№41 (673) от 11 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Кугушев
ОБЩЕЕ ДЕЛО — РУССКИЙ ДОМ
Общие дела — основа основ Пятой Империи. И среди всего их многообразия выберем дело, в котором, с одной стороны, кровно заинтересовано подавляющее большинство жителей нашей страны, а с другой — взаимодействуют все потенциальные субъекты развития. Дело это есть мечта и полигон одновременно. И с ним не справиться, используя только традиционные подходы и технологии. Дело это — "одомовление" России, по точному определению нашего выдающегося современника Эльгена Григорьева. Оно призвано положить конец житейской неустроенности и отсутствию нормальных, достойных человека условий жизни для миллионов жителей нашей страны.
Дом всегда занимал особое положение в русском мире. Он был, есть и будет его "первичной сотой", в совокупности составляющих материальную оболочку духовной жизни, сотканной из семейных, соседских и коллективистских связей, во многом сформировавших ценности и жизненный уклад русского народа. Дом для русских является не только, и не столько сферой существования, местом, где живут, но и пространством дления рода, микрокосмосом отдохновения и нелегких, а зачастую и тяжёлых, но всегда свободных, освещённых разумением домашних хлопот. Дом — есть особая, отдельная от жестокого, по отношению к русскому человеку, мира, пространство тёплой, душевной и доброй жизни. Более того, уникальность русского дома состояла в том, что он имел сакральный смысл, будучи связанным с миром горним через особое место — "красный угол" — с иконами и образами. Дом является не только местом материальной и общественной жизни, но и жизни духовной, неразрывно связанной с ежедневной молитвой. Но при всей краеугольности для семейной, народной, а также государственной жизни, уже очень давно достойное и комфортное жильё является недостижимой мечтой для подавляющей части нашего народа.
Пожалуй, только в позднем СССР была всерьёз предпринята попытка разрешить жилищную проблему. И пусть эта попытка проблему решила лишь частично и временно, но именно тогда в первый и последний раз в нашей истории доступное жильё стало первейшей заботой государства.
Беда наша, что новоселья справлялись в стране, где был утерян смысл, устои и идеалы, где стремительно сужалась сфера душевного и духовного, где сакральное заменялось масскультом из телевизора и различными эрзацами.
Но СССР рухнул, подточенный внутренними неразрешимыми противоречиями, усиленными умелыми внешними воздействиями, и про народное жильё забыли. Наступила эпоха разрушения. Времена негодяев. Торжество трофеизма.
И лишь последние годы под воздействием сложного комплекса объективных и субъективных причин власть опять вернулась к проблеме доступного жилья. Стало ясно, что в русском доме, как в болевой точке, сошлись вымирание народа, обессмысливание жизни и бесцельность жития наших сограждан, нарастающий распад общественных связей, начиная с их первичной ячейки — семьи, практическая и скрытая беспризорность детей, деградация нравственности и эрозия русской традиции — сокровенного богатства нации.
Даже для прагматично мыслящих людей власти стало понятным: не решить эти проблемы — и вскоре не будет ни страны, ни народа, ни русской цивилизации, имеющей уникальную миссию и несущей особое бремя сохранения рода человеческого.
Какова же ситуация в сфере жилья на сегодняшний день? Прямо скажем — донельзя плачевна. Начнём с жилого фонда. Он составляет в настоящее время почти 3 триллиона квадратных метров жилья. Его общий износ превышает почти 50 процентов. Аварийными же являются под 200 млн. кв. м, нуждающимися в немедленном капитальном ремонте — около 300 млн. кв. м, требующих реконструкции — 300 тыс. кв. м. Более того, фактически износ ещё выше, поскольку он не включает панельные дома. По существующим нормам панельные дома нуждаются в капитальном ремонте после 25 лет эксплуатации, затем они будут служить ещё 20 лет. Фактически эти нормативы не соблюдаются. И какой объём панельного жилья надо причислить к изношенному фонду, сегодня даже не известно. Но и это ещё не всё: износ инженерных сетей канализации, водотеплоснабжения составляет две трети. За десятилетия разрухи сбился с ритма строительный конвейер: если в 1987 году в России было введено 78,2 млн. кв. м, или по половине квадратного метра на человека, то в настоящее время ввод лишь подбирается к 50 млн. кв. м, и едва перевалил за черту 0,3 кв. м на человека, тогда, как в Китае он уже сегодня достиг исходного 1 кв. м. на одного человека.
В результате сегодня в улучшении жилищных условий нуждается две трети российских семей. При этом лишь менее десяти процентов в состоянии приобрести жильё самостоятельно или с помощью заёмных средств.
В этих условиях властью по инициативе Президента Российской Федерации был разработан национальный проект "Доступное жильё". В нём предусмотрено к 2010 году увеличить ввод жилья в два раза — до 80 млн. кв. м, то есть выйти на уровень конца 90-х годов, нарастить выдачу ипотечных кредитов — в 20 раз, до 415 млрд. рублей, а количество семей, способных самостоятельно приобрести жильё, увеличить примерно в три раза — с 10% до 30%. Кроме того, поставлена задача за счёт бюджетов, федеральных и региональных, предоставить квартиры 314 тысячам особо нуждающимся семьям.
Безусловно, проект этот — дело нужное, своевременное и отвечающее задаче "Сбережения народа". Но рассмотрим, как он осуществляется, подведем предварительные итоги этой работы. Ввод жилья начал увеличиваться с 41 млн. кв. м в 2004 г. до ожидаемых 48 млн. в нынешнем. При этом более трети ввода и подавляющая часть прироста приходится на Москву и Центральный федеральный округ. Северо-запад, Нечерноземье, не говоря уж о Сибири и Дальнем Востоке, практически продвигаются вперёд микроскопическими шагами. Такая ситуация является в значительной мере следствием того, что основная доля федерального бюджета выделяется в и без того благополучные регионы, а не туда, где нужда в жилье особенно остра. Осталась практически нетронутой построенная на взятках и кумовстве система предоставления участков для строительства. Особенно славится этим Москва. В среднем по России для этого требуется полтора года.
На треть возрастёт в этом году объём ипотечных кредитов и достигнет примерно 75-80 млрд. рублей. Опять же, казалось бы, сделан ощутимый шаг вперёд. Но ситуация, когда рост ипотеки значительно превысил наращивание ввода нового жилья, привела не к увеличению доступности квартир для тех, кто нуждается, а к стремительному — а в ряде районов страны просто фантастическому — росту цен на жилье. Так, например, в Москве за 2 последних года стоимость жилья практически удвоилась и достигла минимально $3 тыс. за квадратный метр нового жилья. Сходная динамика имеет место и в Санкт-Петербурге и в многих других городах страны.
Всё это привело к тому, что первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев, ответственный за национальные проекты, недавно сделал следующее заявление: "При улучшении экономической ситуации и росте благосостояния населения реальная доступность жилья для значительной части семей снижается". Тем самым вице-премьер, по сути, расписался в неудаче первой стадии реализации национального проекта. Нет надежды, если следовать логике Правительства, и на улучшение положения в ближайшем будущем. Сообразно проекту бюджета на 2007 год, рост зарплат в следующем году составит чуть более 4 процентов, а запланированная инфляция превысит 8 процентов. При этом в бюджете предусматривается рост реальных доходов. Но основной рост этих доходов будет получен за счёт предпринимательской деятельности, собственности и банковских вкладов. Между тем, согласно недавним социологическим опросам, 80% россиян вообще не имеют сбережений.
А доходы от собственности и предпринимательской деятельности получают 6% наиболее состоятельных граждан. Их доля в общих доходах населения с 2006 по 2009 год, согласно трёхлетнему плану развития страны, увеличится с 44% до половины. А вот доля заработной платы, на которую живёт большинство россиян, в общих доходах сократится с 36,6% до 35,5%.
Так что же делать в такой ситуации, хотелось бы знать? Вероятно, радоваться, что у власти ничего не получилось? Привычно насмехаться и надеяться на будущее, когда будут руководить другие, правильные люди? По-моему, это — тупиковый путь. И не только потому, что будущего может просто не быть, а прежде всего потому, что надо использовать любую возможность превратить бюрократическую затею в Общее дело, вычленить фрагменты, группы, структуры власти, способные работать на Пятую Империю. А для этого надо, прежде всего, понять, почему не срабатывает механизм национального проекта "Доступное жильё".
Выделим несколько причин. Во-первых, фактическое одиночество Путина и его узкой команды. Их усилия разбились о миллионную российскую бюрократию, сросшуюся со своей клиентеллой — той бизнес-прослойкой, которая живёт и процветает за счёт коррупционных связей.
Во-вторых, в отсутствие понимания властью проекта "Доступное жилье" как Общего дела, к которому должны быть привлечены наиболее компетентные, профессиональные и заинтересованные силы. В том числе те, кому это жильё необходимо. Ничего не сделано, чтобы использовать социальную инициативу.
В-третьих, непроработанность проекта, его половинчатый характер. Приведём только один пример, ярко иллюстрирующий отсутствие подлинной проектности в данном деле. Для того, чтобы построить 80 млн. кв. м жилья ежегодно, нужна площадка в 10 тыс. га. Инженерное и социальное обустройство такой площадки обойдётся в полтриллиона рублей, ещё полтриллиона нужно на покупку земли, но этих средств в финансовом обосновании программы не предусмотрено.
В-четвёртых, необходимо определить, что и как строить. Упор в программе сделан на ДСК. Но действующие ДСК крайне изношены, а их географическое расположение такого, что не позволяет строить жильё в тех регионах, где в нём больше всего нуждаются. Программа совершенно игнорирует современные высокоэкономичные и сверхбыстрые технологии строительства.
В-пятых, отсутствует программно-целевое управление проекта: как по стадиям — от архитектурных и проектных решений до контроля за тем, чтобы построенные квартиры и дома оказывались, в итоге, у тех, кому они предназначены, так и по вертикали — от федеральных органов власти до муниципальных образований.
В-шестых, это неспособность чисто рыночных регуляторов обеспечить реализацию проекта, носящего — и это бессмысленно отрицать — по сути, мобилизационный характер, требующий концентрации огромных ресурсов на решение конкретной задачи в достаточно сжатый период времени.
И, наконец, в-седьмых, заведомо технократический характер проекта, игнорирующего русскую традицию, трактующую дом как семейный очаг и сосредоточение духовной жизни. Более того, сам проект представляет собой второе издание советской жилищной программы, реализуемой на заведомо устаревшей и изношенной базе стройиндустрии, созданной в позднем СССР.
Возникает вопрос: дальше что же делать? Прежде всего, необходимо точно определить, что сегодня реально сделать, какие для этого нужны ресурсы и какие силы должны быть задействованы.
Если провести такой анализ, то откроется поразительная картина. Самым реальным сегодня оказывается как раз то, о чём мечтали целые поколения русских, о чём грезят миллионы наших сограждан — а именно, собственный дом.
По оценкам одного из самых профессиональных градостроителей нашей страны, В.Кривова, разработавшего совместно с Ю. Крупновым и другими ведущими экспертами программу "Свой дом — как национальная идея", до половины вновь вводимого жилья должно приходиться на индивидуальные дома. Ещё примерно треть — на таунхаусы. И лишь двадцать процентов— в основном, в крупнейших городских агломерациях — на многоквартирные многоэтажки.
Для малоэтажного индивидуального строительства есть отработанные, доведенные до индустриального производства прорывные строительные технологии. Так, В.Книжник разработал, и успешно производит заводы по индустриальному строительству домов из арболита — чрезвычайно экологичного, энергосберегающего, прочного материала, соответствующего всем установленным требованиям и условиям. В основе этого материала лежит щепа. Ее в стране буквально видимо-невидимо как отходов от деревообработки. Дом из арболита собирается за 3-5 дней и обладает автономной системой жизнеобеспечения, включая тепло, свет, канализацию, горячее водоснабжение. Командой Книжника создана целая библиотека проектов различной площади и этажности. Уже построены посёлки в Оренбургской области. Массовое сооружение домов Книжника ведётся в Казахстане. Чрезвычайно важно, что один квадратный метр дома Книжника "под ключ", оснащённого импортной сантехникой, электрикой, окнами и дверьми, стоит не более $300. Сходные экономические, технические, экологические и индустриальные показатели имеют и сверхбыстро возводимые дома Сибирякова, которому газета "Завтра" посвятила большой материал. Примерно таковы же показатели по коттеджам В.Соколова.
Имеется целый ряд прорывных технологий и для строительства многоквартирных домов, обеспечивающих экономию себестоимости на 30-40% против сегодняшнего уровня многоэтажного домостроения.
Итак, технологии строительства дешёвого, комфортного и отвечающего всем требованиям жилья, отработанные и доведённые до индустриальной стадии и конвейерной сборки, имеются.
Теперь необходимо сделать второй шаг — обеспечить в массовом и оперативном порядке площадки под застройку сотен тысяч индивидуальных домов. Здесь необходимо жёсткое административное давление по всей властной вертикали с тем, чтобы преодолеть бюрократизм, казнокрадство и мздоимство, процветающие в этой сфере. Так, земля под застройку может быть передана дотационными регионами центра в качестве компенсации за дотации, а в регионах-донорах, выкуплена за счёт средств федерального и местного бюджетов. Вот здесь и необходима демонстрация властных функций во всём их многообразии от администрирования, до контроля, принуждения, а если потребуется, и наказания чиновников любого уровня, мешающих реализации программы.
Немаловажно и то, куда направить выделенные на программу ресурсы. Здесь представляется необходимым предусматривать три направления.
Так, государство может создать специализированную корпорацию "Доступное жильё", закупив заводы Владимира Книжника и других новаторов. Можно пойти другим путём, и предоставить гарантии сооружения определённого количества индивидуальных домов определенной площади с фиксированной ценой низкопроцентные кредиты. На строительство новых заводов и наделение оборотными средствами компаний, использующих самые передовые технологии. Наконец возможен и смешанный вариант, предусматривающий создание частно-государственных структур, решающих задачу массового развития индивидуального домостроения.
Вторым направлением должен стать выкуп государством земли под застройку "Доступным жильём", с предоставлением этой земли в долгосрочную аренду с правом выкупа по льготным ценам. В первую очередь, для молодых семей, военнослужащих, учителей, возможно, еще каких-то категорий граждан, от которых зависят судьбы нашего Отечества.
Наконец, государство должно сделать шаг в направлении создания целевой социальной ипотеки, оставив нынешнюю ипотеку с её короткими сроками выплат и высокими процентами коммерческим банкам и их клиентам — примерно 10-15% наиболее обеспеченного населения.
Государство призвано сосредоточиться на ином. А именно — на запуске социальной ипотеки, предусматривающей максимально долгий (как на Западе) срок кредитования: 15-25 лет, и минимальные проценты выплаты, с компенсацией разницы между сложившейся ценой денежных ресурсов и процентной ставки за счёт, например, стабилизационного фонда. Можно использовать в этих целях и выплаты, ориентированные на поддержку молодых семей, семей с детьми, военнослужащих и тому подобное, которые могут использоваться как для первоначального взноса, так и осуществления взносов по погашению кредита. При этом чрезвычайно важно провести эти выплаты в соответствии с реалиями. А то, как справедливо отметил В. Путин, военные сертификаты сегодня — "это форменное издевательство". Не надо даже ничего особо нового придумывать — уже существующие фрагменты надо интегрировать в системе социальной ипотеки. И тогда собственный дом станет реальностью для миллионов семей.
Что же касается мегаполисов с их сумасшедшими ценами на жильё, парализованным транспортом и экологией, близкой к катастрофе, то те, кто по-прежнему стремится в них жить, пусть делают это за свой собственный счёт. России её тысячи городов и посёлков, возрождение сельских поселений намного важнее, чем дальнейшее разбухание Москвы и даже строительство всё новых и новых кварталов Санкт-Петербурга.
По этой теме можно писать ещё очень много, брать другие технологии, детально анализировать вопросы, связанные с представлением площадок, либо обсасывать детали ипотечных схем или предоставления бюджетных средств для определённых категорий населения на приобретение жилья. Но главное сказано — собственный комфортный, долговечный и красивый дом по дешёвой цене является сегодня реальностью. И, следовательно, мечта миллионов россиян может быть реализована в ближайшие годы. Для этого нужна политическая воля и объединение усилий всех заинтересованных сторон.
Объединение новаторских технологий и их носителей, креативных компаний, с хозяйским использованием бюджетных средств, целенаправленными усилиями государства на всех его уровнях — от федерального центра до муниципальных образований, осуществляемых на основе программно-проектных методов управления, подкреплённых системой контроля, ответственности и наказания способно в кратчайшие сроки наполнить программу "Доступное жильё" принципиально новым и, одновременно, следующим русской традиции, содержанием. Такое объединение даст возможность решить целый комплекс социальных проблем, от которых зависит судьба нашей страны. И наконец, при таком развороте событий национальный проект станет реальным Общим делом, где власть, народ, творцы технологий, предприниматели и силовики, осуществляющие контроль, а если понадобится — принуждение и наказание, будут действовать сообща. Они приобретут навыки совместной работы на благо Родины, соединённой с личным интересом и освещённой духовным светом Пятой Империи. Это будет первый за последние четверть века общенациональный проект воплощения русской мечты в реальность.
1.0x