Авторский блог Олег Щукин 03:00 10 октября 2006

ГИЛЬОТИНА ДОЛЛАРА ДЛЯ РОССИИ

№41 (673) от 11 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
ГИЛЬОТИНА ДОЛЛАРА ДЛЯ РОССИИ

Российская Федерация по совокупному объему и разнообразию природных богатств не имеет равных себе в мире — это признают и отечественные, и зарубежные специалисты. На ее территории, составляющей 14% территории Земли, находится до 40% минеральных ресурсов мира, настоящие "лесные легкие" планеты, гигантские запасы пресной воды, включая уникальное море-озеро Байкал. В нынешних ценах только разведанные и пригодные к разработке ресурсы России — даже в очень урезанных после 1991 года границах — "стоят" не менее 26 триллионов долларов, приблизительно по 180 тысяч на каждого гражданина РФ. Для сравнения — на каждого гражданина США приходится только 36000 долларов природных ресурсов, а на каждого жителя ЕС — не более 9000.
Но где сегодня Америка с Европой, а где — Россия? Все национальное имущество нашей страны оценивается в 1,9 трлн. долл. США, составляя немногим более 5% стоимости ее природных ресурсов — в то время как для стран "первого мира" этот показатель не опускается ниже 150%. Размер доли российского национального богатства, приходящейся на одного жителя, в 17 раз меньше, чем в самой богатой стране мира — Швейцарии, и в 13 раз меньше, чем в США. Согласно ежегодной оценке экспертов ООН, в 2005 году наша страна заняла 62-е место из 174 стран в мировом рейтинге уровня жизни. Из 111 стран, вошедших в рейтинг "качества жизни", составленный лондонской исследовательской группой "Economist Intelligence Unit" и учитывающий все факторы, влияющие на жизнь человека, РФ оказалась лишь 105-й, уступив даже соседней Украине, занявшей 99-е место. Еще показательнее место, отведенное России в мировом рейтинге удовлетворенности жизнью — 167-е из 174 стран мира. Почему же в нашей стране, столь богатой ресурсами, оказывается, живет такое бедное и недовольное жизнью население?
Если задать подобный вопрос западным экспертам, то в подавляющем большинстве случаев ответ сведется к тому, что русские — вообще ленивый и пьющий народ с рабской психологией, неприспособленный к существованию в условиях свободы и рыночной экономики. Далее нередко можно услышать и естественный вывод из этого постулата: русские обречены на вымирание и должны уступить место более свободным и трудолюбивым нациям, способным эффективнее использовать гигантские природные ресурсы России с большей пользой для себя и для всего человечества. А потому, чем скорее это произойдет, — тем лучше. Несомненно, что с такими мнениями — не на словах, а на деле — полностью согласна та часть нынешней "властной вертикали" РФ, которая определяет социально-экономический курс государства.
Если 62-я страна мира по уровню жизни одновременно является 2-й по числу долларовых миллиардеров (32 человека) и 5-й по числу миллионеров (88 тысяч) — о чем это говорит, кроме наличия гигантского и чудовищного неравенства в распределении национального богатства? И действительно, 25-29% внутреннего продукта ежегодно оказываются в руках всего лишь 1% населения. И если эти полтора миллиона человек по каким-то (каким — не столь важно) причинам решат последовать примеру Гусинского — Березовского — Абрамовича, выехав из России за рубеж, наша страна в одночасье окажется чуть ли не вдвое беднее нынешнего, и без того не вызывающего восхищения уровня.
И если пока доходы российских сверхбогачей, будучи сложены с доходами основной, бедной и всё больше нищающей, массы населения и виртуально "поделены на всех", дают еще более-менее приемлемую "среднюю температуру по больнице", то относительно удовлетворенности подобным положением дел голос этих сверхбогатых единиц "тоньше писка" — что и выражено 167-м местом нашей страны в мировом рейтинге удовлетворенностью жизнью.
Стоит заметить, что согласно бодрым рапортам Кудрина, Грефа и иже с ними социально-экономическое положение России с каждым годом улучшается, в то время как международные рейтинги свидетельствуют о прямо противоположном. Так, в рейтинге уровня жизни ООН наша страна в 2005 году заняла место на три ступеньки ниже 2004 года. А согласно рейтингу международного центра антикоррупционных исследований "Transparency International", по уровню коррупции Россия в 2003 году занимала 86-е место, в 2004 — 90-е, а в 2005 году — 126-е место, которое делит с Нигером и Сьерра-Леоне.
При всей относительности, условности, а порой даже ангажированности подобных рейтингов следует признать, что общую тенденцию они, тем не менее, отражают весьма точно: Россия как государство и общество объективно продолжает деградировать, причем этот процесс идет уже "сам собой", без тотального и системного насилия со стороны власть предержащих; отдельные значимые "эксцессы" наподобие разгрома ЮКОСа можно даже не брать в расчет.
Чтобы не быть голословными, сравним структуру российского экспорта 2005 и 2004 года. Доля топливно-энергетического сектора в нем всего лишь за один год выросла с 62,9% до 67,8%, зато все остальные экспортные статьи оказались существенно сокращены: металлы и изделия из них — до 13,1% (было — 15,7%); продукция химической промышленности — 5,5% (6,2%); машины, оборудование и транспортные средства — 4,8% (5,1%); древесина и целлюлозо-бумажные изделия — 3,2% (3,7%); другие категории товаров и услуг — 5,6% (6,4%). То есть сегодня более двух третей нашего экспорта приходится на "черное" и "голубое золото". Российская Федерация стремительно превращается в монокультурную экономическую структуру — правда, не "банановую", как некоторые государства Центральной Америки, а "нефтегазовую". Со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями.
Кто же получает основную долю этой гигантской "нефтегазовой ренты"? Об узком слое российских сверхбогачей уже говорилось. Но полученные ими в результате "приватизации" миллионы и миллиарды долларов работают вовсе не на отечественную экономику. Ведь эти деньги хранятся в основном на счетах иностранных банков, и вкладываются большей частью в движимое и недвижимое имущество далеко за пределами Российской Федерации. То же самое, по сути, касается и денег, которые государство руками Кудрина и Игнатьева складывает в Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы (ЗВР) Центробанка. Большую часть этих активов составляют американские доллары и государственные ценные бумаги США, приносящие от 3% до 5% годовых в долларах же — при том, что ежегодная инфляция американской валюты выражается двузначными числами. В то же время даже для покупки "Сибнефти", не говоря уже о "Юганскнефтегазе", государству почему-то пришлось брать многомиллиардные синдицированные кредиты у западных и китайских банков — под те же 10-11% годовых. Спрашивается, оно не могло или не хотело использовать для этих целей свои собственные накопления, о небывалом росте которых и о досрочной выплате внешних долгов так громогласно заявляет? Какие убытки понесла и понесет Россия в результате подобных сделок? Кто — поименно — был в них заинтересован, сверху донизу? Ведь если провозглашенная президентом страны "диктатура закона" не является "диктатурой дышла", отвечать на эти вопросы рано или поздно придется.
Пока же налицо гигантская двухтактная помпа, ежегодно откачивающая из России десятки, если не сотни миллиардов долларов. В первом такте благодаря нынешней структуре собственности и налогообложения, благодаря политике Минфина и Центробанка РФ десятки миллионов тонн российской нефти и миллиарды кубометров российского газа уходят на экспорт лишь формально по рыночным, а реально — по сверхнизким ценам, поскольку до 70% их стоимости практически бесплатно остается за рубежом — и через личные счета "олигархов", и через "оффшоры", и через механизмы Стабфонда и ЗВР.
Во втором такте практически те же деньги возвращаются в российскую экономику — но уже в виде коммерческих кредитов западных банков корпорациям и населению страны, урезая их будущие доходы и соответственно возможности дальнейшего независимого развития. Сумма совокупного внешнего долга РФ, государственного и корпоративного, примерно равна размерам Стабфонда и ЗВР — около 270 млрд. долларов. Сумма потребительских кредитов, выданных населению российскими банками, примерно равна сумме внешней задолженности российского банковского сектора — 57 млрд. долларов (обе цифры — по состоянию на 1 августа 2006 года). Разумеется, столь изощренный механизм "долларовой гильотины" придумали вовсе не Гайдар с Чубайсом и не Кудрин с Грефом — они лишь в разное время на разных этапах собирали, налаживали и следили за функционированием этого механизма в нашей стране. Механизма, не слишком быстро, но верно убивающего её настоящее и будущее.
1.0x