Авторский блог Шамиль Султанов 03:00 21 ноября 2006

«ДЕТИ — НАШЕ ПРОШЛОЕ»

№47 (679) от 22 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Шамиль Султанов
«ДЕТИ — НАШЕ ПРОШЛОЕ»
Этюды системного кризиса
…Модно говорить c придыханием о российском демографическом кризисе. Особенно после того, как об этом уже высказался Президент Путин. Поэтому все без исключения озабоченно заговорили о неуклонном сокращении населения России. Или о том, что смертность в стране устойчиво и гордо превышает рождаемость. Либералы радуются: во всем цивилизованном мире население убавляется; наконец-то и Россия интегрировалась в цивилизацию смерти.
Что-то надо делать. Что-то, наверное, и делается. Но…
Почему дети не рождаются в России? Потому что они не хотят здесь появляться на свет и жить, ибо им в этой стране плохо, очень плохо. Дети и подростки — самая угнетенная, униженная, забитая, обворованная, бесправная и оскорбленная социальная группа в России.
В 1990 году в России было 34 миллиона детей до 15 лет. Сейчас — меньше 22 миллионов.
…Мать родила ребенка, и тут же его задушила своими руками. Не выдержав пьянства матери, пятиклассник повесился. В школе-интернате для сирот детей заставляли присесть, поднять руки и часами крутить ладошками, будто вкручивая лампочку; за попытку подняться малышей жестоко били по голове. За бутылку водки отец продал малолетнюю дочь своим собутыльникам. Мать уморила сына голодом. Тысячи детей убивают на подпольных операционных столах ради органов, нелегальный экспорт которых из страны растет…
В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов — это официальная цифра. По неофициальным данным — свыше 5 миллионов. Пять миллионов убийств неродившихся детей. От 10 до 15% абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности 7-8% женщин становятся бесплодными. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200-250 тысяч человек. Сейчас в России 78 миллионов женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) — 39,1 миллиона, из которых 30 процентов женщин (свыше 12 миллиона) страдают гормональными нарушениями и гинекологическими проблемами — различные осложнения после венерических заболеваний. Двести тысяч беременных не могут выносить ребенка до срока. 4 миллиона мужчин репродуктивного возраста бесплодны. Соответственно 15% семейных пар в принципе не могут иметь детей.
В России именно дети имеют самый высокий риск бедности. Почти три миллиона бедствующих детей до 15 лет живут в трагических, нищенских условиях. В стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях.
В России всего 36 процентов семей имеют детей. Зато их доля в общем количестве бедных семей составляет 80 процентов. То есть каждый последующий ребенок это возрастающий неумолимо шанс обеднеть. Для супружеской пары, решившей завести всего одного ребенка, риск впасть в бедность составляет 78 процентов. А для осмелившихся родить троих — 94,5 процента! Более 83 процентов семей с детьми вынуждены ютиться на жилой площади ниже официальной санитарной нормы.
Доказанный безжалостный научный факт: даже краткий период бедности в детстве оказывает резко отрицательное влияние на умственное развитие человека. То есть у бедных с детства практически нет никаких шансов улучшить свою жизнь.
Сотни тысяч российских детей бегут в проклятую неизвестность — от голода, отупляющей нищеты, от пьяных родителей, от безжалостных взрослых, от равнодушного общества. Ежегодно только в детских домах оседают более ста тысяч детей. А точные данные таковы: в 2002 году — 127 тысяч, в 2003 году — 129 тысяч, в 2004 году — 132,5 тысячи, в 2005 году — 133 тысячи детей оказались в детских домах. Из этого детдомовского контингента почти половина впоследствии полностью сопьются и будут рожать себе подобных. Каждый десятый детдомовец кончит жизнь самоубийством. Остальные окажутся в тюрьме. И только 10 процентов кое-как устроятся в этой жестокой жизни.
В России численность подростков, употребляющих наркотики, достигла 4 миллионов человек. Около миллиона из них — уже жестко наркозависимы. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодежи в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Число случаев смертности от употребления наркотиков в сравнении с 80-ми годами в целом по стране увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних — в 42 раза.
В 2005 году было зарегистрировано свыше 150 тысяч преступлений, совершенных подростками. К этим данным необходимо добавить еще 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Школьные программы настолько перегружены, что за последние годы среди выпускников российских школ не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. С 1995 по 2005 годы у детей вдвое увеличилось количество заболеваний пищеварения, в 4,5 раза — количество хронических заболеваний нервной системы.
Они вырастают — и рано или поздно выжившие начинают понимать, что российское общество не только покорежило их детство, но и нагло обворовало их будущее. Оказывается, пирог уже разделен, и для них только крошки валяются под столами ловких, наглых, аморальных….
…Безжалостный системный кризис убивает наших детей — беззащитных и слабых. И наше неопределенное будущее, такое же беззащитное и слабое… По ком звонит колокол? Он уже звонит по мне, по тебе, по России.
Банальность, но страна сможет выжить только если спасет своих детей. Поэтому ядром действительной системной стратегии может стать общенациональный проект "Спасти наших детей!"
И здесь не надо отдельных бумажных программ, отдельного финансирования, отдельных форейторов такого проекта. Бюрократия не поможет. Нужен национальный порыв, нужно сверхусилие, чтобы, наконец-то, пробудить инстинкт самосохранения
Во-первых, в условиях нынешнего углубляющегося системного кризиса страны надо отбросить в сторону бессмысленные иллюзии и фантазии по поводу некой великой "общенациональной мечты". Единственным общим делом, которое как-то консолидирует атомизированное, морально разлагающееся российское общество, может стать реальная, каждодневная, человеческая забота о детях. Если мы хотим, чтобы в стране наконец-то появилась живая, объединяющая, общая для всех нравственность, то именно забота о детях должна стать главной, системной ценностью такой общенациональной морали.
Во-вторых, главным критерием определения эффективности деятельности всего государства, всех многочисленных государственных министерств и ведомств должна стать работа по постоянному улучшению положения всех российских детей.
В-третьих, дух, буква, цели общенационального проекта "Спасти наших детей!" должны постоянно лежать в основе главного финансового документа страны — бюджета. Бюджет должен отвечать, прежде всего, на главный вопрос: что должно быть сделано, что должно быть профинансировано, чтобы положение миллионов детей реально улучшилось. Не через год, и не через два года, а завтра. Как это проконтролировать, кто лично будет нести ответственность, что надо сделать с теми, кто попытается украсть деньги у детей.
В-четвертых, необходима срочная разработка и принятие специального кодекса федеральных законов, призванных не только защитить права всех российских детей, не только гарантировать детям и подросткам достойную жизнь в России, но и ужесточить ответственность всех юридических и физических лиц, посягающих в любой форме на права детей, прежде всего право на безопасность и развитие.
В-пятых, если российский бизнес действительно заинтересован в будущем страны, то он должен проявить свою социальную ответственность, прежде всего, в рамках общенационального проекта "Спасти наших детей". За счет добровольных взносов необходимо создать общероссийский фонд "Будущее — детям!", который аккумулировал бы десятки и сотни миллиардов рублей. У нас в стране есть сотни общественных организаций, тысячи честных людей, которые как-то пытаются помочь детям. Соединение усилий этих совестливых людей, общественных организаций и движений с усилиями российского предпринимательства не только бы дало позитивные результаты для миллионов обездоленных детей, но и стимулировало бы развитие самодостаточного гражданского общества.
Хотя учитывая родовые качества и характер российского "дикого капитализма", надеяться на бизнес надо в последнюю очередь.
В-шестых, проблема жизни и будущего детей и подростков коренится, прежде всего, в базовой общероссийской проблеме — бедности десятков миллионов жителей России, бедности большинства. Для страны, которая живет за счет экспорта (прожирания) невозобновляемых природных ресурсов, фактически бедность не является значимым экономическим фактором. Но такой ресурсный экспорт с нравственной, гуманистической точки зрения является формой фактического грабежа будущих поколений — наших детей, внуков, правнуков. Поэтому борьба с бедностью сегодня — это не эфемерное пожелание, а системный императив. Если мы продаем ресурсы, права на которые имеют и будущие поколения, то значительная и возрастающая часть доходов от такого экспорта должна использоваться для решения проблемы бедности, от которой больше всего и страдают дети.
Наконец, в седьмых, патриотизм сегодня в России — это, прежде всего, конкретная забота о конкретных детях. "Патриотический" словесный понос на фоне миллионов страдающих, мучающихся детей — что может быть омерзительнее и безнравственнее!
Если чуть видоизменить слова команданте Эрнесто Че Гевары, то можно сказать: "Не может быть патриотизма, если забыт хотя бы один голодный ребенок!"
Автор — депутат Государственной думы РФ, фракция «Родина»
1.0x