Авторский блог Максим Калашников 03:00 24 октября 2006

ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА — К ЭКОНОМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

№43 (675) от 25 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Максим Калашников
ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА — К ЭКОНОМИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В 2008—2012 годах Россия покончит с «либеральным экспериментом» и перейдет к Новому курсу
В 2008-2012 годах РФ предстоит пережить труднейший и опаснейший период истории. В это время произойдет окончательный развал советского промышленного и инфраструктурного наследства. "Либеральный эксперимент", поставленный в стране с конца 1991 года, оказался бессильным построить новую техносферу. Но зато он привел на грань краха важнейшие системы жизнеобеспечения России.
Что будет в обозначенные годы? Чтобы не потонуть в катастрофах и не распасться, стране придется отказаться от либералистских опытов в экономике и начать Новый курс, где переплетутся черты советской практики, экономических реформ президента Ф.Д.Рузвельта, организационные находки Германии 1930-х годов и нетривиальные меры в духе новой эпохи. Россия первой в мире потерпит крушение индустриального уклада. Для спасения ей придется прибегать к технологиям следующей эры, новой централизации, передовой организации управления. И в этом она опередит страны "большой семерки", которым еще только предстоит пройти стадию крушения постиндустриализма — этого перезрелого индустриализма.
На русских просторах может возникнуть государство нового типа с экономикой — но уже не свободного рынка, а национальной безопасности. Если же нет, то российскую элиту ждет взаимоистребительная борьба, а РФ — распад.
ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЙ КРАХ
С 1992 и по нынешнее время постсоветская Россия (невзирая на все изменения политического курса) не отступала от курса ультралиберальных экономических реформ. А они есть не что иное, как запрограммированный раскол и крах. Как и всякий ультралиберализм, российский его вариант ориентировался на быструю прибыль любой ценой. Поэтому в стране, в отличие от советских времен, практически ничего не вкладывалось в инфраструктуру и системы жизнеобеспечения: электрическо-тепловую, атомную, газовую, транспортную, жилищно-коммунальную. Постсоветская "элита" занималась своими махинациями и спекуляциями на "площадке", оборудованной и обустроенной в СССР. Унаследованную от Союза инфраструктуру использовали на износ, не думая о будущем.
И вот наступает момент, когда советское наследство начинает отказывать и ломаться. Дальше нужно выбирать: либо отказываться от либерального "самоедства", либо — переживать катастрофу.
Таким образом, крах либеральных реформ запрограммирован в них самих. Вопрос катастрофы — лишь в сроках. И самое слабое звено здесь — инфраструктура и системы жизнеобеспечения страны. Их развал должен был наступить еще в примерно в 2003-2005 годах. Однако невиданный рост мировых цен на энергоносители оттянул момент катастрофы.
Но теперь РФ не спасают даже потоки нефтяных и газовых долларов.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС УЖЕ ПРИШЕЛ
В нынешней РФ уже появились первые ласточки эпохи инфраструктурно-промышленного краха. Страна вползает в энергетический кризис. Электрическая и газовая отрасли сцепились в разрушительной для страны борьбе. И это становится первым актом грядущей драмы.
Прежде всего страна неизбежно столкнется с нехваткой электричества и тепла. В 2008 году рост энергопотребления в Росфедерации упрется в предел возможностей "Единой энергетической системы" (РАО ЕЭС). Максимальная мощность всех электростанций страны к тому времени составит 205,3 миллиона киловатт, а потребление должно достичь 210,2 млн. кВт к 2009 году. Сначала дефицит постигнет Центральный и Северо-Западный экономический районы (с центрами в Москве и Петербурге), всего через год энергетический голод поразит и Сибирь. Об этом еще в декабре 2005 года заявил сам глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. То есть электричества не хватит чисто физически. Даже богатым, платежеспособным потребителям его негде будет взять. Ведь с 1991 г. и по нынешнее время господствующая в стране либеральная экономика только использовала энергетику страны на износ, не вводя в строй достаточный объем новых силовых станций. Электроэнергетика РФ изношена до предела: 90 процентов ее оборудования — старше 15 лет. Нехватка электричества вызовет новый экономический спад. Возможно, ограничение потребления — и тяжелые системные аварии. Ибо при скачках потребления уже не будет резерва мощностей на электростанциях. (В 1990-е он имелся из-за падения производства с советских времен). Системные аварии грозят обесточиванием европейской части страны: с параличом целых городов, с десятками тысяч людей, запертых в остановившихся лифтах и поездах метро. С вымерзанием целых кварталов зимой, остановкой работы водопроводных систем и канализации, массовыми беспорядками...
Самое же драматичное заключается в том, что кризиса энергоснабжения РФ избежать уже не удается. Ведь для этого надо было начинать строительство новых силовых станций годах в 1999-2001-м. А время оказалось упущенным.
"Энергоголод" уже чувствуется в столице РФ, ее богатейшем мегаполисе — Москве. Она уже вынуждена закупать электричество в других регионах. Зимой 2005-2006 годов, когда морозы перевалили на отметку "минус 30", городским властям пришлось отключать от снабжения 406 крупных потребителей. С тех пор потребление энергии в Москве выросло на 6 процентов — и уже зимой 2006-2007 годов придется отключать потребителей уже при морозах больше восемнадцати градусов. Сегодня энергетики требуют от строителей нового жилья в столице до 12 тысяч долларов за подключение новых двухкомнатных квартир к энергораспределительным сетям. Эти деньги нужны на развитие линий электропередач, подстанций и генерирующих мощностей. Плата для строителей уже введена в 36 из 89 регионов РФ. И скоро той же Москве неоткуда будет импортировать электричество: в соседних регионах также будет не хватать генерирующих мощностей.
Об опасности электроэнергетической катастрофы Росфедерации говорили еще в 1990-е. С приходом либерала Анатолия Чубайса на пост президента "Единых энергосистем России" (РАО ЕЭС) был разработан план чисто либеральной реформы отрасли. Его суть? Нужно, мол, разделить единую энергосистему на генерирующие компании (конкурирующие меж собой), выделить в отдельную компанию передающие сети и диспетчерскую службу. И тогда в электроэнергетику, по уверениям Чубайса, пойдут средства частных инвесторов. Но уже в 2000-2001 годах его план подвергался ожесточенной критике профессионалов. Они в один голос говорили о том, что в холодной континентальной России строительство энергостанций обходится на десятки процентов дороже, чем сооружение таких же мощностей в Китае, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке или в Бразилии, где бурно развивается экономика. Да и доходность электростанций в тех странах намного больше. В условиях глобализации деньги "энергетических" инвесторов в Россию не пойдут, а будут перехвачены теми же КНР, Тайванем, Бразилией, Индонезией.
Чубайс, задействуя все свои связи в верхах, смог подавить критиков и начать разделительную реформу ЕЭС. (Дескать, критика звучит из уст антирыночников и советской недобитой номенклатуры). И тут же выяснилось, что реформа бессмысленна, а критики известного либерала — стопроцентно правы. 5 октября 2006 г. в газете "Коммерсантъ" появилась статья "Гамлетовский вопрос", написанная Клодом Женеро, руководителем европейского центра крупного консалтингового агентства "Мак Кинси" по электроэнергетике, и Ириной Шваркман (партнером того же "Мак Кинси"). Она практически полностью повторяет аргументы критиков Чубайса в 2000-2001 гг.
Итак, Чубайсу во избежание катастрофы необходимо привлечь в отрасли 80 миллиардов долларов инвестиций в ближайшие пять лет. Но это весьма проблематично: строительство тепловых станций в РФ обходится инвестору в 1000 долларов за киловатт мощности, а в Китае — в 500-700 долларов. При этом Пекин собирается строить по 30-40 гигаватт новых мощностей в год, Евросоюз и США — по 10-15 гВт ежегодно, а РФ — всего 5-8 гигаватт. К тому же, потребители электричества в Азии, Европе и США готовы платить за каждый киловатт-час энергии вдвое-втрое больше, чем потребители в нищей РФ. Куда в таких условиях пойдут деньги частных инвесторов? Правильно — в Китай, США и Европу. Туда, где строить можно выгоднее и быстрее и где прибыли больше. И авторы статьи (рыночники до мозга костей!) призвали Москву, по сути дела, к осуществлению социалистической программы огромного строительства новых атомных и гидравлических станций!
Сам Чубайс уже понимает, что его либеральная программа провалилась, но не говорит об этом вслух. Зато он стал требовать все больших вложений государственных средств в электроэнергетику. Получается абсурдная картина: реформа ЕЭС осуществляется по либерально-капиталистически, а вливаний из бюджета Чубайс добивается вполне в планово-социалистическом порядке. Начав с требования создать некий государственный фонд для гарантирования частных вложений в 2002 году, он в 2006-м добился от президента РФ обещания направить в отрасли части средств Стабилизационного фонда. И теперь, по сведениям наших источников, Чубайс жаждет еще больших вложений их государственного кармана. ЕЭС сейчас — тяжелобольной гигант.
И тут Чубайс сталкивается лоб в лоб с атомной отраслью. В государственном концерне "Росэнергоатом" также требуют больших инвестиций из государственного стабфонда. Ведь в РФ начинается вывод из эксплуатации энергоблоков АЭС, построенных в 1970-е и первой половине 1980-х годов. Их остановка также грозит катастрофой энергоснабжения страны. Для ее избежания нужно с 2009 года вводить в строй по 2-3 новых энергоблока ежегодно. Каждый из них грозит обойтись в 2 миллиарда долларов — ведь придется возрождать разгромленные, распавшиеся и почти угасшие в 90-е годы строительные, проектные и научные структуры ядерной промышленности, восстанавливать разрушенные производственные цепочки. Средства для этого придется брать все из тех же валютных резервов РФ.
А обстановка тем временем осложняется все больше: "Единая энергосистема" начинает испытывать давление со стороны еще одного "больного слона" — компании "Газпром". Та отказывается поставлять электроэнергетике свой газ, чтобы покрыть растущее энергопотребление в стране. К проблеме выхода из строя старых электрогенерирующих мощностей добавляется проблема "газового голода".
ДРАКА "БОЛЬНЫХ СЛОНОВ" — КОНЕЦ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ
Основной потребитель природного газа внутри РФ — электроэнергетика. Тепловым станциям ЕЭС в европейской части страны сегодня угрожает топливный голод.
Кризис был предопределен с развалом СССР. В начале 80-х годов Советская власть перевела энергостанции Европейской части на газ вместо дорогих мазута и угля, но временно — до ввода в строй новых атомных станций и теплоцентралей. Однако Чернобыльская катастрофа и победа либеральных реформаторов уничтожила ядерные планы, погибла и комплексная Энергетическая программа СССР.
Теперь жечь газ в котлах станций невыгодно для "Газпрома". Он ведь тоже — весь в проблемах. Он громоздок (работает в нем 390 тысяч человек), но 83 процента газа добывают 10 процентов работников. Все остальное — раздутый управленческий аппарат и непрофильные виды бизнеса. "Газпром" разрывается между неприбыльными поставками топлива на внутренний рынок и экспортом, где можно заработать вшестеро больше за те же объемы (40 долларов против 250 на 2005 г.). Добываемого газа компании уже не хватает: дефицит для потребления его в РФ достигнет 124 миллиардов "кубов" в 2010 году. Уже сегодня приходится импортировать туркменский и узбекский газ. А РАО ЕЭС потребляет 170 миллиардов кубометров "голубого топлива" (на 2005 г.) и требует все больше. (Из общих поставок газа на внутренний рынок в 307 млрд. кубометров при добыче в 640 миллиардов "кубов).
Сегодня "Газпрому" жизненно важно нарастить вывоз газа в Европу и в перспективе — в Китай. Компания эта влезла в тяжелые долги перед мировыми заимодавцами (по одним оценкам — 13-, по другим — 30-миллиардные). "Газпром" очень потратился, скупая нефтяные компании и организуя строительство новых трубопроводов. "Газпрому" приходится искать средства на разработку новых месторождений взамен ямальских, которые исчерпываются. У него остается один выход: урезать поставки для электроэнергетики, требуя перевода теплоэлектростанций на мазут и уголь. А еще — повышать цены для внутреннего рынка. О чем уже объявлено в октябре-2006. Скоро тысяча кубометров газа для металлургов, химиков и производителей минеральных удобрений в РФ обойдется не в 40-50, а в 120-150 долларов. То есть, как в Европе — за вычетом транспортных расходов. А это уже приведет к кризису в важнейших отраслях индустрии РФ. Кроме того, переход электроэнергетики на уголь и мазут вздует тарифы в 2-3 раза — и это тоже больно стегнет по стране. Добавьте к этому, что переход на другое топливо очень затратен. Да еще то, что атомных станций для замены тепловых станций построить не успевают, газа для "электриков" больше не дадут, а потребление киловатт-часов в РФ растет...
Вырисовывается картина: энергетический кризис из-за дефицита топлива. С ростом тарифов, губительным для производства и для доходов бюджета. Вот вам и плоды разрушения единой плановой системы управления экономикой страны: два "больных слона" начали драку. Каждый прав по-своему. А плохо становится всем. В 2008-2012 годах дефицит газа в РФ станет еще сильнее. Кризисы нехватки топлива и дефицита генерирующих мощностей сложатся. И тогда стабильности страны придет конец.
Ведь картина, нарисованная нами, неполна. Добавим сюда проблемы страны с ветшающим жилищным фондом, с износом и развалом жилищно-коммунального хозяйства, со старением парка локомотивов на железных дорогах. Учтем износ трубопроводного хозяйства, старение парка гражданской авиации, нехватку молодых рабочих руки и мозгов из-за демографического кризиса. Тут стабфонда может и не хватить. Ведь никто, кроме государства, финансировать соответствующие программы не сможет. Хотя не факт, что постсоветское государство справится с проблемами, даже имея стабилизационные миллиарды: госаппарат настолько коррумпирован и настолько утратил опыт управления настоящими инвестиционными проектами, что может просто разворовать и неэффективно потратить средства, отпущенные на реконструкцию страны.
Вообще отсутствие планового механизма в экономике РФ порождает опасные шизофреничность и "лоскутность". Одна экономическая мера зачастую противоречит другим. А вступление в ВТО? Слава Богу, оно все время оттягивается. Но если это случится, кризис 2008-2012 годов получит мощный ускоритель. Ведь тогда обанкротятся целые сектора российской экономики...
Грядет время, когда стране придется решительно покончить с либеральным экспериментом и строить мобилизационную экономику. Экономику здравого смысла и новых технологий.
ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ: ОТ ПЯТОЙ ИМПЕРИИ ДО ИНОСТРАННОЙ ОККУПАЦИИ
Выбор придется делать в ближайшее время. Ведь какие возможные сценарии развития событий в РФ нам видятся.
Наилучшим можно считать вариант, который можно назвать "Пятой империей" или "СССР-2".
В этом сценарии либералы устраняются от власти. Олигархи 90-х подвергаются конфискации богатств. На смену коррумпированным и циничным "героям 90-х" приходят прагматики, национальные технократы, "диктаторы развития". Они, как их предшественники в конце 1920-х, делают из конченой страны-банкрота новую сверхиндустриальную державу. Более того, применяют для этого новейшие отечественные и зарубежные технологии, причем везде: в управлении, в промышленности, энергетике и связи, в домостроении и ЖКХ, в социальной политике. Широко применяется техника на новых физических принципах, ресурсо- и энергосбережение, ограничивается потребление, а все возможные средства вкладываются в развитие. Мощь государства направляется на ликвидацию демографической катастрофы и восстановление трудовой этики. Более того, мы первыми переходим на новые технологии и формы организации производства, создаем особый стиль жизни — и опережаем тем самым страны нынешней "большой семерки". Этот новый курс в России осуществляется только при опоре власти на широкую общественную базу. И при крепком союзе РФ с Белоруссией, сохранившей и плановые механизмы, и развитую индустрию, и высококвалифицированные кадры.
Другой сценарий назовем "Войной элит".
Нынешняя РФ уже расколота, хотя и своеобразно — не по территориальному принципу. Есть отдельная "страна", которую составляют группировка, контролирующая "Газпром", трубопроводно-экспортную систему и крупные нефтяные компании. Она де-факто использует РФ как колонию, обретает свои силовые структуры и стремится вписаться в мировой глобализованный истеблишмент, продавая акции крупнейших своих компаний на мировых биржах. Эта "особая страна" все больше смотрит на остальных обитателей РФ как на лишнее, неконкурентоспособное население, которому нужно всячески сократить льготы и социальные программы. А развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в России считает явно излишним.
Есть остальная страна — РФ нищих городов и районов вокруг старых предприятий с изношенным оборудованием. Страна нищих, живущих на грошовые заработки и скудные ассигнования из бюджета.
И есть некая промежуточная группа, состоящая из тех, кто находится во главе ядерной промышленности, электроэнергетики, оборонно-промышленного комплекса, остатков машиностроения, аэрокосмической отрасли, и, возможно, железнодорожного транспорта. Эта часть элиты не обладает широкими возможностями выхода на мировые рынки, она больше связана с Россией и заинтересована в ее развитии. Кстати, сюда же можно отнести аграриев и бизнес регионального масштаба, который сильнее всего пострадает при вступлении РФ в ВТО и который очень сильно зависит от состояния энергетики, ЖКХ и роста платежеспособного спроса внутри страны.
Когда с 2008 года начнут нарастать кризисные явления, то возможно острое столкновение этих разных "стран". Начнется кровавая борьба внутри нынешней российской элиты, раздираемой противоположными устремлениями и стремлением сохранить власть и статус. Каждый будет искать себе союзников и внутри, и вне Росфедерации. (На фоне нарастающего структурного и социального кризиса в США и Европе, заметим). В зависимости от исхода жестокой междоусобицы судьба страны пойдет либо по сценарию "Пятая империя"-"СССР-2" (при победе "высокотехнологичной" части элиты), либо, если победят "сырьевики", РФ собьется на третью, самую худшую траекторию.
Назовем её "Распадом и оккупацией".
Здесь власть не справляется с борьбой монополий между собой, с энергетическим крахом и разорением промышленности. Наступает жилищно-коммунальная и социальная катастрофа, РФ сотрясают техногенные бедствия. Вспыхивают бунты и беспорядки, целые регионы стремятся выйти из состава Федерации. И все это происходит вокруг ядерно-ракетных арсеналов. Острейший кризис перекидывается на Украину и Белоруссию, Закавказье и Молдавию. Словом, на всех, кто зависит от поставок энергоносителей из РФ. Впрочем, и Евросоюзу приходится туго.
Тогда США, обрадовавшись перспективе глобального "крестового похода" во главе с ними (это поможет американцам сохранить гегемонию долларовой системы), организуют ввод в РФ международных войсковых контингентов. Для чего? Чтобы обеспечить элементарный порядок, взять под контроль арсеналы оружия массового поражения, ядерные реакторы и научно-промышленные центры. А также — важнейшие месторождения нефти и газа, магистральные трубопроводы. Правительство в Москве сменяется международной антикризисной администрацией. РФ нарезается на удобные для внешнего направления "ломти"...
Дальнейший ход событий в детализации не нуждается. Главное понятно: нам нужно избежать худших сценариев.
Время испытаний неумолимо приближается. Срок либерального эксперимента на Руси исчерпывается. Все ближе финал "нефтяной стабильности", длившейся с 2000 года. Мы смеемся над нынешними прогнозами политологов: впереди нас ждут перепаханное до неузнаваемости поле политической борьбы и совершенно новые конфликты. Необходимо сделать все, чтобы перейти на рельсы развития и экономики национальной безопасности.
В истории России такое уже случалось. Сдается нам, что "национальный генотип" снова отреагирует на вызов времени в прежнем духе. Когда на первый план выйдут воля, прагматизм, мобилизация и развитие...
1.0x