№48 (680) от 29 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Коньков
МИНСК И РИГА
В белорусской столице открылся 15-й, вроде бы юбилейный, саммит СНГ, а в латвийской — одновременно — очередной, 57-й саммит НАТО. Два международных политических мероприятия, максимально сближенные не только в пространстве и времени, но даже по своей форме. И максимально различные по своему содержанию.
26 стран Северо-Атлантического альянса будут обсуждать весьма разные вопросы: от "миротворческих" операций по всему миру, прежде всего в Афганистане (о, наркотрафик!), до "сигналов" о распространении данной организации на Балканы (ЕС — всего лишь прихожая НАТО) и расширении сотрудничества с Украиной и Грузией. "Постсоветскими" республиками, представители которых, получается, тут же, рядышком, в Минске, будут сдавать экзамен на "преодоление проклятого прошлого". Поэтому вовсе не случайно в повестке дня рижского саммита появился пункт, посвященный "энергетической безопасности". Перед этим сенатор Ричард Лугар призвал альянс быть готовым отразить любую угрозу энергетическим поставкам во входящие в него страны. "НАТО не является экономической организацией, но мы должны определять, что НАТО может обеспечить в этой области", — подтвердил эту заданную из Вашингтона линию генсек альянса Яап де Хооп Схеффер.
Сделать, надо признать, данная структура может немало. Например, гарантировать нынешним странам СНГ безопасность альтернативных маршрутов транзита энергоносителей, минуя территорию РФ. И тогда нефть и газ республик Средней Азии, а также Азербайджана, может "стремительным домкратом" уйти из традиционной российской "трубы" в "трубы" наподобие нефтепровода Баку—Джейхан. В таком случае нынешний "экономически оправданный" курс Газпрома на тотальное повышение экспортных и внутренних цен поставок "голубого золота" гигантским прессом ляжет именно на отечественную экономику, на всё российское общество.
Не случайно проблемы энергетики практически все "младшие братья" Кремля из СНГ, включая даже Белоруссию, считают сегодня конфликтным фактором в межгосударственных отношениях. И будут действовать, исходя вовсе не из российских, а из собственных интересов. Так что ни жесткие, ни мягкие позиции здесь России уже не помогут. Без развития собственной конкурентоспособной и высокотехнологичной промышленности, без наращивания собственного военно-политического потенциала, без прекращения постоянных стратегических уступок всем и вся наша страна так и останется колоссом даже не на глиняных, а на "нефтегазовых" ногах. Которые будут лопаться, как мыльный пузырь, даже без посторонней помощи. А уж то, что страны НАТО, с одной стороны, и Китай/Япония — с другой, несомненно, заинтересованы в "свободном режиме" получения российских энергетических ресурсов для своих экономик, только усиливает вероятность подобного "лопания".
1.0x