Авторский блог Редакция Завтра 03:00 24 октября 2006

«ОЖИДАЮТСЯ СЕРЬЁЗНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ...»

№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Багапш:
«ОЖИДАЮТСЯ СЕРЬЁЗНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ...»
Интервью с президентом Абхазии
Недавно президент Абхазии Сергея Багапш назвал Россию гарантом независимости Абхазии и заявил о стремлении строить с ней ассоциированные отношения, а Народное собрание Абхазии призвало российское руководство наконец призвать независимость республики. Каковы шансы, что на этот раз Кремль наконец прислушается к голосу сотен тысяч российских граждан? На каком финансово-экономическом фундаменте должен строиться суверенитет страны? У главы абхазского государства нашлись ответы на эти вопросы.
"ЗАВТРА". Сергей Васильевич, есть ли, на ваш взгляд, какие-то подвижки со стороны России в вопросе признания Абхазии?
Сергей БАГАПШ. Я думаю, есть. Сейчас в Грузии происходит то, о чем мы предупреждали российские политические круги. Мы давно видели, к чему катится Грузия. Неадекватное поведение ее руководства по отношению к нам, ввод войск в верхнюю часть Кодорского ущелья. Ну, ладно, мы — маленькое государство. Но они пошли дальше. Очень сложно подобрать дипломатичные выражения, чтобы определить то, что Грузия делает в отношении России. Нельзя постоянно поливать грязью соседа, который по большому счету тебя кормит.
Я думаю, что многие политики осознали, что вопрос признания Абхазии нужно решать, и чем быстрее — тем лучше. Тем быстрее эти замороженные конфликты перестанут существовать. Для этого есть все предпосылки.
"ЗАВТРА". У вас недавно были важные переговоры на экономическом форуме в Сочи. Какие конкретно договоренности были достигнуты?
С.Б. Речь шла об экономических проектах, о наших взаимоотношениях с Россией, о ситуации в республике. Я встречался с бизнесменами, главами республик, губернаторами тех регионов, где хорошо поставлены вопросы инвестиций. Тому пример — Кубань, она очень сильно прогрессирует в этом отношении. Можно сказать, что это было производственное совещание.
"ЗАВТРА". Можно ли озвучить инвестиционные проекты, касающиеся Абхазии, договоренность о которых была достигнута?
С.Б. Есть, например, договоренность по поставкам строительных материалов для будущих Олимпийских игр в Сочи. И не только: регионы Южного федерального округа активно развиваются. И в этом смысле есть много точек соприкосновения, много взаимовыгодных проектов.
"ЗАВТРА". Недавно Абхазия заключила с Приднестровьем и Южной Осетией договор о коллективной безопасности. Как может осуществляться этот договор при отсутствии общих границ?
С.Б. Основой этого договора является не военная, а мирная составляющая. Это наши связи, наши отношения, работа СМИ, творческих коллективов, участие в мероприятиях, которые проходят в других республиках. Только за последние два месяца мы обменялись пятью-шестью делегациями. Мы живем в таком динамичном и скоростном мире, что если — не дай Бог — будет конфликт в одном из наших государств, в него обязательно будут втянуты и остальные. Ни Абхазия, ни Южная Осетия в случае агрессии Грузии не останется одна. Это будет большая война, которая затронет весь Кавказ. Поэтому, прежде чем делать какие-то резкие движения, политикам в Тбилиси нужно думать, во что это может вылиться.
"ЗАВТРА". Есть ли у этого союза непризнанных государств экономическая основа?
С.Б. С Приднестровской Молдавской Республикой мы развиваем контакты в сфере малого бизнеса, перерабатывающей отрасли, торговли, промышленности. В отношениях с Южной Осетией перспективными направлениями могут быть энергетика и туризм. Мы уже принимаем на отдых детей из Южной Осетии, в том числе тех, у кого родители погибли на войне. Есть база отдыха в Гудауте, специально выделенная для осетин.
"ЗАВТРА". Мы знаем о сложностях с приездом в Абхазию иностранных граждан, которые хотели здесь делать бизнес.
С.Б. Этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, но не настолько, насколько нам хотелось бы. Если раньше европейцы вообще не могли сюда въезжать, теперь они берут многократную визу и ездят без проблем. Немного сложнее с гражданами Турции, но я надеюсь, что и эта проблема будет решена.
Мы всегда декларируем, что мы — открытая страна для бизнеса, для всего мирового сообщества. Если не будет движения людей и бизнесменов, то не будет развития республики. Понятно, что бизнес в Абхазии сложно планировать. Возникает очередная конфликтная ситуация с Грузией, и все срывается. А бизнес любит тишину, спокойствие, политическую стабильность. Но есть и серьезные преимущества: наши налоговые льготы, цена на рабочую силу, на электроэнергию.
"ЗАВТРА". Куда предпочитают вкладывать средства российские и зарубежные инвесторы?
С.Б. В прошлом году инвестиций было не очень много, порядка 60-70 миллионов долларов. Но сейчас российский бизнес в полном объеме приходит в Абхазию. Это сельское хозяйство, курортная сфера, строительство.
В Сухуме строится дом Москвы и вся инфраструктура, объем будет порядка 70-80 млн. долларов. 12 гектаров в Пицунде мы отдали под строительство дома отдыха "Москва" на тысячу мест. Питерцы взяли несколько объектов в Гагре. Будут вестись работы по незаконченному строительству домов, где 30% отойдет муниципалитету, а остальные 70% реализовываться по коммерческим ценам. Начнут с Гудауты и Гагры, потом Сухум. Делайте выводы — инвестиции серьезные.
"ЗАВТРА". А какова ситуация с тяжелыми районами — такими, как Очамчырский и Ткуарчальский? Есть какие-то подвижки в их развитии?
С.Б. Еще в советское время Гагра и Гудаута были районами повышенного внимания, поскольку это курортная зона. И любые проблемы там было легче решать. Что касается восточной зоны — Очамчырский, Ткуарчальский — там, конечно, сложнее. В Ткуарчале потихоньку восстанавливаем добычу угля. Есть предприниматели, которые хотят организовать там цементное производство.
Очамчырский район — аграрный. Как вы понимаете, на волах и лошадях поднимать сельское хозяйство в XXI веке невозможно. Мы планируем до апреля закупить порядка ста тракторов в Белоруссии, чтобы поднимать эту сферу. Сейчас ситуация такова: все здравницы покупают продовольствие в Сочи. Между тем, процентов 70-80% продуктов должно быть местных.
"ЗАВТРА". Не ударила ли рикошетом по Абхазии кампания с запретом ввоза в Россию грузинского вина и минеральной воды?
С.Б. Мы сейчас ведем переговоры, чтобы это на нас не отразилось. Тем более, что продукция абхазских виноделов традиционно пользуется большим спросом благодаря уникальной производственной технологии. Надеюсь, что скоро этот вопрос будет разрешен, и абхазские вина вновь появятся на российских прилавках.
Беседу вёл Юрий Нерсесов
1.0x