Авторский блог Владимир Винников 03:00 21 ноября 2006

АПОСТРОФ

№47 (679) от 22 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
АПОСТРОФ

Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия. / Составитель В.В.Суходеев. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2006, 496 с., 4000 экз.
Издания подобного рода, наверное, уже в ближайшее время будут выходить всё чаще и чаще. "После моей смерти на могилу товарища Сталина нанесут кучу мусора, но ветер истории развеет её". Конечно, многие, очень многие еще мечтают и еще пытаются превратить "сталинское" тридцатилетие (1924-1953 гг.) если не в "чёрное", то хотя бы в "белое пятно" нашего прошлого, однако эти мечты и эти попытки, несомненно, будут развеяны тем самым "ветром истории", о котором предупреждал "отец народов" и "лучший друг советских физкультурников", творец Великой Победы 1945 года, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин. Полностью забелить-очернить его облик, как это удалось историкам, скажем, относительно царя Иоанна IV (Грозного), вряд ли получится: всё-таки со дня смерти отца-основателя "Большой тройки" (прообраза нынешней "Большой восьмёрки") и Ялтинско-Потсдамской системы в мировой политике прошло всего лишь (и уже!) чуть более полувека. Из русской песни слова о Сталине не выкинешь.
Правда, существует и другая опасность — представить Иосифа Виссарионовича абсолютным идеалом правителя для Руси, обелить его до полного сияния и скрыть все — даже вполне объяснимые реальной социально-политической обстановкой того времени — просчеты и ошибки вождя. Сегодня, после многих лет либерального поношения Сталина, эта опасность может показаться надуманной и маловероятной, но ситуация может поменяться с категорической быстротой: слишком уж ничтожными оказываются итоги правления его идейных противников. И подобно тому, как титаническая фигура Петра I до поры во многом закрывала грехи его наследников из числа "романовской" династии, "чудотворному строителю" по имени Сталин может быть уготована аналогичная судьба.
Наверное, сложнее всего — признать феномен Иосифа Виссарионовича именно как самоценное явление отечественной истории: закономерное и по-своему неизбежное, сотнями тысяч нитей связанное с прошлым и будущим нашей страны. Достояние не только партии большевиков и "красной традиции", а намного более сложное и многомерное. Точно так же, как Маркс “не был марксистом”, Сталин явно не был “сталинистом”. В этой связи, конечно, вспоминаются не только восстановление армейских погон и гвардейских знамен, института Патриаршества в Русской Православной Церкви и границ "Большой России", бездарно утраченных его наследниками из ЦК КГБ, но и такие, например, непритязательные внешне фразы в радиовыступлении 2 сентября 1945 года: "Свою агрессию против нашей страны Япония начала ещё в 1904 году... Поражение русских войск в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побеждённой и подписала акт безоговорочной капитуляции".
К сожалению, ни эти слова, сказанные вовсе не членом РСДРП(б) в 1905 году, а руководителем Советского Союза сорок лет спустя, ни эта война, равно как инцидент на Халхин-Голе и сотни других событий сталинской эпохи, не нашли отражения на страницах изданной "Эксмо"/"Алгоритмом" энциклопедии о Сталине. Первый блин вышел если не сплошным комом, то с явными "комковатостями" — вне сомнений. Это касается и содержания книги (многочисленные и неоправданные повторы текста, или, например, отсутствие в статье о генерале армии Николае Фёдоровиче Ватутине каких-либо упоминаний насчёт Сталина), а тем более — оформления её. Например, просто вопиющий факт: на стр.147 воспроизведена зеркальная копия фотографии со стр.18, — при этом, в отличие от Сталина на "Царицынском фронте", Сталин-"член Реввоенсовета республики" красуется в "женской", застегнутой на правую сторону, гимнастёрке и с трубкой якобы в левой руке.
Эти и другие накладки издания могут быть вызваны только одним: желанием побыстрее "занять нишу", — желанием вполне объяснимым с коммерческих позиций, но ничуть не оправдывающим качество конечного продукта. При всем уважении к подвижническому труду составителя, такого рода энциклопедии должны готовиться и выпускаться не энтузиастами-одиночками "сталинианы", а мощными коллективами ученых-единомышленников, с нормальным справочным аппаратом и профессиональной корректурой. Но — "врачу, исцелися сам!" — чего иного сегодня можно ждать от патриотической журналистики и патриотических издательств? Как сказал бы в подобной ситуации сам Иосиф Виссарионович, "другой энциклопедии у меня для вас нет". Будем надеяться, что временно.
1.0x