№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
КАРЕЛИЯ НЕ ДЛЯ РУССКИХ?
Совсем недавно рассказал я в нашей газете о судьбе Александра Валентика, в прошлом главного редактора легендарного карельского "Комсомольца", а с 1977 по 2000 год заместителя председателя ГТРК "Карелия" по радиовещанию. Немало писем приходит ко мне от неравнодушных читателей, и на каждое из них я непременно отвечаю. Но нынешнее послание от петроградского друга адресовано прежде всего к нашим властям, забывшим напрочь о титульной нации России — великом русском народе. Потому я и помещаю его в своей колонке вместе со стихами несломленного патриота из Карелии.
“Савва, дорогой, здравствуй!
Я прочёл подаренные тобой книги, в том числе и последнюю, совершенно замечательную боевой патриотической позицией "Возврату не подлежит!". Очень хорошо написал об этой твоей книге в "Деловом вторнике" "Труда" Дмитрий Шеваров. А нынче в газете "Завтра" прочёл материал о презентации твоих книг в "Библио-Глобусе".
Удивляюсь, откуда в тебе столько сил — физических! В неиссякаемости же сил духовных, зная тебя с молодых лет, я никогда не сомневался. Тем более — спасибо тебе, что при таком напряжённом режиме работы, — нет, не работы даже, а каждодневной борьбы, — ты нашёл время и возможность поддержать меня той публикацией в газете "Завтра"! Газеты я тоже получил — спасибо!
Конечно, эта твоя поддержка мне очень была нужна. Потому что после той сумасшедше напряжённой жизни редакторской, которая у меня была с юных лет, вдруг оказаться выброшенным в небытие, — очень тяжело. Ведь новым хозяевам жизни кажется, что до них не было ничего и никого… Ни нас, ни наших дел, ни "Комсомольца" нашего — они ничего этого не знают и знать не хотят.
Мне тоже было бы (есть) что сказать нашим карельским "швыдким", да, к сожалению, у нас совершенно нет таких возможностей, таких изданий, как в Москве, где у тебя ещё всё-таки есть возможность высказаться. Всё зажато!
Единственный раз, когда в прошлом году повсеместно в России уничтожали местное русскоязычное радио и телевидение, я в нашей газете "Лицей" выступил со статьёй "Радио Карелии, прощай?", в которой высказал всё наболевшее. Потом эта статья была перепечатана в вашей газете "Культура". После этого приехал в Петрозаводск начальник управления местного вещания ВГТРК из Москвы и выговаривал местным властям, как, мол, вы это допустили, что у вас кто-то вякает по поводу политики телерадиовещания, одобренной самим президентом и Думой.
Поэтому тебе ещё раз спасибо за поддержку! Это по-товарищески, по-дружески!
У нас в Карелии сейчас с благословения путинской Москвы всё русское давится, глушится.
Вот я работал 30 лет на радио, из них 23 — руководил этим радио. И, как и в "Комсомольце", мне удалось создать прекрасный ансамбль журналистов. Теперь все они сокращены, русскоязычные литературные, музыкальные, молодёжные, детские программы все закрыты. Вещание же на карельском, вепсском, финском языках — раздуто неимоверно, увеличено вдвое. А слушать некому, потому что белорусов и украинцев в Карелии больше, чем карелов. Некому эти передачи ни слушать, ни их готовить, потому что профессионализм журналистов национального вещания — нулевой. Единого литературного карельского языка нет, но два раза в неделю идут литературные передачи на карельском языке. Всюду трубится, что в Карелии 100 литераторов, пишущих прозу и стихи по-карельски. Представляешь, какое это убожество! Кому? Зачем? — нужна такая национальная политика?! Ведь это же ссорит карелов и вепсов с русскими, чего сроду в Карелии не было! С утра до вечера разговор о "Калевале", а русских былин, сказок, записанных в Заонежье, будто и не было. И заонежане вроде бы уже — и не коренное население. И на русском языке тоже Москвой разрешены передачи только о карельской национальной культуре, литературе и музыке, о русской — только один раз в месяц в моём "Литературном радиокурьере", который спонсируется Минкультуры Карелии.
Чуть что, наши карельские националисты пишут сразу в СБС, в Совет Европы, в ООН. Оттуда — бумага Путину, от Путина — нашему губернатору. Наша власть боится всех — и только русского можно топтать и унижать любому дерьму.
Жалко, что так мусорно кончается жизнь. Ведь так верилось, надеялось, любилось. Спасибо тебе, что ты бьёшься, как те былинные русские богатыри, да только нынешние Змеи-Горынычи уж больно хитры и ушлы.
Посылаю тебе несколько новых своих стихов.
С уважением, преданный нашему делу —
Александр Валентик
1 ноября 2006 г.
СТАРАЯ БАРЖА
На баржах по Онежскому озеру нас, детей войны, эвакуировали в 1941 году из Петрозаводска. Баржи эти бомбили…
Старая баржа…
Сонная баржа…
Чем ты забылась во сне?
Ты, в 41-м тонувшая дважды,
Помнишь ещё о войне.
И не от этого ли причала
Ты уплывала
В ту несказанную даль,
Где никогда ты не уставала,
Где не туман, а печаль?..
Ты и сейчас ещё слышишь ночами
Отзвуки тех канонад…
"Синий платочек" на тихом причале…
Оторопь сиплых команд…
Ты ведь не крейсер…
И не "Аврора"…
Барже — иная судьба.
Не с кем тебе о победах поспорить.
И не разбудит труба.
***
Ах, поэт, ну к чему твоя блажь?
Обманули нас бредни свободы.
И бездарные мечутся годы.
Хоть входи — не входи
Ты в свой благостный раж.
Нет отрады. Оставил нас Бог.
Не рыдает по нам Богоматерь.
Мы на самой из самых ледащих дорог.
И пуста грешной кровью залитая скатерть.
Не вином, но виной, — что в раздорах
Продули свою самобранку;
Что и щучье веленье
Отвернулось от наших емель;
Что не рады мы солнцу
И злы спозаранку;
Да и русскую совесть свою
Мы проспали ужель?..
Только ты ещё веришь:
Земли Богатырской начало
Неизбывно — всё вещим стихом ворожишь.
В непроглядную темень,
Слепыми ночами —
Н е к и й с в е т сердцем пламенным зришь”.
Савва Ямщиков
1.0x