Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 24 октября 2006

АПОСТРОФ

№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
АПОСТРОФ

Юрий БЕЛОВ. В главной роли Суздаль. — М.: Алгоритм, 2006, 304 с., 3000 экз.
"Суздаль — как звёздное слово русского словаря. / Суздаль — как свист птицелова или полёт копья..."
Признания в любви древнему и прекрасному русскому городу пополнились еще одним признанием — кинематографическим. В предисловии Савелий Ямщиков так определил содержание этой книги: "Суздаль снимается в кино — кино снимается в Суздале". И далее известный деятель отечественной культуры признаётся: "На одном дыхании, за один день и короткую майскую ночь прочитал я, находясь в Суздале, рукопись Юрия Васильевича Белова, бывшего свидетелем, а чаще всего и участником всех почти кинокартин, снятых в заповедном русском городе. Краевед и историк Божьей милостью, Белов не устаёт восхищать и удивлять меня своей влюблённостью в прошлое и настоящее Суздальского ополья... Книга, которую вам предстоит прочесть, наполнена яркими и живыми рассказами человека, боготворящего истоию родного края, тонко разбирающегося в искусстве кино и говорящего онём языком взволнованным, образным, а потому не могущим оставить равнодушным любого читателя, которому неберазлично духовное и культурное наследие русского народа".
И это действительно так — Юрий Белов, собрав воедино множество лёгких зарисовок разных лет, связывающих между собой две эти неисчерпаемые темы, создал своеобразную мозаику или, вернее, "клип"-энциклопедия того, как былой центр Владимиро-Суздальского княжества представлен в современном отечественном и мировом кино- и телеискусстве. "Война и мир" и "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв" и "Метель", "Юность Петра" и "Мёртвые души", "Борис Годунов" и "Братья Карамазовы" — эти и многие другие фильмы были бы просто непредставимы, невозможны без уникальной суздальской "натуры": не только памятников старины, бережно сохраненных и реставрированных, но и самих жителей города, всё еще чистой русской природы этой земли...
Не случайно целый раздел книги посвящен уроженцам Суздаля — как правило, простым людям, вовсе не профессиональным актёрам, тем не менее, оставившим заметный след в киноискусстве, — например, электрику Геннадию Егорычеву, исполнителю роли механизатора Чиркунова в "Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", или Оли Арзамасцевой, в возрасте шести месяцев "сыгравшей" роль новорожденной дочери Петра Великого Елизаветы, будущей российской императрицы...
И по прочтении "Суздаля..." совершенно ясным вдруг становится главное: никаким "рыночным реформам" русскую культуру "в асфальт" не закатать!
1.0x