Авторский блог Сергей Кугушев 03:00 28 ноября 2006

ИМПЕРСКАЯ ЗАДАЧА

0
№48 (680) от 29 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Кугушев
ИМПЕРСКАЯ ЗАДАЧА
Часть вторая
В короткий период между двумя частями статьи уместилось многое, требующее глубинного изучения. Весьма неоднозначное.
Прежде всего В.В.Путин и Дж.Буш подписали давно готовящееся соглашение о вступлении России в ВТО. Даже либеральные СМИ не могли ни отметить, что вступление в ВТО дает небольшое снижение цен на импорт для потребителей и существенные преференции для металлургов и производителей химической промышленности, но оно же может поставить крест на машиностроении и других отраслях отечественной обрабатывающей промышленности. Не лучшая судьба уготована Российским банкам и страховым компаниям. Не может быть, чтобы Президент не знал последствий вступления в ВТО. Тогда что это: тонкая рискованная игра в надежде выиграть время, учитывая сроки вступления в ВТО, или убежденность в безальтернативности для России интеграции в глобальную экономику на роли сырьевой составляющей? Будущее покажет.
Пока же о настоящем. Президент во всеуслышание заявил об "энергетическом капкане для экономического роста". Зима еще не началась, а в Красноярске и на Камчатке крупномасштабные аварии и отключения от электроэнергии объектов социальной инфраструктуры. Президент собирает энергетическое совещание с участием Правительства, Газпрома и РАО ЕЭС, но оно, по сути, заканчивается ничем. Хорошо информированные источники в Правительстве утверждают, что грядет двухэтапное повышение цен на газ: с 1 января — на 15% и с 1 июля — на 13%, с соответствующим ростом цен на электроэнергию и тепло. В эти же дни начались торги на электронной газовой бирже, где цена на газ достигла 66 долларов США за 1 тысячу кубометров, что в 1,5 раза выше установленных государством цен. В эти же дни помощник Президента Игорь Шувалов заявил, что Россия поднимет внутренние цены на газ примерно в 3 раза за 5 лет. И если цены для населения обещано субсидировать, правда, не ясно, в каком размере, то для остальных потребителей никаких льгот не предусматривается. По его словам, в течение 5 лет цены достигнут внутри страны 150 долларов за 1 тысячу кубометров. Энергетики, в лице технического директора РАО ЕЭС России Б.Вайзихера отреагировали на такую перспективу следующим образом: "Мы считаем, что за повышением цен на газ последует и пересчет наших тарифов на электроэнергию". При этом доля газа в топливной структуре РАО составляет 70%. Другие же составляющие топливного баланса — мазут и уголь, еще дороже и дешеветь не собираются.
Но и это еще не все. Уже сегодня дефицит газа для электростанций составляет 4,2 млрд. кубометров газа. А завтра он будет много больше. Попытка заменить газ углем не слишком реалистична. Прежде всего перевод ТЭЦ с газа на уголь потребует времени, средств и приведет в больших городах к серьезному ухудшению экологической ситуации. Кроме того, с учетом постоянно растущих тарифов РЖД на перевозку угля выработанная из него электроэнергия будет поистине "золотой".
А что же Газпром? Ответ на вопрос дал на недавно состоявшемся форуме "Нефть России: будущее и настоящее" Вице-премьер А.Жуков. Он сообщил, что планируется к 2015 году увеличить поставки газа в Европу с нынешних 150 млрд. кубов до 270-280 млрд. кубов. Наряду с этим намечено увеличить поставки газа в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этой связи "Газета", издаваемая английской группой "Дейли Телеграф", гордящаяся своей принадлежностью к атлантическому эстеблишменту, пишет буквально следующее: Газпром вскоре сведет к минимуму свою работу внутри страны и станет чистым экспортером топлива. Газпром имеет все шансы освободиться от тяжкого бремени работы на внутреннем рынке и стать международной монополией, выполняя при этом функции газовой дубинки для АТР" и Европы — добавлю я.
Что хочет мир от России, ясно. Чего желает Газпром, тоже понятно. К каким последствиям все это может привести для промышленности, сельского хозяйства и населения, тоже гадать не приходится. Собственно, остаются всего 2 вопроса. Первый: о чем думает власть, и какие ей видятся перспективы России? Гадать не будем. Время даст ответ на этот вопрос. Второй вопрос таков: будет или нет, найден разумный баланс между потребностями в формировании постиндустриального и высокотехнологического уклада, нуждами населения, с одной стороны, и стремлением к максимизации доходов и росту капитализации российского ТЭКА и прочих отраслей первичной переработки сырья, с другой? Если будет, то построение Пятой Империи может быть поставлено в национальную повестку дня достаточно скоро. Если нет, то ее создание станет ответом — своевременным или уже запоздалым, нам знать не дано — на глубочайший российский кризис, как составляющую часть глобального системного кризиса, шансов избежать которого, по мнению наиболее осведомленных экспертов и аналитиков, остается весьма немного.
Памятуя позицию врача из романа А.Камю "Чума" о необходимости в любой ситуации делать дело, попробуем сформулировать пути решения проблем, встающих перед страной в полный рост в сфере энергетики и топлива.
РЕШЕНИЯ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Энергосбережение должно стать приоритетным — номером один на ближайшие годы. Об этом на конкретных примерах написал суперпрофессионал, возможно, лучший энергетик России, В.Кудрявый в газете "Завтра" (2006, №43).
Для тех, кто заинтересовался этой проблемой и хочет ознакомиться с ней поглубже, порекомендую недавно переведенную на русский язык книгу "Фактор 4" фон Вайдзеккера и Э. И Х.Ловинсов. Эта книга — настоящая энциклопедия методов и технологий энергосбережения. Она должна стать настольной книгой для всех губернаторов, мэров, предпринимателей и людей, озабоченных выживанием в нашем суровом мире. В настоящее время подавляющее большинство технологий и подходов, разработанных в книге, привязаны к российским условиям, и многие из технических средств, детально описанных в книге, изготавливаются российскими предприятиями. "Фактор 4 " выложен в интернете в свободном доступе, может быть скачан каждым из читателей газеты. Обязательно прочитайте, и вы убедитесь, что удвоение производства или дохода при уменьшении в два раза расхода электроэнергии — не миф, а реальность, более того, повседневность. Собственно говоря, поэтому книга и называется "Фактор 4". В России, я думаю, она могла бы называться "Фактор 5", "Фактор 6 ", а то и больше, ибо расточительство наше зачастую не знает границ. Пример? Пожалуйста. Даже в такой хорошо управляемой компании, как "Лукойл", принятие недавно вооружение уникальной системы тотального учета расходования электроэнергии в реальном времени по всем производственным и непроизводственным объектам позволило компании сократить потребление и платежи за электроэнергию не в проценты, а в разы.
Теперь, кто должен заниматься энергосбережением? Конечно, потребители и региональные власти, больше всего страдающие от дефицита и дороговизны электроэнергии. Потому как губернатор или мэр решают проблемы энергосбережения, сегодня нужно судить об их работе, тем более возможностей и технологий для этого более чем достаточно. А если кто не знает — обратитесь в газету "Завтра", вам подскажут.
Хорошо, скажут читатели, вопрос с преодолением дефицита электроэнергии можно немедленно решить за счет проведения массовой национальной компании энергосбережения. Но как быть с теплом и моторным топливом? Причем не для отопления сельского дома, не для трактора и автомобиля крестьянского хозяйства, о чем вы писали в предыдущей статье, а для городов-миллионников? Нам и здесь есть что ответить. Начнем с сырья. Группой компаний "Теллос" наработаны технологии превращения в дизельное топливо и нафту отходов нефтеперерабатывающих производств, которых в стране имеется десятки и десятки миллионов тонн.
Теперь об автотранспорте. В России разработан и успешно прошел испытания и сертификацию в Германии композит, после обработки которым двигателя расход топлива у автомобилей уменьшается на 8-12%.
Но еще более революционная разработка проходит экспериментальную проверку в рамках Проекта-96. Полученные в специальном реакторе композитные смеси из воды и дизтоплива или бензина в пропорции 1 к 1 дает такие же показатели в качестве использования топочного и моторного топлива, как чистое дизтопливо и бензин. Несложно понять, что значит для сферы ЖКХ и автомобиль- ного транспорта. Именно здесь лежит один из кардинальных и немедленных путей выхода из кризисной ситуации, способной привести к последствиям, описанным в первой части данной статьи.
Приведу еще один пример. Той же группой "Теллос" проведены многочисленные испытания на городских ТЭЦ, газокомпарационных станциях, дающих устойчивую экономию в 6-12% от потребляемого топлива, газа. Если бы эта технология была применена в масштабах страны, это дало бы экономию в десятки миллиардов долларов и позволило бы ликвидировать текущий дефицит газа для электростанций. И такие примеры можно множить и множить. Но мы остановимся, чтобы перейти от сегодняшнего дня к дню завтрашнему.
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ ЗАВТРА?
Завтра на первый план выходит газ. России, обладающей 40% доказанных мировых запасов газа, предоставляется исторический шанс, опираясь на газовую промышленность, решить многие проблемы возрождения экономики страны. И здесь решающую роль играет структурная перестройка отечественной газовой промышленности. Недопустимо впредь ориентироваться на продажу за рубеж сырого газа. В связи с ожидаемым падением добычи нефти только газ может взять на себя задачу обеспечения сырья химической промышленности и организации производства больших объемов моторных топлив. Проблемой производства синтетического жидкого топлива из природного газа (СЖТ) в мире занимаются давно, но к практической работе приступили только недавно. Так "Шеврон-Тексако" осуществляет в Нигерии строительство завода по конверсии газа в жидкость (КЖГ) производительностью 2 млн. тонн в год. Другим центром производства СЖТ становится Катар. До конца этого года будет пущен завод, производящий 34 тысячи баррелей в сутки или примерно все те же 2 млн. тонн в год. Одновременно осуществляется строительство завода производительностью 3,9 миллиона тонн в год. С пуском второй очереди общая его мощность составит 7,8 миллионов тонн жидких продуктов в год. Завод будет перерабатывать 16 миллиардов кубометров газа. Его стоимость 5 миллиардов долларов в год. Продукция завода, дизельное топливо, составит 50%, остальное нафта, а также сжиженный газ, бутан-пропан.
Для России организация крупномасштабного производства жидких продуктов из газа значительно важнее, чем для других стран. Наши газовые месторождения в основном находятся вдали от побережья, что не позволит создать значительные мощности по производству сжиженного природного газа. Поэтому нам сам Бог велел создавать заводы по КГЖ и экспортировать не сырой газ, а продукты его переработки с высокой добавленной стоимостью — дизтопливо, нафту, бутан-пропан.
Как известно, в настоящее время разворачивается строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Ввод его первой очереди, мощностью 50 миллионов тонн намечен на конец 2008 года. Нефтепровод надо заполнять нефтью, желательно быстрее, чтобы поскорее окупить вложенные средства. Пока единственный реальный источник нефти — Западная Сибирь, откуда планируется транспортировать 20 миллионов тонн. В Восточной же Сибири в настоящее время можно рассчитывать только на Толаканское и Верхнечонское месторождение. По оценке специалистов, с этих двух и прилегающих месторождений на первом этапе в год будет добываться до 10-12 миллионов тонн нефти и одновременно не менее 5 кубометров газа. Куда деть газ? Сжигать?! Этого нельзя допустить. Поэтому необходимо построить в районе Усть-Кута завод мощностью 5 миллиардов кубов газа по переработке газа в жидкие продукты и проложить газопровод от месторождений до завода. Также можно построить завод по конверсии газа в жидкость в Ухте, рядом с существующим МПЗ и ориентировать его на переработку газа Ямала. Всего же, по мнению Ю.П.Баталина, правомерно ставить вопрос о создании в Газпроме мощностей по производству из природного газа до 50 миллионов тонн дизельного топлива, также бутана-пропана, метанола и другой высокотехнологической химической продукции. Именно такой подход, с одной стороны, обеспечивал бы "Газпрому" максимальную экономическую эффективность и прибыльность в долговременной перспективе, и, одновременно, полностью соответствовал бы нуждам экономики нашей страны, особенно в условиях мягкой автаркии и поддержания необходимого уровня экспорта, но не сырого газа, а продукции с высокой добавленной стоимостью.
Другая задача на завтра — это развитие атомной энергетики. В последнее время здесь делается немало. Начали поступать средства, поднимается атомное машиностроение, реанимируются ранее законсервированные атомные электростанции. Сегодня, кроме того, разработан и осуществляется комплекс мероприятий по повышению эффективности системы энергообеспечения и эксплуатации атомных электростанций с тем, чтобы вывести их в среднем на коэффициенты использованной мощности до 83%, что соответствует примерно нижней границе установленной мощности АЭС в Западной Европе и США. Одновременно, в этом году заложены несколько плавучих АЭС, специально ориентированных на подачу относительно дешевой электроэнергии для северных районов и прежде всего тех, где ведется добыча полезных ископаемых, а также на экспорт.
Возрождение атомной отрасли жизненно важно и для снабжения крупных городов теплом. Так нуждаются в максимально широком распространении атомные станции теплоснабжения (АСТ). Они сверхнадежны, гораздо дешевле в строительстве и эксплуатации АЭС и дают экономичное тепло. В свое время дикое своеволие позволило господину Немцову ради карьеры закрыть Горьковскую АСТ и поместить в ее здании водочный завод. Пущены на ветер сотни миллионов долларов, а город посажен на дорогой и прохладный отопительный паек — вот результаты деятельности либерал-экономистов. До сих пор, атомным теплоснабжением за счет отбора 2-3% пара от турбин АЭС пользуются жители полумиллиона городов и поселков вокруг АЭС. А их может быть миллионы и миллионы, и при этом эксплуатация абсолютно безопасна. А отходы могут быть превращены в полностью экологически чистые материалы. Развитие атомной энергетики, включая АСТ, вместе с внедрением революционных разработок по котельному топливу позволят обеспечить население и промышленность теплом и электроэнергией по тарифам, делающим их продукцию конкурентной, а жизнь обеспеченной.
ЗАДАЧИ НА ПОСЛЕЗАВТРА
В заключение статьи я расскажу о проекте, подготовленном коллективом под руководством академика Д.С.Стребкова. Этот проект показался бы мне совершенно фантастическим, если бы не стал результатом поручения Саммита "большой восьмерки" в Генуе в 2001 году и не прошел бы строжайшую международную экспертизу с привлечением ведущих специалистов из многих стран мира. Он предполагает подлинную революцию, базирующуюся на использовании возобновляемых источников электроэнергии и принципиально новых способах передачи электроэнергии на огромные расстояния.
Коллективом Стребкова к настоящему времени разработаны и практически готовы к опытному промышленному производству компоненты солнечных электростанций, удовлетворяющих требованиям экономичности, долговечности и эффективности. Собственно, требования эти просты: КПД солнечных электростанций должен быть не менее 20 %, срок службы должен составлять 50 лет, производство проводникового материала для солнечных электростанций должно составлять не более 15 долларов за один килограмм, стоимость установленного киловатта пиковой мощности солнечной электростанции не должна превышать тысячи долларов.
Созданная под руководством академика Стребкова система, над которой работали специалисты многих институтов нашей страны, удовлетворяет этим требованиям и нуждается лишь в постановке на промышленное производство. Что же она может дать? Она может дать поистине фантастические результаты. Приведем их. Если расположить две солнечных электростанции, разработанных коллективом Стребкова в окрестностях города Пинска республики Беларусь и города Уэлен Чукотского автономного округа с активной поверхностью солнечных батарей 25 на 25 километров, то эти электростанции в течение шести месяцев с 22 марта по 22 сентября дадут 560 млрд. киловатт/часов в год, пиковая мощность каждой электростанции составит 125 млн. киловатт/часов. Чтобы понять, о чем идет речь, поясню. Такая мощность составляет примерно две трети от имеющихся мощностей всех электростанций, входящих в "РАО ЕЭС". Не менее важна и разработанная коллективами под руководством Стребкова на основе гениальных открытий Николо Тесла система передачи электроэнергии на огромные расстояния.
Существующие технологии позволяют передавать потоки электроэнергии мощностью 10 гигаватт на расстояние несколько тысяч километров. Стоимость линий электропередач превышает 1 миллион долларов за один километр, а с учетом различного рода устройств превышает 5 млн. долларов.
Коллектив Стребкова развил идеи Николы Тесла. Если он ставил эксперименты по передаче тока без проводов по воздуху или под водой, что могло повлечь за собой, возможно, катастрофические последствия для внешней среды, то Стребков использовал принципы Тесла для передачи энергии по кабельным линиям. Можно приехать во Всероссийский научно-исследовательский институт электрификации сельского хозяйства и убедиться, что эти кабельные линии не фантастика, они проложены, действуют и прекрасно передают ток. Коллектив Стребкова разработал систему передачи тока по кабельным линиям на основе резонансных методов передачи энергии на практически неограниченные расстояния с мощностью потока до нескольких тероватт, что превышает все мыслимые потребности в электроэнергии России и других развитых стран. Это не сказка, а быль. Более того, Стребков ясно видит и недостатки солнечных электростанций. В уникальной работе Д.С.Стребкова и А.И.Некрасова "Резонансные методы передачи электрической энергии", изданной мизерным тиражом, они пишут следующее: "Влияние погодных факторов на выходную мощность солнечных станций избежать нельзя. В автономных электростанциях для компенсации мощности солнечных электростанций используются буферные накопители энергии. Современные буферные накопители обладают отличными маневренными характеристиками, они автоматически и очень быстро переходят от режима заряда к заряду. Но создать в крупной энергосистеме батарею накопитель достаточной емкости практически невозможно по экономическим соображениям". Иными словами, чисто солнечной энергетики создать невозможно.
И вот тут сказка-быль имела вполне конкретное продолжение. На состоявшейся 30 мая 2006 года пресс-конференции директор научного центра прикладных исследований Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне сообщил мировую сенсацию. Он сказал буквально следующее: "Российские ученые создали батарею, которая может трансформировать в электричество как солнечную энергию, так и энергию звезд". Эта уникальная батарея, не имеющая аналогов в мире, может работать 24 часа в сутки. Основой звездной батареи послужило новое вещество — гетероэлектрик. Гетероэлектрический фотоэлемент в совокупности с конденсаторами способен работать в видимом и инфракрасном излучении. То есть, в отличие от солнечных батарей с 20 процентной эффективностью, облачность на ночное время работы для звездной батареи не помеха. Эффективность работы нового устройства составляет порядка 54 %, а в инфракрасном спектре — 31 %, Расчеты показывают, что стоимость звездной батареи будет в разы меньше, чем у всех существующих современных устройств.
Таким образом, если объединить уникальные разработки ядерщиков из Дубны с достижениями коллектива во главе со Стребковым, Россия получит уникальную энергетику, которая сможет покрыть потребности не только России, но и всего человечества дешевой, нескончаемой, возобновляемой энергией. И еще раз повторю для тебя, недоверчивый читатель, все, что ты прочитал, — это не сказка, а быль. Все это существует, работает, действует, и при наличии политической воли, организационной культуры и здорового рабочего фанатизма может быть реализовано в ближайшие 10-15 лет. Это настоящая имперская задача, это задача для Пятой Империи.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x