№01 (685) от 03 января 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Калашников
НАЦПРОЕКТ ДЛЯ ВПК
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА
Несколько месяцев назад мне довелось общаться с руководителями Лиги содействия оборонным предприятиям. Ее глава А.Долголаптев был откровенен: единого военно-промышленного комплекса, каковой был в Советском Союзе, у РФ больше нет. Производственно-кооперационные цепочки разорваны, утрачены важнейшие технологии. В ряде случаев производство современных боевых систем держится на трех-четырех специалистах отличного уровня. Но они, как правило, вступают в пожилой возраст. Их должно сменить поколение 30-40-летних. Но его нет. Сказывается кадровый провал 90-х годов. Если уйдут последние специалисты, оборонка окажется парализованной. Уже сейчас РФ с огромным трудом выполняет экспортные заказы. Через несколько лет может начаться необратимая деградация нашей военной промышленности.
США и Европа уже сейчас вытесняют РФ с рынков вооружений, поставляя заказчикам технику четвертого и пятого (начиная со Второй мировой) поколений. Например, Индию, традиционного покупателя российских военных систем, уже не устраивает их качество, технический уровень и сервис. Иностранные заказчики всё чаще настаивают на том, чтобы вся электроника на поставляемой им из постсоветской России технике была импортной.
Как показывают исследования Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпрома, треть предприятий военпрома РФ — фактические банкроты. Инвестиции в исследования и разработки в России в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Фондовооруженность работников у нас в 2-3 раза ниже. Более половины (!) уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства вооружений основных образцов, либо утрачены, либо физически и морально устарели. Больше половины станочного парка на многих из предприятий изношено на 100%. Особо отмечена необычайная затратность военного производства: в ОПК РФ в среднем на рубль доходов приходится 97 копеек расходов. То есть фактическая прибыль многих предприятий составляет 3%.
Оно и неудивительно: государство дает мизерные военные заказы. Огромные заводы производят мелкие партии или даже единичные образцы техники и оружия — при том, что постоянные затраты на содержание мощностей остаются такими же. На это накладывается элементарное воровство менеджеров и организационное бессилие государства. За последние 15 лет провалилось восемь (!) программ реформирования оборонной промышленности. Видимо, господствующая модель деятеля-"либерального реформатора 90-х годов", совершенно бессильна в деле управления такими сложными комплексами, как "оборонка". Не хватает им ни знаний, ни опыта.
ГРУСТНЫЕ СРАВНЕНИЯ
Коллапс оборонно-промышленного комплекса РФ идет на фоне настоящего бума вооружений в Соединенных Штатах. В то время, как русские едут на советском заделе, американцы творят революцию в военном деле. Когда сравниваешь военные программы США и Советского Союза 1980-х годов, то видишь: в то время мы, образно говоря, играли с янкесами в одной лиге, в одном классе. А теперь листаешь американские отчеты — и иногда кажется, что читаешь новости с другой планеты.
Вот, например, исследовательский проект, профинансированный Департаментом перспективных разработок Минобороны США (DARPA), — создание распределенной системы управления и связи подразделений, построенной по образу и подобию общения пчел в рое. Другой проект — "самосборка" и конфигурирование локальной вычислительной сети танка или самолета в конкретной схеме, определяемой набором подвешенного вооружения. Наконец, получили финансирование проекты нейросистем для распознавания и моделирования эмоционального состояния человека-оператора. А у нас в то же самое время генералы отказывают разработчикам беспилотных самолетов, способных действовать как разумная взаимодействующая "стая" — на том основании, что такого пока нет у американцев?!
В 2004 году в США состоялись гонки полностью роботизированных автомобилей по пустыне. На чей приз? Да того же DARPA. Ибо так ведется поиск систем искусственного интеллекта для боевых систем будущего. Проще говоря, боевых роботов.
Хотите еще пример? США ведут работы по развертыванию в комсосе группировки спутников-радиолокаторов. Они смогут просматривать воздушное пространствор всей планеты, засекая, впрочем, не только летящие цели, но и те, что движутся по земле. Причем даже в гористых местах. А полученная информация сможет передаваться в штабы американских военно-воздушных сил и в кабины боевых самолетов! Благодаря этому американские ВВС получат колоссальное превосходство над всем миром. Их самолеты смогут видеть любого противника, не выдавая себя включением бортовых радаров. Они смогут нападать скрытно и из самых выгодных позиций. Как показывает опыт Второй мировой, войн в Ираке и Югославии, при таком информационном превосходстве один истребитель-бомбардировщик США способен сделать больше, чем десятиь машин противника, лишенных подобной системы глобального видения.
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ
Перечень самых неотложных мер попробовали составить на совместной конференции "Рособоронэкспорта" (РОЭ) и Лиги содействия оборонным предприятиям. О необходимости нового национального проекта так или иначе говорили генеральный директор "Рособоронэкспорта", председатель бюро Российского Союза машиностроителей Сергей Чемезов и руководитель группы его советников Александр Бриндиков, председатель правления Союза машиностроителей, заместитель генерального директора "РОЭ" Владимир Артяков.
Практически все высказались в поддержку проводимой "Рособоронэкспортом" политики участия в технологическом перевооружении ряда ведущих предприятий-производителей экспортной продукции военного назначения. Но что делать дальше? Ведь надо привлекать бюджетные деньги на технологическое перевооружение предприятий. И тут намечены приоритеты.
Во-первых, необходимо бюджетное возмещение предприятиям ОПК части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в отечественных банках на технологическое перевооружение. Необходимо также предоставление госгарантий по заимствованиям, осуществляемым в российских банках строго на технологическое перевооружение предприятий оборонно-промышленного комплекса. Наконец, необходимо выделить дополнительные бюджетные средства в 2007-2009 годах на целевое финансирование технологического перевооружения предприятий ОПК, внесенных в реестр стратегических. В том числе — в рамках уже имеющейся федеральной целевой программы "Развитие ОПК на период до 2015 г.".
Кроме того, предложено упростить процедуру и сократить сроки возмещения НДС для экспортеров продукции военного назначения. А заодно и освободить предприятия от начисления НДС на авансовые платежи по контрактам государственного оборонного заказа (это совершенно идиотский порядок, когда государство тут же отнимает у предприятий часть денег из своих же оборонных затрат!) Чтобы остановить технологическую деградацию, придется освободить от таможенных пошлин и НДС импортное технологическое оборудование и запасные части, не производящиеся в Российской Федерации, но необходимые для сохранения и развития критических технологий. Нужны и налоговые льготы. Например, по налогу на имущество для тех научных организаций, что устанавливают новое оборудование. Или по налогу на прибыль: если освобождаемые от налога средства направляются на технологическое перевооружение.
Таким образом, русская оборонка в основном рассчитывает на себя и на государственные заказы. Она вправе это делать: сегодня бюджет РФ просто заливает поток нефтедолларов. И деньги в РФ, в отличие от 1990-х годов, есть. Просто теперь нужно ими грамотно сманеврировать. Например, направлять отчисления за аренду федерального имущества на технологическое перевооружение предприятий. Или ввести льготный выкуп земли для предприятий, отнесенных к категории стратегических.
Но вот в чем загвоздка: Россия решила вступать в ВТО. А как там посмотрят на то, что Москва начнет политику государственного субсидирования машиностроения и ОПК? И не придется ли нам уже в самом ближайшем будущем выбирать: либо оставаться в ВТО, но беззащитными, с устаревшим вооружением и разваленной оборонной индустрией, либо выходить оттуда, чтобы обеспечить себе хоть какие-то гарантии военной безопасности?
1.0x