Авторский блог Владислав Шурыгин-старший 03:00 14 ноября 2006

«ЗАКРЫТЫЙ» ПАРАД И ОТКРЫТЫЙ ПРОТЕСТ

№46 (678) от 15 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Шурыгин-старший
«ЗАКРЫТЫЙ» ПАРАД И ОТКРЫТЫЙ ПРОТЕСТ

О ноябрьском параде сорок первого года мы сегодня знаем всё или почти всё… Мы — это три поколения ныне живущих в России людей.
Связь первых двух поколений, знание ими истории Родины были прочнейшими. Третье поколение в детстве еще носило красные галстуки и вступало в комсомол. Пример дедов и отцов, сама идеология государства растила из них патриотов. Но только до того самого времени, как социалистическое государство было предано и разрушено, а на его месте стало то самое, в котором все ныне и живем…
Новые вожди и их сподвижники-идеологи отринули все социалистическое, советское. Все по принципу — "разрушить до основанья". А затем? Затем "свой новый мир построить?" Строят, но в основном — виртуально. Фактически же — "доводят до ручки" то, что раньше работало и дышало… Идеологию, воспитание, связь поколений пытаются заменить долларом, идеей наживы… Получается, но не очень. Сплошная пробуксовка. Многие в "новый мир" встроиться не могут, не понимают, что же происходит. И тогда вынужденно, нехотя, новым идеологам приходится обращаться к истории, к традициям, которые были отринуты ими, казалось бы, навсегда.
Развалили армию, хотели было дать ей трехцветные знамена, но что делать, если вся героическая история наших полков и дивизий — цвета пролитой в боях крови, цвета Боевых Знамен. Оставили красные. Под ними и служит уже новая, Российская армия… Политработники в ней, понятное дело, упразднены. Их место долго пустым не было. Ввели помощников командиров по воспитательной части. А у нас всегда каждый командир был воспитателем. Только всех и его самого воспитывала государственная идеология.
Новые бравые песни для армии и для народа придумываются редко и трудно. "Не плачь, девчонка!" еще как-то соревнуется с "А для тебя, родная, есть почта полевая!" А до смысла песни защитников Москвы: "Мы не дрогнем в бою за столицу свою…" — надрывные, газмановские никак не дотягивают…
Гимн державы вымучивали несколько лет. Глинку приспосабливали. "Боже, царя храни!" — орать было начали. Но массово не пошло. Нет царя, а тот, что на его место метил, — все больше пьяный, да на шасси приземлившегося лайнера прилюдно, прииностранно мочился… Да и святости в его лице не было. Не сгодился, не подошел. А не попробовать ли и тут сделать подмену? Попробовали. Вернули мелодию Гимна Советского Союза. Получилось. Только кроме начала: "Россия — великая наша держава…" — никто слов не знает. Старшее поколение слов не знает. То, что за ним, — поет все больше по бумажкам, но в недружном хоре — многие по-старому, по-привычному: "Знамя советское, знамя народное нас от победы к победе ведет!"
Ловкий прием идеологических наперсточников — подмена. Но есть в нем изъян. Не всегда срабатывает. Особенно с праздниками. Взять недавно прошедший "День единения", 4 ноября. Идею праздника вроде бы следует понимать так: наши далекие предки когда-то собрались, поднатужились и вышибли чужестранцев-поляков из Москвы. Большой праздник у народа был.
Но праздновать столько веков спустя это самое единение и вышибание как-то не с руки. Не такие отношения у нас с нынешними поляками, чтобы им празднично напоминать, как мы их когда-то здорово побили и изгнали из пределов России. Вроде бы не должно это пойти на пользу и укрепление и без того не очень-то теплых отношений. Да и у поляков дело за малым стало — взять да объявить государственный праздник в честь разгрома под Варшавой молодой Красной Армии под предводительством Тухачевского! Так что и в этом прокол. Так что признаем: в данном варианте, с "Днем единения", подмена понятий и сдвижение времен не состоялось. Как там думали, просчитывали, предполагали нынешние кремлевские советники и идеологи (а думать и просчитывать им вроде даже по должности положено!), но никакого единения не получилось. В Москве так вообще все было похоже на праздник… разъединения. В десятке мест люди "праздновали" и митинговали всяк на свой манер. ОМОНу дерготни было. Московские рынки закрыты, взяты под охрану милицией. Огромная азербайджанская диаспора и вообще "московские кавказцы" мрачно сидели по домам. Несли коммерческие убытки. Не очень, но опасались, а вдруг, да каким-то образом, ЭТИ (то есть вообще, мы, славяне), действительно 4 ноября объединимся и ринемся изгонять чужеземцев из Москвы на их историческую родину. Тем более, что в большинстве своем кавказцы — не граждане России и кроме своих личных коммерческих интересов ничего в ней не ищут.
Праздник 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции и начала новой эры, не сразу, но все же отменили. "Просчитали", что можно его подменить рабочим днем, дав нынешнему народу три дня до него погулять. Но подмены снова не получилось. Прокололись на московском ноябрьском параде. Идея у кого-то была на первый взгляд, наверное, и неплохая — припомнить или рассказать тем, кто молод и не знает, в чреде дат 65-летий великой Отечественной войны, битву за Москву, исторический парад 1941 года. Только вот с реконструкцией, с воссозданием атмосферы того времени промахнулись. Очередная подмена не сработала. Нет праздника (тогда исторический парад был приурочен к 24-й годовщине Великого Октября), но что оставалось делать с самой великой идеей того исторического парада. Идеей — показать народу своей страны, всему миру, что Страна Советов и ее армия сильны и непобедимы. "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!" И следствием пророческих слов Вождя, сказанных в то утро с трибуны Мавзолея, было начавшееся через месяц первое в той великой войне контрнаступление советских войск.
"Нет! Не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой. Более чем миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, столица, Родина". Это позже напишет в своих мемуарах Маршал Победы Георгий Жуков.
Как и чем было современным политическим технологам заменить и подменить эти слова, это значение ноябрьского Парада сорок первого года? Да и зачем такое делать?
Действительно, зачем, если парад не громко и не известно кем, но назначен, если вездесущие тележурналисты с начала ноября ежедневно давали в конце теленовостей короткие фрагменты тренировок к параду. Показали, что войска одеты в военную форму того времени и вооружены винтовками и автоматами 41-го года. Объявили, что на гостевых трибунах будут ветераны — участники того исторического парада. Показали мальчишек из военно-патриотических клубов Москвы…Старались, маршировали, мерзли на тренировках, как и нынешние солдатики. Пели песню о дорогой столице Москве. (Казалось бы, вот она — живая связь поколений!) Но где-то что-то не состыковалось с идеей нынешнего ноябрьского военного парада. Если не удается идею подменить, то придумали, как скомкать. Они сделали, казалось бы, невозможное — ВООБЩЕ УМОЛЧАЛИ О ВОЕННОМ ПАРАДЕ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ! Сделали так, что его вроде бы и не было. Ни в одной телепрограмме — о нем ни слова! Ни по одной утренней телепрограмме трансляции парада не было. Так что напрасно ветераны Великой Отечественной войны, еще живущие по всей стране, переключали каналы… Ни слова, ни звука… В центре столицы четыре с половиной тысячи бойцов и участников парада идут, печатая шаг, по исторической брусчатке, но все это как будто и не в Москве, а в зазеркалье или в каком-то дальнем гарнизоне. Решил начальник за гарнизонным забором да на плацу устроить строевой смотр, прохождение своего войска — и устроил! А кто в Москве решил? Для кого готовили не буденновского вороного коня, а сверкающие никелем и лаком автомашины? Похоже, что для министра обороны Иванова… Он принимал, а кто командовал? Впрочем, как говорится, было бы войско, а воевода найдется. Малые осколки того, что было, промелькнули в последующие дни на экранах. На тех каналах, которых в российской глубинке нет. На гостевых трибунах немного гостей. Мелькнул мэр Москвы Юрий Лужков. Озабоченный, не улыбающийся. Мелькнул и все. Показали молчаливых, сбитых с толку ветеранов… В куцем десятисекундном фрагменте отставной, не названный по фамилии генерал сказал в эфир что-то о преемственности традиций… Повторит ли он это в кругу домашних, не видевших по телевизору ни его, ни парада?
…Итак, объявленный будничным день 7 ноября. Но в центре Москвы, как всегда, клубится многотысячный митинг под красными знаменами и транспарантами. Не виртуальный, а живой, настоящий.
1.0x