Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 декабря 2006

ОФИЦЕР-НЕВИДИМКА

№49 (681) от 06 декабря 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Левый
ОФИЦЕР-НЕВИДИМКА

Увидев такой заголовок, читатели могут подумать, что речь пойдет о новых военно-технологических разработках или подвигах героев "невидимого фронта". Отнюдь. Речь пойдет совсем о другом.
Как-то раз, года так четыре назад, в одно из высших военно-учебных заведений столицы, пришел на должность преподавателя офицер. Был он в то время еще капитаном. Но стремления служить Родине обнаружить он у себя никак не мог, как ни пытался. Поэтому в его отношении к службе начала появляться нехорошая тенденция: стремление просто абстрагироваться от нее. Как же он это сделал? Да, очень просто. Перестал время от времени посещать неприятное ему заведение. Чтобы забить чем-то высвободившееся время, стал крепко выпивать. Конечно, командованию кафедры это было не по душе. Стали проводить с ним беседы, но не помогало. Посильнее что-то нужно было. Начали выговоры объявлять. Но только как с гуся вода. Все нипочем русскому офицеру. В итоге, начальник подвел своего подчиненного под неполное служебное соответствие и уволил. Здесь всё и началось.
Думал, думал капитан, да и решил через полгода идти в суд правду искать. Подняли его дело. Начали смотреть, что да как. И выплыло: оказывается, служебная карточка капитана чистая, как слеза ребенка. Быть такого не могло, и как нашему офицеру удалось ее отмыть, только он да тот, кто ему помогал это делать, и знают. Тут такая оказия вышла — что начальник отдела кадров, при котором капитана увольняли, к тому времени сам уже не служил. А новый — вообще не знал об этом деле ничего. Получилось, что основания для увольнения по служебному несоответствию никакого не было. Пришлось обиженного капитана восстановить, потому что нельзя его по закону уволить без квартиры. Вот и восстановили — до получения жилплощади. В России и так бед много, а квартирный вопрос — вообще особенный. Да еще с военными, да еще в Москве. Здесь это сложно в квадрате.
Значит, капитана восстановили. Да только менять он своего отношения к службе не собирался. Перестал ходить на нее вообще. Зато зарплату получал в полном объеме исправно. Чем, кстати, был чрезвычайно доволен. На него в расписании забивали пары учебных занятий — он не приезжал, его фамилию ставили в график нарядов — он уклонялся. На него писали рапорта и докладывали о случившемся вышестоящему командованию — не помогало. В наряд он заступать отказывался: мол, соответствующей формы одежды у него не имеется. Его пытались наказать рублем: лишить квартальной премии, например, или надбавки за сложность и напряженность. И лишали. Да только ненадолго. Не собирался наш герой мириться с такой несправедливостью. Снова обращался в суд. И выигрывал, заявляя там, что служить он хочет и будет. Ему возвращали денежки. Он продолжал в своем стиле. Шли годы, капитан стал майором, потом дослужился до подполковника. Дослужился, хотя на службе ни разу и не был. Начальник кафедры хотел было разобраться с этим, даже к юристам обращался. Да только получалось так, что себе же дороже и вышло бы. Ему сказали, что дело это долгое. Займет много времени. Да и всякие бумаги нужно будет писать чуть ли не каждый день. Вот и решено было оставить, что ли, в покое этого человека. А наш герой не унывал. И уже получил медальку "За безупречную службу". Теперь новоиспеченному подполковнику собираются дать квартиру — процесс на стадии оформления. Так что хэппи-энд его службы близок.
А теперь история другого офицера, который служит с товарищем Невидимкой. Только служит реально. У него — принципы, по-другому не получается. Прежде чем прийти на кафедру, он прошел несколько войн. Это и Афганистан, и Чечня. Имеет боевые награды: орден Красной звезды и медаль "За отвагу". Сам полковник, кандидат исторических наук и доцент. Служит уже 28 лет. "Уважаемый человек", — заметите вы. Да только не считает, видимо, так наше государство. Дело в том, что до сих пор полковник остается без жилья, живет в комнате офицерского общежития. Общежитие это я видел лично. Скажу прямо — зрелище не для слабонервных. Ощущение, что это бедняцкий квартал мексиканского сериала, откуда выхода нет — разве что прямиком на кладбище.
Так вот и получается, что живет там наш полковник и ничего сделать не может. Надеется, на справедливость. Воспитан он так, и всё. Не может он судиться с государством, которому служит. Не в его это принципах.
На кафедру приходят молодые адъюнкты, которые за три года пытаются защитить кандидатские диссертации. И что же они видят? А видят то, что есть два офицера. Один служит, как надо. Другой служит, как не надо. Получают за это одинаково. Второй даже в фаворе, получается. Возникает в их головах нехитрый вопрос: а зачем напрягаться, если можно, пальцем не шевеля, иметь столько же, сколько будешь иметь, служа верой и правдой. Вот и пропадает стимул к службе у военной молодежи. Так рождаются новые "офицеры-невидимки"…
1.0x