№41 (673) от 11 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Серов
БОЕВЫЕ РОБОТЫ В НЕБЕ!
Смогут ли русские дать свой ответ на воздушную войну совершенно нового типа?
В июле в лондонском пригороде Фарнборо состоялась очередная авиационно-космическая выставка. По парадному блеску своему — не Ле-Бурже, конечно, но зато в Фарнборо всегда показывают летательные аппараты, на которые делают ставку ВВС наиболее сильных стран мира.
В этот раз Запад поразил воображение. Он намерен развивать беспилотные ВВС. То есть готовится к войне с помощью стремительных крылатых роботов.
Россия отстает на глазах. Командование наших Военно-Воздушных Сил все еще определяется с обликом российских боевых летательных аппаратов будущего. При этом за основу развития берется то, что безнадежно устарело еще в прошлом веке. И только наши конструкторы, да еще кое-кто из промышленников, буквально из последних сил пытаются остановить процесс деградации былой военно-воздушной мощи Отечества.
Самое же обидное для русских кроется в том, что американские и европейские авиастроители четко следуют советским планам сорокалетней давности.
"ГЛОБАЛЬНЫЙ ЯСТРЕБ" УКАЖЕТ ЦЕЛЬ БОЕВОМУ РОБОТУ — "МИСТЕРУ Х"
Беспилотные летательные аппараты занимают все большее место в мировом авиапарке и уверенно становятся в армейский строй. Лидируют здесь, конечно, США.
Настоящей гордостью корпорации "Нортроп Грумман" выступает постоянно совершенствующийся "старичок" — беспилотный разведчик, названный без лишней скромности "Глобальным ястребом" ("Global Hawk"). Эта машина, вне всякого сомнения, стала более чем достойным преемником не только известного воздушного шпиона U-2, но и уникальной разведывательной машины — SR-71 "Черная птица".
Если U-2 еще в начале шестидесятых годов прошлого века дважды (над Свердловском и Кубой) достали советские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-75, то стремительные и высотные "Черные птицы" спасовали лишь перед МиГ-25 и окончательно растеряли свои преимущества перед МиГ-31. Теперь все изменилось. Американцам больше не грозит позор пленения очередного Фрэнсиса Пауэрса где-нибудь под Екатеринбургом. На вооружение как шпионских ведомств, так и ВВС, и ВМС США встали летающие роботы, первым из которых является "Глобальный ястреб". Первым — в смысле своих потрясающих возможностей.
Само название беспилотного летательного аппарата (БПЛА) говорит о том, что ему отводится роль контроля за всей планетой. Действительно, "Global Hawk" может десятками часов летать и над равнинной сушей, и над горами, и над океанскими просторами. Высота полета, равная почти двадцати километрам, малые размеры и специальное покрытие делают его практически невидимым даже для самых современных систем радиотехнического контроля воздушного пространства. А сам "ястреб" видит все не только в оптическом диапазоне, но и во всех диапазонах так называемого технического зрения. При этом приборы наблюдения могут работать как в пассивном, так и в активном режиме, осуществляя, в том числе, целеуказание объектов для уничтожения их высокоточным оружием. Причем целью может стать даже президентский кортеж! Платформа "Глобального ястреба" оказалась удачной, а над совершенствованием начинки шпионского борта заокеанские специалисты работают, можно сказать, и днем и ночью. Эти летающие наблюдатели сегодня постоянно контролируют те районы, где США ведут или намереваются вести боевые действия. Ходят слухи, что американские "ястребы" спокойно бороздят стратосферу России и всех стран СНГ, а то ПВО, которым мы так усиленно гордимся, пресечь шпионский мониторинг не в состоянии.
Если говорить о чисто боевом применении беспилотников, то на "Фарнборо-2006" американские корпорации "Боинг" и "Нортроп Грумман" показали концептуально новые машины — БПЛА на базе своих самолетов-невидимок. На британской выставке США весьма откровенно намекнули, что в ХХI веке твердо намерены основную тяжесть войны возложить на роботизированную технику, в первую очередь — летающую.
Новые чудеса американской авиационной техники внешне немного напоминают бомбардировщик-невидимку В-2. У "Боинга" проект называется Х-45 с индексами А, В и С. У "Нортроп Груммана" — Х-47В (Unmanned Combat Air Systems) — беспилотные боевые воздушные системы. Самолеты-роботы способны нести на борту самый широкий перечень оружия. Испытательные полеты новых машин должны начаться чуть ли не в следующем году, а на вооружение американские БПЛА нового поколения будут приниматься после 2010 года. Над весьма похожим проектом универсального беспилотного аппарата не менее активно работают в Европе. Корпорация EADS создает свою реактивную "Барракуду", которая будет оснащаться как разведывательной аппаратурой, так и различными комплексами вооружения. Возможно, европейцы поставят в строй беспилотную хищную летающую "рыбу" даже раньше американцев.
Впрочем, янки заносчиво заявляют, что все равно остаются лидерами в создании боевых и разведывательных беспилотников. По их мнению, лишь корпорация "Нортроп Грумман" имеет тридцатилетнюю историю создания БПЛА, вершиной которых сегодня считаются такие системы, как "Охотник" и "Глобальный ястреб", получающие развитие в семействе Х-47.
А ВЕДЬ ПЕРВЫМИ БЫЛИ МЫ!
"Нортроп Грумман" гордится тем, что имеет тридцатилетнюю историю работ над БПЛА. А в СССР сорок(!) лет назад были проведены успешные работы по созданию целого флота беспилотных машин.
В шестидесятые-семидесятые годы бурно обновлялся парк ВВС. Не успевали прийти на вооружение, казалось бы, новейшие реактивные истребители и бомбардировщики, как УЖЕ завершались испытания еще более грозных машин, а в КБ рисовали чертежи самолетов нового поколения. Возникла проблема: что делать с тысячами вполне боеспособных истребителей и бомбардировщиков, на смену которым приходят более современные машины?
И родилась идея переоборудовать пилотируемые аппараты в боевые беспилотники. При этом ставилась задача создавать флот самолетов-роботов самого различного назначения. На часть машин ставилось разведывательное оборудование, другие должны были наносить огневые удары. И тут имелись разные варианты.
Самые старые самолеты, фактически выработавшие ресурс, переоборудовались в беспилотные роботы-камикадзе. Машина, начиненная взрывчаткой, должна была взлететь, совершить прорыв к обозначенной в полетном задании цели и спикировать на нее. Во время полета машина могла совершать довольно сложные маневры, создавая иллюзию управляемости опытным пилотом. И враг как бы не должен был ожидать, что "летчики-асы" вдруг в массовом порядке пойдут в смертельное пике на колонны бронетехники, стратегические мосты, командные пункты или склады с вооружением…
Более новые, но снятые с вооружения самолеты, должны были прорвать ПВО противника, сбросить бомбы или нанести ракетный удар, а затем по возможности вернуться на базу и сесть на родной аэродром. Такие сложные эволюции в воздухе несомненно отвлекли бы на себя значительную часть прифронтовых систем ПВО, чем в итоге воспользовались бы реальные пилоты наших истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, нанося завершающий и сокрушительный удар по врагу.
Согласимся, идея была не просто революционной для своего времени, но и по-настоящему красивой. К тому же реализация ее сберегала бы жизни асов, подготовить которых гораздо сложнее, чем собрать новый самолет. Да и сама потенциально сбереженная человеческая жизнь несравнимо дороже любой самой навороченной военной "игрушки". А ведь мы приступили к созданию летающих роботов, когда электроника и тем более кибернетика находились у нас, можно сказать, в зачаточном состоянии.
Выполнить уникальный во всех отношениях проект поручили специалистам Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ), специализировавшимся на создании бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для боевых самолетов. Отвечал за разработку автоматизированных систем управления беспилотными летательными аппаратами тогда еще молодой, но по-настоящему талантливый конструктор Гиви Джанджгава.
И он блестяще с задачей справился, сумев создать и вложить в самолеты уникальные технические "мозги"! Вооруженные Силы СССР фактически одномоментно без грандиозных финансовых затрат могли получить тысячи почти неуязвимых крылатых ракет и боевых беспилотных летательных аппаратов многоразового использования. Ведь в те времена у нас была масса устаревших истребителей МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, перехватчиков Як-25, фронтовых бомбардировщиков Ил-28 и Як-28…
Американцы, узнав про это, схватились за голову. Как же так?! Мы еще только-только подступаемся к идее создания своих "Томагавков", выделяем на это миллиарды долларов, а коварные Советы пошли своим путем и решили "нашу" дорогостоящую задачу буквально за копейки! Специалисты Пентагона, просчитав боевой эффект переоборудования старых самолетов в летающие роботы, пришли в ужас. Начались стенания о нарушении баланса стратегических сил, о том, что СССР готовится к войне на фоне декларируемого им же всеобщего и полного разоружения. Политическое давление на Кремль было оказано огромное, кремлевские старцы дрогнули.
Использовались методы и чисто подрывного характера. Через спецслужбы запускались "аналитические доклады" о том, что идея, реализованная Джанджгавой — тупиковая, ведущая к пустой трате народных средств. Мол, если бы в таком переоборудовании имелось рациональное зерно, то первыми его, естественно(!), реализовали бы за океаном. А раз в США даже в перспективе не рассматривали самой возможности сделать из пилотируемого истребителя боевой беспилотник, то вся идея является фикцией. И с этим бредом в наших высоких генштабовских кабинетах тоже согласились. Никому почему-то не пришло в голову, что американцы в данном вполне конкретном случае оказались просто глупее нас.
То, что янки отнюдь не умнее "глуповатых" русских, показало то же Фарнборо-2006. В 1997 году по инициативе Джанджгавы был создан Научно-производственный центр (НПЦ) "Технокомплекс", который стал ведущим центром проектирования авионики для боевых крылатых и винтокрылых машин и руководителем которого Гиви Ивлианович является. Именно здесь создается комплекс БРЭО для отечественного истребителя пятого поколения. На выставке в Великобритании "Технокомплекс" совместно с АХК "Сухой" показал новейшую "стеклянную" кабину для истребителя Су-35. Суть такой кабины в том, что в ней нет классических стрелочных приборов. Вся информация отображается на экранах жидкокристаллических мониторов. И оказалось, что авионика Су-35 по количеству и качеству выдаваемой информации кое в чем превзошла авионику истребителей пятого поколения (F-22 и JSF), которыми так гордятся в США.
Мы сейчас закладываем в оборонный бюджет триллионы (в перспективе) рублей на создание истребителя пятого поколения, за который очень радеют и министр обороны и главком ВВС. А ведь всем авиационным специалистам ясно, что гонку по пятому поколению мы американцам проиграли изначально. Так не логичнее было бы закрыть проект "пятого" истребителя и начать работать над беспилотной машиной шестого(!) поколения?
Президент "Технокомплекса" и генеральный конструктор РПКБ Гиви Джанджгава, оценив экспозицию Фарнборо-2006, сказал: будущее боевой авиации за беспилотниками, и в "Технокомплексе" уже сегодня есть наработки по авионике для беспилотных летательных аппаратов, которые придут на смену самолетам пятого поколения. То есть Россия имеет реальную возможность не следовать логике навязанной нам в боевой авиации гонки вооружений, а просто перескочить виток пятого поколения, сразу перейдя к шестому. Для этого нужны лишь, как принято говорить, политическая воля и соответствующее решение, подкрепленное, естественно, финансами.
Создание советской армады летающих киборгов много лет назад остановили директивным порядком в тот момент, когда поистине революционная задача была почти полностью решена. Всю конструкторскую документацию уничтожили и о самой идее приказали забыть раз и навсегда. Но разве можно запретить мысль? Спустя несколько лет "Нортроп Грумман" приступил к реализации своего проекта боевых и разведывательных БПЛА. Сегодня они лидеры.
США готовятся к роботизированной войне в воздушно-космическом пространстве. Беспилотные разведчики и бомбардировщики — уже реальность. Что дальше? Дальше — стаи беспилотников будут расчищать путь авиации НАТО, выискивая и уничтожая системы ПВО страны-жертвы агрессии. Любой локатор, пусковая установка, центр связи и управления будут уничтожаться быстро и беспощадно.
А руководство Министерства обороны РФ в начале нового века, когда беспилотники появляются везде, кроме России, вычеркнуло из Государственного оборонного заказа все расходы, связанные с разработкой БПЛА. Сэкономили…
У РФ остался очень небольшой временной промежуток для того, чтобы не оказаться на обочине мирового авиационного прогресса. Для этого надо осознать: в чем мы были первыми? В чем наш приоритет сохранился хотя бы на уровне потенциальных возможностей? И не пожалеть денег на финансирование тех разработок, которые действительно являются прорывными.
Вот только кто будет это осознавать? Как сказал пес Шарик в мультфильме про почтальона Печкина: "Денег у нас хватает. Мозгов нет"…
1.0x