Авторский блог Олег Щукин 03:00 14 ноября 2006

МЕГАМАШИНА

№46 (678) от 15 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
МЕГАМАШИНА

Острый "нефтегазовый гамбит", который последнее время проводят корпорации РФ в отношении ряда постсоветских республик, импортирующих российские энергоносители, в конце концов может оказаться проигрышным. Тем более, что сами причины, по которым он начал разыгрываться, вскоре могут попросту утратить актуальность.
Скажем, в условиях вполне вероятного уже в 2007 г. падения мировых цен на нефть и одновременной девальвации доллара экспорт энергоносителей во многом утратит свою нынешнюю привлекательность (напомним, что по итогам 2005 года его объемы достигли 168,8 млрд. долл., или 67,8% стоимости всего российского экспорта). И если нефтяные компании РФ в силу особенностей рынка практически не связаны долгосрочными обязательствами и в какой-то мере сохраняют свободу действий, то в газовой отрасли положение принципиально иное. "Газпром" слишком зависит не только от иностранных (преимущественно западноевропейских и в особенности немецких) потребителей, кредиторов и акционеров, но также — от так называемых "импортно-транзитных" государств: прежде всего Украины и Белоруссии, ранее входивших в единую газотранспортную систему СССР.
Текущая ситуация складывается таким образом, что, во-первых, "Газпром" вынужден торговать "голубым золотом" практически "с колес", поскольку хранилища на территории РФ рассчитаны всего лишь на пятинедельный объем экспорта, а во-вторых — газовый баланс России на ближайшие годы будет характеризоваться значительным и растущим дефицитом, то есть внутренняя добыча не сможет одновременно покрывать потребности российского рынка и экспортные обязательства. Некоторое время этот дефицит можно покрывать за счет поставок газа из Центральной Азии, но уже в среднесрочной перспективе это приведет либо к утрате "Газпромом" монополии на экспортную "трубу", либо к переключению Туркменбаши и Ко на альтернативные экспортные маршруты.
Ни то, ни другое не отвечает корпоративным интересам данной "естественной монополии". Поэтому "Газпром" осознанно взял курс на резкое сокращение внутрироссийского потребления "голубого золота" путем столь же резкого повышения цен, призванного ликвидировать дисбаланс "мазутных" и "газовых" гигакалорий или киловатт-часов (одна только РАО "ЕЭС России" на своих тепловых электростанциях использует в текущем году 147 млрд. кубометров газа, свыше 20% добычи и 40% потребления, а стоимость "газового" киловатт-часа примерно на 30-35% дешевле "мазутного"). Неудивительно, что больше половины российской тепловой электроэнергетики — это электроэнергетика "газовая".
Само собой, что все свои проблемы и "Газпром" и РАО "ЕЭС России" после недолгих препирательств согласились решать самым простым и привычным путем: за счет потребителей. Которые рассматриваются уже как враги и в этом своем новом качестве, соответственно, делятся на "унутренних" и "унешних".
С "унутренними", согласно инициативе блока двух "естественных монополий", решено поступить просто: цену на газ поднять до 80 против нынешних 46,68 долл. за тысячу "кубов", а на электричество — примерно на 30-35%. При этом якобы "цены для населения должны остаться неизменными", но в подобного рода благопожелания верится с трудом. Как говорил некогда М.С.Горбачев, "главное, чтобы процесс пошел…" А уж там всегда всё подкорректируется в нужную сторону.
Понятно, что, повышая цену вдвое врагам "унутренним", невозможно "держать" льготные поставки "унешним". Отсюда — "бодания" "Газпрома" по цене с Грузией, Украиной и Белоруссией. Само собой, никакого отношения к "имперской политике" подобное выравнивание экспортных цен не несет — напротив, оно свидетельствует о полном отстранении России от бывших союзных республик. Так, согласно заявлению Дмитрия Медведева, первого вице-преьера правительства РФ и члена совета директоров "Газпрома", "льготных цен на природный газ для стран СНГ в 2007 году уже не будет". И в этой связи недавние выступления "батьки" Александра Лукашенко по газовой проблеме вполне понятны: если у России с Беларусью — союзное государство, то цены на газ для братьев-белорусов должны быть равны или максимально приближены к ценам внутрироссийским. Если же никакого союзного государства нет, то не должно быть и никаких преференций друг другу ни с той, ни с другой стороны — всё придется считать по "ценам мирового рынка". В соответствии с контрактом на 2006 г., Газпром должен экспортировать в Белоруссию 21 млрд. кубометров газа по цене 46,68 долл. за тысячу кубометров. На 2007 год планируется повысить ее в 3-4 раза: назывались цифры от 140 до 200 долл. Сравните со ростом цен для не настолько дружественной Украины — с 95 до 130 долл., и совсем уж враждебной Грузии — со 110 до 230 долл. Отсюда — и зеркально заявленная на последней встрече в Москве ориентировочная стоимость "Белтрансгаза", который очень хочет приобрести "Газпром" — 12 млрд. долл. Сравните с теми 5 млрд. долл., которые называл Минск ранее, или с 1 млрд. долл., которые выражал готовность заплатить "Газпром". И подумайте: если скупой, всем известно, платит дважды, то сколько же придётся платить… неразумным, скажем так?
1.0x