Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 5 декабря 2006

АПОСТРОФ

№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
АПОСТРОФ


Владимир ГУБАРЕВ. Ракетный щит империи. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 400 с., 4000 экз.
Владимир ГУБАРЕВ. Секретный атом. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 464 с., 4100 экз.
Владимир ГУБАРЕВ. Русский космос. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 464 с., 4000 экз.
Идеи новой российской империи, наследницы и преемницы многовекового имперского пути отечественной истории, может быть, и медленно, но верно находят отклик в самых разных слоях нашего общества. Вот и издательство "Алгоритм" порадовало читателей запуском новой серии "Сверх-держава. Русский прорыв. Секретные технологии империи". Открывает её своего рода трилогия известного журналиста Владимира Степановича Губарева: "Ракетный щит империи", "Секретный атом" и "Русский космос".
Выбор этой ракетно-ядерно-космической триады как тематики представленных книг, разумеется, не случаен. Если в конце XIX века у Российской империи, по словам Александра III, было лишь два союзника: её армия и флот, то сегодня у нашей страны надежный союзник остался вообще один: это её ракетно-ядерные силы. Не будь их, уверен — Российская Федерация сегодня представляла бы куда более жалкое зрелище, чем то, что мы видим сегодня. Да и оставалось бы еще такое государство на политической карте мира — тоже большой вопрос.
Мне кажется, главное достоинство этих работ Владимира Губарева — в глубине и системном раскрытии избранной тематики. Так, повествование о "русском космосе" начинается с Николая Фёдорова и Константина Циолковского, о "секретном атоме" — с предвоенных споров ученых-физиков по поводу расщепления атомного ядра как возможного источника энергии.
После чтения еще раз утверждаешься в мысли, что главное достояние страны — это не миллиарды долларов и даже не природные ресурсы, а люди, люди и еще раз люди. Циолковский и Королев, Тамм и Курчатов, Харитон и Уткин, Глушко и Гагарин, даже Берия и Сахаров... Десятки, сотни известнейших стране и миру имен, десятки и сотни тысяч, а может быть — даже миллионы — людей, "просто" и увлеченно трудившихся над ракетно-ядерно-космическими проектами. Теми проектами, которые составили славу России в ХХ веке и стали гарантией нашего выживания на рубеже тысячелетий. Поневоле задаешься вопросом: сколько же неродившихся, несформировавшихся, нераскрывшихся, ушедших из жизни раньше времени талантов — а может быть, и гениев — унесла и продолжает уносить в небытие длящаяся до сей поры эпоха "рыночно-демократических реформ"?
Второе, не менее важное, достоинство губаревской трилогии — обширная фактология, положенная в её основу. Множество уникальных и малоизвестных моментов создания отечественной ракетно-ядерно-космической триады можно узнать разве что в высказываниях собеседников Владимира Губарева: космонавтов, ученых, конструкторов. Снова он, пресловутый "человеческий фактор"!
Впрочем, есть в этой "сверхдержавной трилогии" не только очевидные достоинства, но и некоторые недостатки, которые являются продолжением этих самых достоинств. Рассказывая о советском космосе, о советском атоме, даже о советском ракетно-ядерном проекте автор как будто забывает, на каком идейно-политическом и социально-экономическом фоне шло осуществление этих проектов, в его "зеркале" почти не видны отражения иностранных, прежде всего американских, вызовов и угроз "стране победившего социализма". Зато совместным проектам с NASA, будь то знаменитый "Союз—Аполлон" 70-х годов, или нынешняя Международная космическая станция (МКС), уделяется вполне заслуженное внимание.
Такого рода "сглаживание углов", в принципе, и понятно, и объяснимо. Ворошить прошлое — особенно прошлое не слишком давнее и особенно при определенной активности и глубине ворошения — занятие во всех смыслах небезопасное и чреватое. В конце концов, в области космоса мы с теми же американцами успешно сотрудничаем больше тридцати лет, все довольны, МКС строится, "Мир" — на дне Тихого океана, космонавт Леонов — член правления небезызвестного "Альфа-банка", и так далее, и тому подобное...
Разумеется, более чем далек Владимир Губарев и от всей "конспирологии", связанной с реализацией, например, такого масштабного проекта 60-х годов, как "первые люди на Луне", практически осуществленного за несколько лет — сразу же после гибели Сергея Павловича Королёва и Юрия Алексеевича Гагарина — и технически неповторимого вплоть до нынешнего времени. Что ж, видимо, и вправду нельзя объять необъятное...
Но стремиться к этому надо.
Поэтому в будущих книгах по истории Советского Союза и Российской Федерации конца ХХ — начала XXI века "индекс цитирования" работ Владимира Губарева, скорее всего, окажется достаточно высоким, а ссылки на них — привычными, если не обязательными.
1.0x