Авторский блог Максим Калашников 03:00 26 декабря 2006

РОССИЯ НА ПОРОГЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ

№52 (684) от 27 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Калашников
РОССИЯ НА ПОРОГЕ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Сама жизнь заставляет РФ рвать с неолиберальными принципами и спасаться от надвигающегося краха
В октябре 2005 года президент Владимир Путин выдвинул несколько национальных проектов развития: "Качественное образование", "Современное здравоохранение", "Доступное и комфортное жилье" и "Эффективное сельское хозяйство". Позже начался еще один нацпроект — демографический. А вскоре де-факто Кремль запустил проект развития нанотехнологий.
Теперь становится очевидным, что число подобных проектов будет расти. Слишком большой оказалась цена господства в 1990-е годы российских неолибералов с криминальными наклонностями. Слишком изношенной — инфраструктура РФ. Проблемы, разруха и угрозы обступают страну со всех сторон. Поэтому государство просто вынуждено будет инвестировать свои средства в экономику на плановой основе. По сути дела, мы имеем дело не с национальными проектами, а всероссийскими проблемами, угрожающими нашей жизни.
Из чувства самосохранения РФ придется вводить плановую экономику, вспоминая опыт формированной индустриализации раннего СССР. Удачно или неудачно — вопрос другой.
В ноябре 2006 г. заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков выступил с программной статьей "Национализация будущего". Сегодня впору говорить и о другой тенденции — "Социализации грядущего".
ГРОЗЯЩАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА
В 2000 году группа исследователей из знаменитого Института прикладной математики имени Келдыша провела работу по заказу тогдашнего Министерства промышленности, науки и технологии. Изучался вопрос: может ли РФ перейти от сырьевой экономики к инновационной, и что ждет страну, если продолжится движение по сырьевой траектории? Его итоги огласили на заседании президиума Академии наук 18 сентября того же года руководители исследовательской группы Георгий Малинецкий и Сергей Курдюмов.
"...В десятилетней перспективе сложной социально-экономической системе, каковой является мир России, угрожает коллапс. Системный кризис подвел страну к черте, где закритический износ основных фондов ведет к череде техногенных и социальных катастроф, рост цен на энергоносители — к окончательному уничтожению обрабатывающей промышленности, повышению транспортных тарифов — к необратимому распаду страны...
Из-за своего географического и геоэкономического положения, в силу высокой энергоемкости производства и жизни в холодной стране, 4/5 территории которой лежит в зоне вечной мерзлоты, Россия не может сколь-нибудь долгое время быть сырьевым придатком стран "золотого миллиарда"..."
Перехода на рельсы инновационного развития с 2000 года не случилось. Зато стал сбываться худший прогноз. За 2006 год выяснилось, что положение страны — аховое. Что из строя грозят выйти важнейшие элементы системы жизнеобеспечения и функционирования городской цивилизации как таковой.
Сначала речь зашла об электроэнергетике, где выработка киловатт-часов в 2008 году грозит сравняться с потреблением. И вот теперь государство вынуждено забыть о планах либеральной реформы РАО "Единая энергосистема" и о надеждах на частных инвесторов, обязуясь вложить в отрасль 78 млрд. долл.
Но теперь уже и железные дороги (акционерное общество "Российские железные дороги") бьют тревогу: не хватает подвижного состава. Как недавно признал глава "РЖД" Владимир Якунин, инвентарный парк пассажирских вагонов составил на 1 января 2006 года 25 тысяч 600 единиц. При сроке службы в четверть века средний возраст вагонов в РФ — более 18 лет, процент износа парка достиг более 74 процентов. В течение 2006-2007 годах РЖД потребуется списать почти 10% всего парка. Чтобы не парализовать перевозки в стране, необходимо ежегодно до 2010 года закупать более тысячи секций локомотивов, около 30 тыс. грузовых и 1200 пассажирских вагонов. При этом инвестиционные возможности компании позволяют приобретать только половину (!) требуемого подвижного состава, причем годовые закупки пассажирских вагонов в количестве 1200 единиц позволят сохранить парк только в нынешнем объеме. А если экономика продолжит свой рост? Он просто захлебнется из-за транспортного кризиса. Страну может разбить паралич.
А динамика среднего возраста промышленного оборудования в РФ? Если брать Советскую Россию (РСФСР), то в 1980 г. — это 9,5 лет. В 1990-м — 10,8 лет. А в Росфедерации 2004 г. — уже 21 год! Доля оборудования со сроком эксплуатации менее пяти лет сократилась за 1980-2004 гг. с 35,5 процента до 8,6 процентов. Вывод: РФ менее конкурентоспособна, чем СССР самого застойного своего периода. Фактически она — страна-свалка устаревшего металлолома.
Налицо газовый голод. Монополист-"Газпром" все сильнее "отвязывается" от национальной экономики, переключаясь на рынки Европы. По всем канонам либерализма, он стремится поставлять "голубое топливо" туда, где за него платят в два-три раза дороже. В этом смысле внутрироссийский рынок для него непривлекателен. И вот уже "Газпром" наращивает экспорт, вкладывает деньги в покупку западноевропейской электроэнергетики, намерен строить электростанции в Средней Азии (а попутно — и грандиозный небоскреб ценой в три миллиарда долларов в Петербурге), не обращая внимания на то, что природного газа не хватает самой РФ. Вопрос времени — повышение внутрироссийских цен на газ, которое, спасая финансовое положение "Газпрома", окажет губительное влияние на промышленность и на состояние местных бюджетов. Это только усугубит системный кризис.
И тут простой сменой руководства "Газпрома" не обойтись. Необходима национальная программа спасения газовой отрасли, скрещенная с программой газозамещения, экономии "голубого топлива" и развития производства сжиженного газа.
С намерением разработать свой национальный проект выступили Лига поддержки предприятий военно-промышленного комплекса и главный экспортер оружия из РФ — госкомпания "Рособоронэкспорт". У них сильные аргументы: на глазах утрачиваются сотни критических технологий, изнашивается и устаревает оборудование заводов, с уходом на пенсию подготовленных в СССР кадров исследователей, инженеров и ученых. Ведь смены им так и не подготовили. О намерении предложить власти свой вариант национального проекта говорят в научном сообществе: русская наука просто не выживет без формирования полноценной инновационной системы в РФ.
Проблемы отраслей не только нарастают — они теперь еще и накладываются одна на другую, усиливая кризисные явления. Так, инвестиционные планы "Единой энергосистемы" и нацпроект "Доступное жилье" оказались под серьезным ударом из-за того, что "Евроцемент Груп", монополист цементной отрасли в РФ, за 2006 взвинтила цены на 60 процентов. И у нее тоже есть оправдание: заводы нуждаются в срочной реконструкции. Нужно наращивать объемы реального производства.
Уже очевидно, что Росфедерации необходимы особые программы, касающиеся атомной отрасли. В особую статью выделяется энергосбережение в национальном масштабе: без него РФ рискует остаться без дополнительных объемов газа и нефти на экспорт — не говоря о громадных затратах на строительство новых мощностей в электроэнергетике. А там уже подступают проблемы невероятно запущенного жилищно-коммунального хозяйства и ветхого жилья. Достаточно сказать, что в 1999 г. в РФ было 90 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья. До 2010 года эта цифра возрастет еще на четверть миллиарда квадратных метров. А через двадцать лет придется сносить до одной пятой всей городской застройки! Если сегодня страна не выйдет на ежегодный ввод в строй 80 миллионов квадратных метров жилья, то скоро превратится в край трущоб. В подобие американского Гарлема или Южного Бронкса. А нарастить объемы строительства — очень сложная задача. Как свидетельствует бывший глава Госстроя СССР Юрий Баталин, в советской РСФСР (нынешней Росфедерации) строилось около 75 миллионов метров квартир в год. А нынче имеющиеся мощности позволяют строить не более 65 миллионов квадратных метров.
Приплюсуем сюда проблемы изношенной гражданской авиации, устаревания вооружения в армии и на флоте. Добавляется необходимость вкладывать значительные деньги в преодоление отставания РФ от остального мира в области нанотехнологий, в космонавтику.
Список остается открытым. Судьба страны повисает на волоске. Тут хочешь-не хочешь, а придется вводить плановую экономику. Уже нельзя обойтись разрозненными планами подъема разных отраслей. Они должны быть взаимоувязаны, дабы не разрушать друг друга. А кто может обеспечить такое согласование? Только новый Госплан. Неизбежно и усиление централизации управления: ведь сегодня уйма денег в РФ тратится нерационально и расточительно. По некоторым сведениям, только дочерняя структура "Газпрома", "Межрегионгаз", тратит в год до 100 миллионов долларов на поддержку спортивных клубов. В то же время, такие средства могли бы спасти передовые научно-технические разработки России.
БУДУЩЕЕ РФ: СОЦИАЛИЗМ НА "КОМАНДНЫХ ВЫСОТАХ"
Исходя из всего сказанного, нетрудно предсказать: в ближайшей исторической перспективе России придется переходить на новый вариант социализма.
Грозные процессы разрушения самой основы бытия Росфедерации кладут начало слому модели "путинской стабильности". Впрочем, и сам В.Путин это понимает, ибо недавно заявил об "энергетическом капкане" для экономического роста. Но недруги наши ошибаются, ожидая в итоге процесса распада РФ. Актуальнее другое: национальная попытка мобилизоваться. Побороть разруху и начать национальное развитие. Тем паче, что общество для этого созрело.
Государство должно мобилизовать крупные средства, дабы на плановой основе вкладывать их в строительство инфраструктуры и в важнейшие проекты национального развития ("командные высоты" по Ленину). Все остальное отдадут рынку, малому и среднему предпринимательству. Незачем переводить в государственные руки торговлю, сервис, бизнес на использовании технологий, созданных в рамках государственных программ. Так, впрочем, делается и в США. Разве плоды гонки вооружений в виде хай тека (мобильной связи, Интернета) не были коммерциализированы и отданы на откуп частному предпринимательству?
Иного выхода просто нет. Никакой частный инвестор не станет тратить деньги на инфраструктурные проекты и программы долгосрочного развития. В этом смысле "либеральный эксперимент" в РФ, шедший с 1992 г., провалился. Ультралиберальные рыночные реформы пытались провести в полностью проеденной коррупцией стране. Оттого они превратились в процесс бурного разрушения. Нам говорят: надо бороться с коррупцией. Но при ультралиберальной практике сие невозможно. Мощные группировки, поднявшиеся на коррупции, на присвоении государственной собственности и бюджетных средств, на рваческих, сиюминутных операциях по немедленному обогащению слишком сильны. Остается один путь: введения социалистических преобразований. Конечно, это вызовет резкое неприятие стран-членов ВТО. Но можно прогнозировать и другое — интересы выживания очень скоро заставят РФ порвать с этой организацией.
Происходящее в РФ нельзя считать чем-то из ряда вон выходящим. На Украине идут те же процессы. Например, президент Ющенко принял "оранжевую", популистскую программу "Десять шагов навстречу Украине", где предусматривается увеличение затрат на социальные программы. Но жизнь его быстро поправила: ведь и в его республике идут те же процессы разрушения и деградации, что и в РФ. И вот при формировании бюджета на 2007 г. социальные затраты де-факто урезаны, а главными статьями расходов стали ассигнования на обновление горношахтного оборудования Донбасса, на обновление изношенных систем жилищно-коммунальной сферы, на инновационное обновление производства и внедрение энергосберегающих технологий. И это понятно: речь идет об элементарном выживании. На социалку просто нет средств.
Да чего там Украина! Похожие проблемы сегодня подступают к США и Евросоюзу. Годы господства ультралиберализма, мании "сокращенного государства" и погони за скорыми прибылями дали о себе знать. Инфраструктурный кризис наметился в Америке. Еще в 2001 г. Американское общество инженеров в своем сенсационном докладе сообщило, что инфраструктура Соединенных Штатов (дороги, мосты, городской транпорт, авиация, школы, водоснабжение, канализация, дамбы, утилизация отходов, водный транспорт) обветшали до опасной степени. И сюда придется вложить 3,13 триллиона долларов. Например, изношено 75 процентов инфраструктуры средних школ, 54 тысячи систем водоснабжения городов устарели, большая часть из 16 тысяч канализационных систем США близка к выходу из строя. Нехватка финансирования канализации составляет до 12 миллиардов долл. в год. 2100 дамб Америки в 2001 г. считались небезопасными, и этот вывод, увы, подтвердился в ходе Нью-Орлеанского "потопа" в 2005-м. Энергетика? С 1990 года усиливается дефицит мощностей. Ежегодный ввод их в строй не превышает 7 тыс. мегаватт, тогда как нужно не менее 10 тысяч.
Европа уже страдает от старения населения: слишком много средств тратится на социальное обеспечение пенсионеров. В то время, как наметились серьезнейшие проблемы с той же инфраструктурой, особенно — с энергетикой. Кроме того, Европа отстает от остального мира в части вложения средств в перспективные научно-технические программы. Падает качество образования в странах ЕС...
Таким образом, мир развитых стран, пострадавших от ультралиберальных рыночных реформ (начатых Маргарет Тэтчер и Рональдом Рейганом), также входит в полосу борьбы с разрухой. Просто России, где все обострено до предела, придется действовать намного смелее и быстрее остальных. Мы первыми вошли в полосу крушения индустриального строя — первыми должны и выйти из него, породив новую цивилизацию.
На повестке дня — социализация будущего, хотим мы того или нет. Проблема заключается лишь в воплощении наметившейся тенденции.

26 марта 2024
19 апреля 2024
1.0x