовищных свидетельств в истории варварства" и "спектаклем, достойным времен Нерона", который "вызывает гнев у суннитов и возмущение у миллионов людей в мире". "В дикой атмосфере, когда звучали оскорбления и грубые выкрики, пять палачей в капюшонах и шииты, присутствовавшие на казни, отомстили" Саддаму Хусейну казнью, "больше походившей на линчевание". Над президентом "глумились, оглушали криками. Охранники прославляли его злейшего врага", лидера так называемой Армии Махди — шиитских "эскадронов смерти" — Муктаду ас-Садра.
Следует заметить: для того, чтобы лишний раз оскорбить мусульман, палачи задумали произвести казнь в тот момент, когда отмечается один из самых главных исламских праздников Ийд аль-Адха (Курбан-Байрам, Праздник жертвоприношения). В этот день в Мекке собрались три миллиона паломников из всех стран мира. В силу чего немудрено, что резонанс от злодеяния был многократно усилен. Всему миру стало окончательно ясно, что у оккупантов в Ираке наступила агония. Декабрь побил все рекорды по потерям их живой силы. Казнью Саддама было также продемонстрировано, что основу иракского сопротивления составляет не виртуальная "аль-Кайда", созданная в свое время самими американцами, а кадры партии БААС, которой по-прежнему больше всего боятся США и их шиитские и курдские марионетки.
Но главное — геополитические последствия. Как известно, после прихода к власти администрации Буша в 2001 году, особенно после провокации 11 сентября, эпицентр американской и мировой политики сместился на Ближний Восток. США оккупировали Афганистан и Ирак, обосновались на базах в Средней Азии, начали готовить нападение на Иран. Однако 2006 год показал, что эта силовая политика потерпела полный крах.
Американское общество её отвергло, что показали и выборы 7 ноября, и публикация доклада Бейкера—Гамильтона. Военное поражение США в Ираке и Афганистане, как и Израиля в Ливане, уже ни у кого не вызывает сомнений. Уход оккупационных войск — это вопрос времени, а новая агрессия против Ирана вообще снята с повестки дня. Одновременно, сконцентрировавшись на Ближнем Востоке, американцы проглядели Латинскую Америку, где набрали вес левые силы во главе с Венесуэлой. Упустили США и КНДР с ее ядерной программой, и Узбекистан, где провал провокации в Андижане привел к ликвидации их базы в Ханабаде и общей переориентации страны с Запада на Китай и Россию.
Уход США из Ирака и Афганистана резко усиливает Иран и возглавляемый им "шиитский полумесяц", включающий также Сирию, управляемую сектой алавитов, и ливанскую "Хесбаллу". С другой стороны, он вынуждает умеренные режимы в регионе: Саудовскую Аравию, Египет и Иорданию, — в большей степени полагаться на собственные силы, активнее помогать иракским мусульманам-суннитам, прежде всего партии БААС, и приступить вслед за Ираном к реализации собственной ядерной программы. Крах силовой политики американских республиканцев на Ближнем Востоке, видимо, будет иметь результатом переориентацию на использование манипулятивных инструментов во внешней политике, характерных для идущей к власти Демократической партии. При этом США, очевидно, вплотную включатся в глобальную конкуренцию с набравшим силу Китаем, одновременно пытаясь достигнуть с ним тактических компромиссов по отдельным вопросам.
Наиболее уязвимым делает Китай его зависимость от импорта энергоносителей. Сейчас импорт происходит преимущественно морским путем через Индийский океан и Малаккский пролив. Несмотря на строительство базы китайских ВМС в Пакистане, в этих акваториях, несомненно, еще долгое время будут господствовать американцы.
Понимая это, Китай активно ищет новые источники нефти и газа, которые можно было бы доставлять через сухопутные коммуникации, неподконтрольные США. Недавно построен нефтепровод из Казахстана в Китай, по которому перекачивается прикаспийская нефть. Есть планы строительства нефте- и газопроводов из Туркмении в Китай через территории Узбекистана и Казахстана. Более того, прорабатывается вопрос о продлении планируемых туркменских трубопроводов до Ирана и Персидского залива.
Для США реализация подобных планов крайне нежелательна. Поэтому, похоже, они вновь возвращаются к тактике активного взаимодействия с силами радикального исламизма в Центральной Азии, прежде всего — в Ферганской долине. В качестве базы сотрудничества выбрана Киргизия, в которой отсутствует эффективная центральная власть, существует крупная американская база в Манасе, куда не имеют доступ местные власти, действуют многочисленные неправительственные организации, а на юге страны полным ходом идет внедрение Шариата на низовом уровне. В фокусе внимания американцев в Киргизии находится партия "Хизб-ут-Тахрир", выступающая за создание в перспективе Халифата опираясь на ненасильственные методы и пропаганду. Помимо юга Киргизии партия, вынужденная действовать в подполье, весьма влиятельна и имеет массовую поддержку в Ферганской долине, ряде других областей Таджикистана и Узбекистана, а также на юге и даже на западе Казахстана.
Опора "Хизб-ут-Тахрир" на пропаганду идеи Халифата дополняется деятельностью других более радикальных организаций типа Исламского движения Узбекистана — ИДУ, предпочитающих насильственные методы. ИДУ во главе с Тахиром Юлдашевым, или, новое название, по словам шефа СНБ Узбекистана Рустама Иноятова — единственного пока еще не уволенного после Андижана силовика, — Исламское движение Туркестана — сейчас базируется преимущественно в Вазиристане, на границе Афганистана и Пакистана, куда его бойцы были уведены год назад из района Кундуза. Сейчас, по некоторым данным, они включились в интенсивный диалог с находящимися в Афганистане американцами и англичанами. Предмет диалога — в случае дестабилизации в Бишкеке переброска бойцов ИДУ через Памир на юг Киргизии и развертывание оттуда диверсионно-партизанской войны против узбекской части Ферганской долины. Если же удастся дестабилизировать и её, далее "исламистская волна" распространится на юг Казахстана, опираясь на преследуемых властями членов и сторонников "Хизб-ут-Тахрир".
Раньше у США были планы использовать радикальный исламизм в Ферганской долине либо для втягивания китайской армии в боевые действия в Средней Азии, либо для оказания силового давления на Кашгар и другие районы оккупированного Китаем и населенного мусульманами-уйгурами Восточно- го Туркестана. Но сейчас от этих планов отказались в виду их нереализуемости. С другой стороны, создание хаоса на путях действующих и перспективных сухопутных нефтегазовых коммуникаций из Каспия и Ирана в Китай вполне реально. Если, конечно, активно работать в данном направлении, чем американцы, видимо, и решили заняться. Следует отметить, что создание хаоса на путях транзита энергоресурсов — это своего рода фирменный стиль США и Англии на постсоветском пространстве. В частности, это было одной из важных причин обоих русско-чеченских войн и вторжения Шамиля Басаева и амира Хаттаба в Дагестан в августе 1999 года. Смысл состоял в том, чтобы на время строительства нефтепровода Баку-Джейхан вывести из нормальной эксплуатации трубу Баку—Новороссийск.
Фактически это было достигнуто. Лишь в конце 2003 — начале 2004 года, когда успешная реализация проекта Баку-Джейхан уже не вызывала сомнений, было, наконец, позволено организовать визит Ахмата Кадырова в Саудовскую Аравию. Там в обмен на интеграцию в новую чеченскую власть соратников Аслана Масхадова, таких как Магомед Ханбиев, президент Кадыров договорился об отзыве с Северного Кавказа арабских моджахедов и прекращении финансирования с Ближнего Востока сил сопротивления. Это означало конец второй русско-чеченской войны, которая была всеми окончательно признана завершенной в 2006 году после гибели Шамиля Басаева, Абдул-Халима Садулаева и Абу-Хафса. В том же 2006 году по нефтепроводу Баку—Джейхан пошла первая нефть, и надобность в войне на "северном маршруте" после этого отпала окончательно.
Возвращаясь к концепции создания хаоса на коммуникациях, неверно полагать, что ее применение ограничится Киргизией, Ферганской долиной и другими частями Центральной Азии. Не менее к этому располагают республики Приволжского федерального округа: Татария, Башкирия и Удмуртия. В них живет значительное количество мусульман: от 250 тысяч в Удмуртии до более чем двух миллионов в Татарии, и столько же в Башкирии. Подпольная партия "Хизб-ут-Тахрир" завоевала там прочные позиции. В силу должностных обязанностей, борясь с ней, местные органы ФСБ, будучи не в состоянии уличить ее членов и сторонников в чем-либо противозаконном, как правило, фальсифицируют улики, подбрасывают патроны, "хаттабки", "литературу экстремистского содержания", широко применяет пытки. Но это лишь ожесточает мусульман, толкает многих из них к насилию и отходу от мирных методов, исповедуемых "Хизб-ут-Тахрир". Тем самым создается почва для диверсий, мятежей и создания хаоса, который, свершись это, полностью перекроет основной транзит нефти и газа и вообще все наземное транспортное сообщение между Сибирью и западными районами России, а также странами Европы. Тем же самым, кстати, чреваты и "газовые войны" с Украиной и Белоруссией. Особенно если эти две страны, где, между прочим, никакого исламизма нет и в помине (даже с учетом фактора крымских татар), создадут транзитную монополию.
В целом же поле разрешения американо-китайских противоречий, и, как следствие, эпицентр мировой политики неуклонно, постепенно и внешне незаметно смещается с Ближнего Востока на постсоветское пространство, в том числе — в Россию. Наступающий 2007 год сделает это для всех очевидным.
1.0x