Авторский блог Редакция Завтра 03:00 31 октября 2006

ИМПЕРСКАЯ СИМФОНИЯ

№44 (676) от 01 ноября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ИМПЕРСКАЯ СИМФОНИЯ
Да будет цветущая сложность!
Никита Михалков, кинорежиссер, Председатель Союза российских кинематографистов
Один мудрый человек сказал: "Публичное осуждение придает разумности любому дураку". Но сегодня это публичное возмущение — жаркие, непримиримые, полные ненависти схватки постепенно отходят на второй план перед проблемой, которая действительно является жизненно важной для нашего Отечества. Я говорю о необходимости нашего общего внимательного, объединяющего сосредоточения.
Нас пытаются рассорить. Нас записывают то в один лагерь, то в другой. Из нас делают монстров. О нас рассказывают небылицы, мерзости, пакости, преследуя одну задачу, очень простую. Не дать сосредоточиться. Не дать задуматься о нашей жизни и судьбе, заставляя сложить печально голову и терять силу жизни. Нам не хотят дать энергетически собраться, задать себе вопросы, кто мы такие, откуда и куда мы идем. И начать двигаться после этого.
Сегодня, я убежден, возникает то время, когда не шумящая крона должна иметь значение, а тишина и глубина корневой системы. И вот тот, кто переплетен с корнями внутренними, кто не шумит, а впитывает и стоит крепко, тот только и может ощутить наше единство и предназначение.
Я говорю не только о русских, но обо всех тех, кто, исповедуя разные религии, веками живет на нашей земле. Например, для меня вопрос моего отношения к исламу оказался решен, когда я побывал на сабантуе в Нижегородской области, где в одном селе, среди бесконечных русских полей и березовых рощ, я увидел мечеть — и оказалось, что люди исповедуют на этом месте ислам уже семьсот лет. Понимаете, для этих людей мой, русский пейзаж, тоже является родным. Он родной и един для всех нас…
Прежде вопроса "Как жить?" в России всегда первым вставал вопрос "Зачем жить?". И ответ на этот главный вопрос подсказывал уже, как же именно надо жить, как отдыхать, где лечиться и так далее. Нынешняя книга Александра Андреевича как раз дает возможность утишить крону и почувствовать в возникшей тишине жизненную мощь корневой системы нашей Отчизны.
Илья Глазунов, народный художник СССР
"Симфония "Пятой Империи" — большое событие, я бы сказал, событие политическое.
В нас всех живет ностальгия, нас еще держит великое состояние Российской империи, все ждут возрождения Российской Империи. Время собирать камни. Поэтому идея "Пятой Империи" родилась вполне естественно. Меня как-то спросили: "Как вы будете праздновать День Независимости России"? Я, естественно, ответил: "От кого независимость, как можно праздновать расчленение исторической России?". Империи складываются или через подчинение, или через привлечение. Русская империя — уникальное явление, содружество по большей части добровольно присоединившихся народов. К нам присоединились армяне, которых преследовали турки, к нам присоединились грузины. Новая Империя будет, если снова к нам потянутся.
Однако нелегальная иммиграция — это серьезная проблема для нашей страны. Это путь в никуда. Империя может существовать только когда есть основной народ — в нашем случае это русский народ. Но сегодня наш народ находится на грани вымирания. Мы теряем каждый год больше людей, чем во время Великой Отечественной войны. Сегодня тихо идет размывание нации. Можно сказать, что идет геноцид русского народа. Свыше 25 миллионов русских являются сегодня гражданами второго сорта в бывших братских республиках, процветанию которых они немало способствовали.
В это же время Азия и Кавказ без выстрела и гражданства завоевывают Россию, заселяя наши города и деревни. Для того, чтобы создать сегодня империю, мы должны прежде всего подумать о силе образующего народа, который многие годы подвергался подавлению.
Государственное начало живет в каждой нации, каждой народности. Никто не хочет жить в нищем вымирающем государстве. Мы были великим народом и, конечно, должны стать великим народом. Но для этого нужны общие и, прежде всего, государственные усилия.
Любовь Родионова
Я ношу самое высокое звание в России— звание солдатской матери. Горжусь своим сыном, горжусь теми солдатами и офицерами, с которыми за тридцать восемь поездок в Чечню стала одним целым. У меня не бывает возможности обратиться к политикам. И потому сегодня хочу попросить всех вас, от кого зависит судьба страны, пожалуйста, принимая важные государственные решения, подумайте о самой незащищённой на земле — о матери. Как много в России одиноких матерей, матерей, потерявших детей и ставших одинокими. Пожалейте их, пощадите их. Мы устали расплачиваться за ваши ошибки своими сыновьями. У нас нет больше сил. Мы живём в великой стране, в стране, где не надо выдумывать героев, они появляются сами. И в то же время живём в стране, где за все ошибки руководства отвечает мать. Я считаю награду оредном "Полярной звезды" для себя особой, потому что она из рук того, кто в самое страшное для меня время, даже не зная меня, подставил мне плечо, дал новый смысл моего существования — без сына, но во имя сына и ради других сыновей.. Благодарю вас всех. Считаю эту награду наградой всем солдатским матерям.
Геннадий Трошев, генерал-полковник, герой России
Я прочитал работу Александра Андреевича, и могу сказать, что под этими его текстами могут подписаться любой солдат и офицер нашей армии. Потому что именно наши солдаты и офицеры, как никто другой, много сделали для сбережения нашей России, для того, чтобы Россия стала великой, крепкой и мощной державой.
Русские офицеры и солдаты — державники, которые на своих плечах несут мир и безопасность нашей страны.
Я познакомился с Александром Андреевичем на дорогах страшно тяжёлой первой чеченской кампании. И свидетельствую, что он вместе с войсками прошёл через самые кровавые её сражения. Он был рядом с армией и в её трудные дни и в дни нашего общего торжества. Его правдивые и мужественные тексты стали летописью той войны, а его военные романы — это настоящая история этой огромной драмы.
Только военные знают настоящую цену того мира, который сегодня стоит в нашей стране.
И военные, как никто другой, берегут его своей силой, мудростью и выдержкой.
Я горжусь наградой, которая мне сегодня вручена, считаю её наградой всем своим боевым товарищам — солдатам и офицерам, сражавшимся за нашу Великую Россию!
Егор Исаев, поэт, Герой Социалистического Труда
У нас есть только одна настоящая и истинная ценность — наша Родина, наша Россия. И каждый русский человек должен все свои силы отдать одному — укреплению своей страны.
Александр Проханов очень точно и ёмко выразил в своей книге главную мысль: Империя — это прекрасный кристалл. А любой кристалл рождается в громадном давлении, в сверхконцентрированных растворах. Так и кристалл России выращивается в страшных утратах и непрерывных трудах. И чем больше испытаний мы выдержим, тем чище и прочнее будет этот кристалл.
Владимир Жириновский, председатель Либерально-демократической партии России, депутат Государственной думы РФ
Я очень рад, что появилась книга о "Пятой империи", для всех нас это повод правильно оценить историю, дать прогноз будущего. История России — это не то, что мы видим сегодня перед собой, не бомжи, "челноки" и казино. Это — "не та" Россия. Россия — это огромное созидающее начало. Пример: царь дал команду, и Транссиб пересёк всю нашу страну, прежде такой железной дороги не было. Потом строили мощные нефтепроводы и газопроводы, которые сегодня служат всей Европе, и это главное, а не то, что сегодня такая-то цена на бирже или Ющенко украл газ.
Когда был ГКЧП, ровно в девять утра, передавали указы и заявления советского руководства, мы выразили поддержку. Потому что Кремль всегда был святым для нас, царь там или генеральный секретарь — там высшее руководство страны. И если оно обращается к народу, народ должен поддержать. И мы поддержали, чтобы сохранить огромные пространства, остановить тех, кто уже взял в руки оружие. Об этом шла речь. Никто бы не покушался на частную собственность, на свободу прессы.
Не нужно мрачного настроения. То, что сейчас много нелегальных мигрантов, значит, что они не могут жить без нас, снова к нам идут. Нужно показывать очереди у русских посольств — это будет вдохновлять наших граждан. Мы проявляем жалость, когда они умирают от голода, снова идут к России как спасительнице, со слезами на глазах уезжают. Они не хотят своих "новых правителей", Ющенко и Саакашвили, остальных вместе взятых. Они не хотят надевать колпак религиозного фанатизма и строгими рядами идти в мечеть. Потому что жили в космической стране! В этом был смысл августа 1991 года — чтобы всё лучшее сохранить.
Наш замечательный писатель, философ и идеолог Александр Андреевич Проханов ясно обозначил сегодня возможности. Это должно стать началом новой идеологии, быть в учебниках истории для школ и вузов: становление новой, "Пятой Империи". В хорошем смысле слова. И Киевская Русь — империя, и Рюриковичей, и Романовых, и советский период. Уговаривать никого не нужно: абсолютное большинство, девяносто пять процентов граждан хотят жить в большом, мощном, сильном государстве. Где будут зажигать новые и новые огни, а не сообщать, что где-то будут перебои со снабжением электроэнергией. Нас, страну с таким количеством ресурсов, пугают: будем отключать! Кого? Заграницу отключайте, пусть они снова к нам бегут, замерзающие в темноте, русский свет их спасет.
Для всего этого сегодня нам нужна совсем другая пропаганда. Пропаганда всего хорошего, что есть. Что народ великолепный — и русский, и прочие, что здесь живут, как говорили во времена КПСС — "малые народы". Пусть вдохновляют русская армия, космос, подлинное величие. Всё можно сделать, всё в наших силах, картина великого художника Ильи Глазунова или "Пятая Империя" Александра Проханова говорят об этом. И давайте все вместе будем делать это общее дело!
Сергей Караганов, политолог
Возможно, Александр Проханов считает свою последнюю книгу, "Симфония Пятой Империи", пророчеством — а я бы назвал ее поэмой. Она написана в прозе, но поэтическим языком, высокохудожественным и завораживающим. Этот язык колеблется от высокого пафоса, напоминающего об индустриальной поэтике 30-х годов, до самой теплой лирики, когда Проханов пишет о Псковщине, где он провел свою юность и куда он все время возвращается в своих видениях и мечтах.
Книга его — это призыв к возрождению имперского духа, духа России, который, как автор свято верит, уже зародился. Книга удивительно оптимистична. Даже не разделяя полностью этого оптимизма, им неминуемо заражаешься, и это радует и греет сердце. Александр Андреевич — очень талантливый писатель и яркий и мужественный мыслитель, я поздравляю его с выходом этого труда.
К сожалению, в своем романтическом порыве и предвидении Проханов немного приукрашает действительность. Но этим приукрашением он делает ее лучше, даруя людям надежду и приближая момент физического и духовного возрождения России.
Дмитрий Львов, академик РАН
Сегодня мы опять переживаем тяжелое — Смутное, как в народе говорят, — время, когда страна, как это бывало уже неоднократно в нашей истории, поставлена на грань гибели. В такие критические моменты истории происходит, однако, нечто существенное, чудесное. Вдруг появляется личность, которая душой своей подслушивает чаяния народа, его переживания и самые трепетные желания. И личность эта оказывается способной выплеснуть эти чаяния в словах. Раскрытые чаяния, оформленные в речах или текстах, выраженные громко и искренне, произнесенные перед людьми, могут в такие моменты сыграть решающую роль. Эти истины и страстные народные упования способны объединить народ в моменты страшной общенациональной опасности и беды. А объединенный народ может свернуть горы.
Так было в Смутное время, когда высшие чины ни на что не оказались способны, и только купец нижегородский Минин смог пробиться в самую душу людей, выразив сокровенные чаяния народа, и поднять людей на борьбу с предателями и супостатами. Люди, самые разные, его поняли, поддержали, и произошло удивительное объединение народа. Подобное уникальное общенациональное объединение происходило и в 1812-м году, и в страшном 1941-м. Так было и в послевоенный период, когда мы все вместе восстанавливали разрушенную страну.
И сегодня роль Александра Андреевича Проханова, как я ее вижу, воплощена в этом уникальном умении подслушать тайные переживания народа, сфокусировать их, облечь в волнующие слова и, словно глашатай, выплеснуть обратно людям — так, как это он делает на страницах газеты "Завтра" или в этом последнем своем труде, "Симфонии Пятой Империи".
Это удивительное качество делает Проханов близкой, родственной душой. Мне становятся близки его мысли, его тексты, его передовицы, его книги, которые пишутся словно из моей собственной души.
Сергей Глазьев, депутат Государственной думы РФ
Концепция "Пятой Империи", выдвинутая в книге Проханова как метафизика и философская перспектива, может и должна рассматриваться как одно из важнейших направлений работы по восстановлению традиционной русской государственности в имперской форме и в тех ее традиционных границах, а также и объемах, в которых наша страна складывалась за период Империи белой царской и Красной советской. Она является серьезным вкладом в разворачивающуюся важнейшую дискуссию в нашей стране относительно того, какой выбор сделать — в пользу национального государства или же имперской структуры, двигающейся вперед и расширяющейся по разным азимутам. Но эти азимуты в современном мире имеют другое идейное и практическое содержание, нежели территориальная экспансия предыдущих веков. Как представляется, замыкание в рамках национального государства для нас будет означать медленное свертывание своих позиций на всех направлениях и окончательное затухание русской цивилизации.
Несомненно, и сама дискуссия, а в еще большей мере шаги по восстановлению имперской структуры в новых категориях, являются важнейшими задачами, стоящими перед нашим обществом и нашим государством. Более того, последние годы еще раз показали, что западный истеблишмент не приемлет Россию даже в нынешней усеченной форме. Обратите внимание, что даже отечественные олигархи получают порой афронт от западных собратьев. Что же касается нас как геополитической и геоэкономической реальности, то здесь неприятие имеет принципиальный характер. Мы слишком большие и мощные по своим изначальным характеристикам. Сейчас же, и в особенности за последние три года, мы видим несколько позитивных тенденций, которые особенно неприятны нашим геополитическим партнерам-соперникам. Это достаточно серьезное восстановление финансирования Вооруженных Сил с ростом более чем в три раза, умиротворение Чечни и в целом Северного Кавказа, наконец, создание первой робкой попытки отраслевого планирования через национальные проекты. Но это очень скромные шаги. Вихри современности требуют от нас стремительных и кардинальных действий. Сейчас речь идет не столько о выравнивании положения, сколько о выживании нашей страны и нашего геоимперского комплекса. Для этого нам необходимы новая идеологическая платформа и новый мощный экономический и технологический рывок.
Нынешняя глобализация мировой экономики, новый виток научно-технической революции в США и в странах Западной Европы ставят перед нами конкретные и жгучие задачи. Между тем, РФ продолжает находиться в путах экономического и финансового либерализма тех концептуальных пут, которые были надеты на нас еще в начале 90-х годов. Отсюда и весь обостряющийся комплекс проблем, о котором каждый день говорят на заседаниях правительства, а народ ощущает негатив на своей шкуре.
Нельзя рассчитывать на технологический прорыв и воссоздание нашей державы на базе прежнего курса либерализма, когда государство, выполняя волю Кудрина и его группы, ведет целенаправленно дело к сравниванию внутренних и внешних цен на энергоносители, когда мы не можем сформировать логичную систему цен для стран СНГ и нашего внутреннего рынка, когда огромные авуары золотовалютного и стабилизационного фонда хранятся в американских ценных бумагах и американских банках. Нельзя даже думать об империи, когда предложенные еще пять лет назад мною идеи о торговле нефтепродуктов и газа за рубли и формировании нашей отечественной биржи нефти и газа фактически заматываются нынешним финансовым блоком правительства.
Только переход на новую экономическую и технологическую платформу, только новая идеология будущего и новая система ценностей дадут возможность войти полноправным членом мирового сообщества в XXI век. Иначе не быть нашему будущему ни в виде национального государства, ни тем более в виде империи. Я полагаю, что и выжить нашей стране в обостряющейся международной и глобальной конкуренции будет невозможно. Поэтому полагаю, что мы вступили в период кардинальных решений, решений, от которых зависит наше будущее. Об этом и говорит книга Проханова.
Владимир Колесников, заместитель министра юстиции РФ
Нужно поблагодарить организаторов мероприятия, посвящённого обсуждению книги о "Пятой империи". Удалась ли книга? Удалась, и большое спасибо автору, Александру Андреевичу Проханову. Он верит в будущее России, и нельзя не согласиться с его выводами. Соединение трёх компонентов: общего дела, пассионарной энергии и патриотизма обеспечит России историческую победу. Подписываюсь под каждым словом, которое автор сказал в этой книге. Но смущает, что партия "Родина", стремившаяся использовать энергию русского национального сопротивления, получает удар кувалдой в лоб…
Название книги - "Симфония Пятой империи". Я взял Большую Советскую энциклопедию, прочитал: симфония — это созвучие, высшая форма инструментальной музыки, представляющая композитору широкий простор для воплощения больших тем. Категорически согласен со словами Кургиняна, что империя — одна из форм цивилизации. Та же самая Большая Советская энциклопедия отсылает нас к Британской империи, а это и колонии, и завоевания, и кровь…
Российская империя появилась при Петре Первом. А если мы поднимем соответствующие хроники, карты, то там написано, что и прежде эта территория называлась "Тартария", или "Великая". Я спрашиваю: какая разница между киргизом и башкиром? Совершенно никакой. А между татарином и казаком? Тоже никакой разницы. Или между украинцем и русским ? тоже никакой. К сожалению, мы плохо знаем свою историю, неверно выбираем цель, стремимся к ней, а когда оборачиваемся, видим позади разрушения, кровь, трупы, отсутствие какой бы то ни было перспективы. Многое вымарано из истории Великой России. Давайте разберёмся в нашей истории, поверьте, нам намного легче станет, и как евразийской, и как европейской стране.
Смущают ещё и реалии до двухтысячного года, как их описывает автор. В последнем разделе с любовью, уважением описывается история культуры, грамоты, но говорится следующее: "Москва, как ночная танцовщица, бросает в русские сумерки разноцветное павлинье зарево, которое из провинции смотрится как сполох беды. У Москвы нет идеологии, нет заботы о России, нет слов для народа"… В двухтысячном году в составе делегации приехали в США. Была встреча с так называемой элитой, бомондом. Мы говорили: уважаемые коллеги, если подводить итоги работы ваших советников, то полстраны уничтожили, экономика в упадке, существование страны под угрозой. Возникает вопрос: что это, нерадивость ваших советников, некомпетентность на местах или злой умысел? Конечно, со всем этим нужно разбираться. Толчок дало руководство страны, и всё общество повернулось к этой проблеме.
Владимир Белов, военный врач, Герой России
Для меня тема "Пятой Империи" близка потому, что я знаю ту цену, которую приходится платить нашей армии за свободу и независимость нашей страны.
Молодые, прекрасные люди отдают свои жизни, своё здоровье за нашу Россию. Отдают, не спрашивая ничего взамен, по зову сердца, оставаясь верными присяге и долгу. И, пройдя через всё это, начинаешь всей душой желать, чтобы наша страна, её будущее были достойны тех жертв, которые приносятся во имя её. Чтобы она действительно стала по-настоящему нашим домом, где каждому тепло и уютно.
Сергей Кургинян, политолог, руководитель Экспериментального Творческого Центра
Ещё десять лет назад я говорил, что для России не существует иной формы существования, кроме империи. Иначе — смерть. Оказалось, существует, и это время страна существовала в иной форме. Но сейчас — или империя, или смерть. Чтобы нас погубить, против нас применяют лингвистические программы, лингвистическое оружие. Возьмите два слова из этой программы: одно слово "шовинизм", а другое слово — "ксенофобия". В чём разница?
Разница в том, что если это шовинизм, то всё берут под себя, все встраивают в свои системы. Это желудок, который бесконечно переваривает любую пищу и создает великое тело. А если это ксенофобия, то это рвота, когда всё отвергают, всех отгоняют, не приемлют: грузин, якутов... И организм изнуряется этой рвотой, отторжением, ему нечем питаться. Какая тут империя? Уж как-то доковылять дай Бог. До тех пор, пока нас будут программировать не на расширительный национализм, не на национализм, который стремится восстановить величие, а будут программировать на уменьшение и сжатие, до тех пор, пока великая идея будет противопоставлена некоей звериной страсти всё разрушить, до тех пор не будет великой империи.
Всегда, когда хотели разрушить империю, действовали с двух сторон: действовали уменьшительные силы и действовали окраины. Окраины ещё можно подавить. С уменьшительностью — сложнее...
Я читаю иностранные тексты, внимательно слежу за телевидением. Ясно: мы подходим к новому рубежу проблематизации существования России. Видна новая попытка разорвать страну. Либо мы восстановим империю и встанем твёрдой ногой всюду, где хотим, либо нас отдавят не до последнего даже края, когда отступать будет некуда, а просто загонят в могилу. Это война. Идеологическая и политическая. Саша, командуй! Мы готовы воевать за великую империю!
Жанн Зинченко, генерал, заместитель председателя Общества дружбы и сотрудничества России и Украины, член Союза писателей России
Эта книга Александра Проханова дала мне возможность как бы опять ощутить себя участником того дела, которому я посвятил жизнь, и которое — если следовать дерзновенной мысли автора — отнюдь не завершено, как могло показаться кому-то в годы развала нашей Родины. А занимался я космическими технологиями, возглавлял крупное объединение в этой отрасли, знаю о "рокоте космодромов" не из песен и не из снов... Мне довелось быть в гуще того самого "общего дела", из которого вырастало величие нашей страны, и к которому ныне опять призывает — толково и убедительно — автор этой книги, проникнутой верой в возрождение России.
Кто-то, глядя на всё, что творится сейчас вокруг, назовёт такой порыв излишне "романтичным" — но разве многие великие проекты не начинались с мечты человека о том, что казалось невозможным и утопичным?! Вспомним утопию Николая Фёдорова о выходе человечества из своей земной колыбели, вспомним казавшиеся утопией расчеты Циолковского о победе техники над силой тяготения нашей планеты. Они, в конце концов, оказались фундаментом мощнейшей ракетно-космической индустрии. Утопичными когда-то казались идеи о расщеплении атома — того самого атома, который по-гречески означает "неделимый". А сегодня мы видим сотни атомных электростанций, дающих свет и тепло десяткам миллионов людей, помним о трагедиях Хиросимы и Чернобыля, благодарны тому незримому "ядерному щиту", который в самые тяжелые годы оберегал, оберегает и будет оберегать нашу Родину. Наконец, сама "красная империя" Советского Союза выросла из утопий о новом, справедливом устройстве общества, которое было рассчитано, спроектировано на бумаге Марксом и воплощено в практику государственного строительства Лениным и Сталиным. Как раз эта "социальная утопия" одержала грандиозную Победу 1945 года, первой освоила мирный атом, первой вышла в космос. Россию вообще можно назвать страной воплощенных утопий. Поэтому Проханов, авторитетнейший мыслитель, писатель, политик нашего времени, говорит: "Невозможное — возможно!", подтверждая этот тезис реальными примерами из той же сегодняшней жизни, которые он сумел разглядеть, вслушиваясь в зов будущего.
Эта книга сама — рывок в будущее, которое автор "закодировал" под именем "Пятой Империи". И я, бывший "красный директор", рад возрождению того "общего дела", к которому призывает Александр Проханов.
Александр Иванов, директор издательства «Ad Marginem»
Без всякой лести я считаю Проханова одним из самых харизматичных людей последнего двадцатилетия. Его харизма держится на том, что он человек синтеза. Идея "Пятой Империи" — это идея максимального объединения всех составляющих времени и пространства. Девиз этой абсолютно персоналистической программы — "Всем найдется место в "Пятой Империи".
Мое основное сомнение заключается в следующем. Построения Проханова связаны с попыткой найти позитивность, встать на какую-то основу, чтобы, стоя на ней, двигаться дальше. Но для меня проблема Империи — это проблема внутренней проекции Империи. То есть это не проблема синтеза внешних составляющих проекта, будь то социальный синтез, культурный, метафизический. Это проблема, связанная с типом сознания, типом выбора, который стоит за понятием Империи. Если взять известные нам формы имперского сознания, то первое, что составляет суть имперского сознания, это идея не позитивного, а негативного синтеза.
Империя — наднациональное образование. Но не в смысле разрушения национальных различий, а в смысле того, что он называл "внутренним человеком". Ты есть эллин или иудей, но Империя складывается не на том уровне, где есть эллины и иудеи. А концепция "внутреннего человека" появляется почти параллельно концепции "юридического лица" в римском праве. Это не привычные для нас ООО или АОЗТ. Для Рима юридическое лицо связано впервые с поставленной проблемой свободы воли. То есть юридическое лицо — это свободный человек не в смысле его принадлежности только к какому-то правовому полю, а по факту наличия и признания у него окружающими свободной воли.
К чему я это все веду. Для меня проблема империи — это проблема синтеза через негативные определения, через знаменитые парадоксы. "Для того, чтобы быть богатым, надо стать бедным", "для того, чтобы быть умным, нужно стать глупым", "для того, чтобы войти в Царствие Небесное, нужно уйти от Закона". Эти парадоксы определяют негативный синтез, который позволяет говорить об Империи.
Синтез Проханова носит внешний характер, и это следствие его сознательно выбранной метафизической позиции. Он наделяет эмпирическую Россию некоторым метафизическим свойством. Прохановская метафизика действует по логике извне вовнутрь. Если есть внешние условия, например, ракеты, инженерный корпус, заводы, то внутреннее всегда приложится. Но исторически логика империи иная.
Если есть внутреннее, внешнее всегда приложится. Империя Александра Македонского начиналась в небольшой комнате, где Александр и его генералы собрались и приняли решение завоевать весь мир. Грубо говоря, завоевание мира начинается на кухне. И это газете "Завтра" должно быть очень близко. Эта кухня настолько мала, что ее физическими размерами можно вообще пренебречь. Империя начинается в точке, у которой нет физического размера. Точно так же начиналась империя Петра, вспомним его ботик.
Если у тебя нет энергии и пафоса, если нет веры, то никакая империя не может возникнуть. Никакими эмпирическими фактами, будь то построение концерна "Газпром", появление следов возрождения русского военно-морского флота или некие попытки вести силовую внешнюю политику, нельзя обосновать идею воскрешения имперского начала.
Как ни странно, воскрешение имперского начала можно объяснить только одним эмпирическим фактом — существованием самого Александра Андреевича Проханова. И это очень сильный факт. Проханов существует, и не как личность, отец семейства или главный редактор газеты, а как удивительный человек, у которого есть какая-то внутренняя составляющая, которая для меня связана с понятием чудесности.
Я не могу для себя объяснить, что это такое, потому что я вижу, что Проханов не связывает себя ни с какими внешними определениями.
Концепция "Пятой Империи" уже имеет один субъект. Но это уже немало.
Михаил Леонтьев, телеведущий
Я давно ждал от Александра Андреевича такой работы. С его интеллектом, мудростью, опытом он должен был давно взяться за эту книгу. И он написал её. "Симфонию "Пятой Империи" мог создать только Проханов.
Может быть, она должна была появиться раньше. Я, как и многие, был, конечно, удивлен его интересом к Березовскому, его исследованием Ходорковского, но я всегда знал, что это наносное, случайное, что это обычное любопытство художника, но его душа, его воля, его талант служат только одному — величию страны, в которой он живёт.
И за эту верность я готов ему всё простить.
Сегодня вокруг очень многие пытаются видеть всё вокруг в мрачных красках. Не устают чернить окружающую действительность и многочисленные хорошо оплачиваемые критики.
Могли ли мы ещё десять лет назад мечтать о том, чтобы сегодня открыто и всерьёз говорить о проекте "Пятой Империи", могли ли мы тогда представить себе Россию без власти олигархов, без временщиков и фаворитов?
Но сегодня мы можем смело назвать власть в стране нашей властью, и мы можем и должны требовать от власти, от нашей власти, того, чтобы она была достойна страны, которой управляет. Россия меняется, и от нас зависит, какой она станет завтра.
1.0x