№52 (684) от 27 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Иван Миронов
АМЕРИКАНСКАЯ РОССИЯ
Из диссертации на соискание учёной степени
Император Александр II, "Освободитель" и "Реформатор", является политическим символом просвещенного либерализма, его принято представлять лучом света в кромешной тьме "реакционного" царизма, отцом демократических свобод и социальных преобразований. Именно эта конъюнктура определяет сегодня освещение истории его правления. Неприкосновенность репутации Императора в официальной науке распространилась и на исторические оценки самых неблаговидных государственных дел, вершимых именем "Освободителя".
Отказ России от заокеанских колоний по сей день преподносится как жест доброй воли во имя мира и согласия с "вечной" союзницей — Америкой. Но документы, хранящиеся в Архиве внешней политики Российской Империи МИД РФ, с юридической строгостью раскрывают закулисные механизмы "сделки века", воссоздают вырванную страницу истории "эпохи реформ".
Символом золотой лихорадки "дикого запада" представляют Аляску одни, крупнейшим нефтяным резервуаром Америки — другие, военным плацдармом против России — третьи, но памятуют все, что это русская земля, правда, мало кто сомневается в полезности ее продажи, повторяя от частого потребления уже ставший аксиомой миф о скудости тогдашней российской казны, мол, куда денешься: Империи нужны были деньги. Послушаешь, почитаешь историков, что нынешних, что прежних: и открывать-то нам Аляску было незачем, и за всю историю Русской Америки оставалась она глухим медвежьим углом, и продажа ее — единственное добро, сделанное нами в ее истории. Утверждают, что с укреплением России в Приамурье и Приморье Аляска сделалась непосильной обузой для Государства Российского, содержать русскую Америку не было ни средств, ни сил. Словом, обременительное захолустье Империи. С равным успехом таким захолустьем можно выставить и Красноярский край, и Архангельскую землю, и Якутию… На самом деле Аляска для царской России была значимее многих российских земель. Русские колонии в Северной Америке играли роль второго легкого, позволявшего Государству Российскому дышать полной грудью, гармонично развиваться на подвластных ей территориях. С Аляски доступнее были Восточная Сибирь, Приморье, Сахалин, Курильские и Алеутские острова. Заокеанские колонии стали восточным форпостом Империи, простирающим монаршее покровительство и милость на весь Русский Восток.
Так что же это был за край, оставленный Россией в 1867 году?
Площадь Аляски — северо-западной части Северной Америки — 1 518, 8 тыс. кв. км, в три раза больше Испании, в шесть раз — Великобритании, в пятьдесят раз — Бельгии. Обживаться здесь мы начали с 1784 года, тогда сибирский промышленник Григорий Иванович Шелехов на острове Кадьяк основал первое русское поселение, а через 14 лет Григорий Иванович с сотоварищами, купцами Мыльниковым и Голиковым, создали "Соединенную американскую компанию", через год преобразованную ими в Российско-Американскую компанию, получив от Императора Павла привилегии на единоличное управление всей Русской Америкой: Аляской, Алеутскими островами и западным побережьем Америки до 55 градуса северной широты с исключительным правом на промысел, торговлю и мореходство в северной части Тихого океана.
Российско-Американская компания стала монополистом русских колоний в Северной Америке с центром в Ново-Архангельске на острове Ситха (о.Баранова). Пятнадцать поселений, в том числе крепость Росс в Калифорнии, заложили мощный фундамент России на Американском континенте. Очень скоро Российско-Американская компания вошла в число крупнейших мировых коммерческих предприятий, конкурируя с общепризнанными лидерами — Ост-Индийской и Гудзонбайской компаниями.
Колонии России в Северной Америке имели для Империи важнейшее геополитическое значение, ведь уже в первой четверти XIX в. участие в соперничестве за первенство в Западном полушарии выводило европейские государства в мировые державы и стимулировало их военную и экономическую мощь. Благодаря колониям на Аляске развивался российский военно-морской флот на Тихом океане, расширялись научно-географические исследования, снаряжались кругосветные экспедиции. Снабжение колоний в Америке требовало более интенсивного торгового движения по азиатской части России — в Сибири, Приамурье, на Камчатке, — и создавались новые поселения, дороги, порты и оборонительные сооружения.
Конечно, будь Русская Аляска на иждивении бюджета страны, она легла бы тяжкой ношей на плечи государства, но был найден универсальный способ управления колониальными землями через частную коммерческую компанию под государственным покровительством. Российско-Американская компания весьма успешно хозяйствовала и управляла на Северо-Американском континенте, приносила немалую прибыль, обеспечивала безопасность вверенных ей территорий даже в период военных конфликтов России с другими мировыми державами. Казалось бы, при таком положении Русской Америки создавались все предпосылки для отделения территории колоний в независимый "штат", как это не раз случалось с французскими и английскими колониями, но в том и дело, что Российские колониальные владения, помимо экономической и политической самостоятельности, имели особый дух "русского подданства", который определялся Православным миссионерством в отношении местного населения, его крещением и катехизацией, продуманной политикой "врастания" туземцев в "русский мир" через обучение, лечение, опеку, принятие на государственную службу детей от смешанных браков с наделением их социальными гарантиями. В отличие от колоний Англии, Франции, Испании и Португалии, заокеанские владения России были духовно связаны с материнским государством.
Безусловно, это очень беспокоило соперников России, которые стремительно теряли свои заокеанские земли, обретавшие независимость и республиканское правление, в то время как русские владения оставались незыблемой твердыней Империи и со временем могли оказаться опорной точкой для российской экспансии на юг континента. Так что в отторжении от России ее североамериканских колоний было заинтересовано не только молодое государство США, но и старые мировые державы, боявшиеся усиления России в Западном полушарии.
1.0x