№44 (676) от 01 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Ирина Тишина
АПОСТРОФ
Карен Корганов. Борис Чайковский. Личность и творчество. — М.: ИД "Композитор", 2006.
Лучшим рецензентом этого издания оказалась Александра Николаевна Пахмутова, признавшаяся: "Читала не отрываясь — так о композиторах еще не писали. Я хорошо знала Бориса Александровича, но из книги узнала его заново. Многое было совсем неизвестно".
Как до сих пор писали о композиторах? Излагали в хронологическом порядке биографию, последовательно вписывая в неё проанализированные произведения. Затем следовал вывод о вкладе художника в искусство и его значении для отечественной или мировой культуры.
Карен Корганов разделил биографию и творчество Б.Чайковского на две части. Одну из них посвятил анализу творческой индивидуальности композитора и его стилистической неповторимости. Во второй постарался раскрыть его самобытнейшую личность — сквозь призму высказываний родных, друзей, коллег и, конечно же, через доверительную интонацию собеседования с самим героем книги.
Ему повезло: автор книги с детства жил в атмосфере дружеских бесед двух композиторов — своего отца Томаса Корганова и Бориса Чайковского. Музыкой последнего увлекся позже, в училище при Московской консерватории. Увлечение оказалось на удивление продолжительным и продуктивным: родилась книга, написанная после окончания композиторского отделения Московской консерватории и философского факультета МГУ. Видимо, отсюда равновесие "алгебры и гармонии" — главных инструментов познания творческих тайн?
В биографической литературе это первый и единственный опыт совмещения академического музыковедения с доступным и занимательным жизнеописанием. Поскольку автор стремился в первую очередь дать слово самому герою и знавшим его людям и лишь во вторую очередь себе как пытливому интерпретатору музыкальных текстов, эффект от чтения поразительный: чувствуешь себя прямым собеседником композитора и по-иному воспринимаешь его близких — в теплых лучах его обаяния.
Удивительная страна Россия: дала миру двух композиторов Чайковских, прославивших отечественную культуру — каждый по-своему. И каждому из них суждено было завершать собой целую эпоху русской музыки: Петру Ильичу Чайковскому (1840-1893) — блистательный ХIХ век, а Борису Александровичу Чайковскому (1925-1996) — не менее блистательный ХХ век. Но если первый Чайковский на слуху у всего мира, то второму повезло гораздо меньше: его заслуженную мировую славу заслонила замешанная на политике музыкальная мода, имя которой — диссидентствующий авангард. Об этом в книге ни слова, и, наверное, правильно, потому что, во-первых, не время — авангард еще в силе, во-вторых, профессионалам и так все давно известно.
Зато непредвзятый читатель при чтении книги К.Корганова способен сделать собственное радостное открытие: Борис Чайковский — необыкновенный человек и необыкновенный композитор. Где услышать его музыку? Она живет анонимно в нашем телеэфире — её активно эксплуатируют как фоновое сопровождение самых разных передач и документальных фильмов, не говоря о художественных картинах ("Женитьба Бальзаминова", "Уроки французского", "Подросток", "Айболит-66" и другие). А в титрах ни звука об авторе музыки — чудовищный парадокс нашего "кривого" времени, граничащий с преступлением!
Удивляться ли такому целенаправленному замалчиванию большого музыканта, который был постоянным читателем газет "День" и "Завтра", считал Валентина Распутина лучшим писателем нашего времени, не скрывал своего презрения к пьянице Ельцину и своего осуждения кровавых событий 1993 года?! Расстрелянный Верховный Совет целые сутки полыхал в окнах его кабинета. После "черного октября" он перестал писать музыку и через два года ушел из жизни. Его наследие — 85 опусов, полный список которых завершает книгу К.Корганова. Это наша гордость и наше богатство, которое весомее нефти и газа: масштабные симфонические полотна редкой красоты и поразительной силы воздействия на слушателя, звучавшие на концертных площадках мира под управлением Кирилла Кондрашина, Евгения Светланова, Владимира Федосеева, Рудольфа Баршая; это камерно-инструментальная музыка, проникновеннейшие вокальные циклы (прежде всего "Лирика Пушкина"), популярные киномелодии. Музыка, созданная в развитие лучших традиций родной музыкальной культуры и под отеческим присмотром замечательных музыкантов-педагогов — Шебалина, Мясковского, Шостаковича, эта музыка рано или поздно прорвется к нам сквозь толщу уложенного поверх бетона…
1.0x