Авторский блог Сергей Кугушев 03:00 3 октября 2006

ОРИЕНТИР — ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

0
№40 (672) от 04 октября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Кугушев
ОРИЕНТИР — ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Каждый проект имеет свою систему запуска. Имперский проект — не исключение. Система запуска проекта — это всегда точка сборки новой реальности, пропущенной через сознание человека и коллективное надсознательное. Это своего рода магический центр в идеальной матрице русского мира, заданный ее традицией. Точка сборки "Пятой Империи"— ментальная проекция небесного светоча русских, их ориентира в пространстве мироздания — Полярной Звезды.
Точка "алеф", мера неевклидовой геометрии человеческого мироздания — есть пункт встречи, место пересечения, свернувшийся мир взаимодействия сакральной традиции, политической практики и способов удовлетворения нужд обыденной жизни. В этой точке происходит взаимоопределение относительно друг друга трех основных технологических кластеров, запускающих метатехнологию актуализации реальности, трансформации вероятности в действительность. Применительно к нашей теме речь идет о способе запуска проекта, имеющего своей целью ни больше ни меньше, как превращение Града Небесного в Град Земной — преображенную Россию, воссозданную на началах добра, справедливости и созидания.
Что же это за три магических контура, взаимодействующих между собой через нелокальные связи, проявляющиеся в резонансных феноменах, синхронистичных эффектах и кольцевых причинно-следственных зависимостях, которые способны материализовать мысли, чувства и чаяния созидателей новой реальности?
Первый контур — это сакральная развивающаяся традиция, задающая смысл существования отдельного человека, групп аттракторов психоистории и народов в целом. Смысл — сродни трансценденции. Последнее на философском языке — выход за пределы, за некие очерченные границы привычной действительности. Иными словами — запредельное. Собственно, смысл и есть запредельное по отношению к нашей жизни — мотивом действий и причиной поступков. Он относится к идеальному плану бытия — к вере, к идеалам, ценностям, к тому что выше, больше и важнее жизни не только конкретного человека, но и целых общностей самой различной размерности. Потерял смысл жизни — и все пропало. Куда-то уходят жизненные силы, пропадает интерес, иссякает источник творчества и созидания, исчерпывается энергетика. Такое случается и с отдельным человеком, и с социальными группами, и даже целыми цивилизациями.
Смысл — это осознание человеком, группами различной масштабности или народом и в целом, присутствия чего-то большего и высшего по сравнению с их собственным существованием. Когда мы говорим "cмысл жизни", то непременно смотрим на нее как на часть чего-то запредельного. Содержание жизни наполняется отблеском того, что больше самой жизни. Смысл есть определение элемента через его место в системе. Смысл-понимание, что отблеск пламени на стекле всего лишь отблеск, а главное — сам огонь. Никто не скажет, будто смысл советского снайпера времен Великой Отечественной войны в том, чтобы поразить больше мишеней. Нет, смысл его жизни — разгромить ненавистного врага, спасти русский народ от уничтожения.
Смысл цивилизации определяется через ее место в психоистории человечества. А в самом последнем пределе — в ее вкладе в развитие на нашей планете, в противостояние хаосу, разрушению и деструкции.
Второй контур — это технология мотивации человеческой деятельности, связанный с удовлетворением потребностей. Человек имеет не только душу, но и ум, чувства, тело. И все они нуждаются в удовлетворении своих потребностей. Собственно, технологии, увязывающие активность с получением удовлетворения или удовольствия на протяжении истории человеческой цивилизации, всегда были мощным фактором, побуждающим людей, их объединения, вплоть до этносов, к активным действиям. Более того, такие фундаментальные ценности, как свобода, справедливость, взаимопомощь, впрочем, так же, как и конкуренция, индивидуализм, доминирование, представляют собой различные варианты регулятивных способов удовлетворения потребностей в условиях дефицитности ресурсов, порождающие вполне определенные типы общества и социальные технологии.
И, наконец, третий контур. Это политический контур. Он включает в себя некий круг нормативных правил и условий существования членов общественных систем различной размерности и обеспечивающие их выполнение структуры принуждения, разрешения споров и наказания, а также общественно-признанные способы социального доминирования. Грубо говоря, если второй контур — суть контур "пряника", то третий контур — контур "кнута". В его основе лежит страх как естественная и одна из сильнейших мер ощущений человека, зародившаяся вместе с разумом.
В точке воссоздания новой реальности, топологической схеме взаимодействия контуров, технологий мотиваций общественной и личной деятельности, главенствующее место, безусловно, занимает смысл. Это метатехнология придает целостность всей структуре технологических кластеров. Именно она определяет миссию, жизненный потенциал и эффективность того или иного цивилизационного проекта. Подробно, на конкретных примерах это разобрал, со свойственной ему глубиной, аналитичностью и эрудицией, Сергей Кургинян в своей недавно выпущенной книге "Слабость силы".
Без и вне этой метатехнологии остальные два системных блока — страха и потребления, "кнута" и "пряника" — обречены на поражение вне зависимости от их эффективности, ресурсной базы и изощренности.
Очень просто продемонстрировать данное положение на противостоянии современного Запада, утратившего некогда присущий ему смысл, и Исламского мира, до краев своим смыслом заполненного. Фиаско американцев в Ираке и иранская коллизия единственной сверхдержавы — есть наглядный пример первенства смысла над "кнутом" и "пряником", сколь бы технологичными и оснащенными они ни были.
Собственно, вся история раннего СССР, вплоть до начала времен Большой сделки между правящей элитой и советским народом, и представляет собой безусловное подтверждение сверхэффективности смысла, его определяющей роли в жизни Империи.
Не на страхе, а на смысле Сталин создал Красную Империю. Рабочий и колхозник, инженер и врач, воин и ученый тридцатых-пятидесятых годов работали не за страх, а за совесть, как бы это сегодня многим ни хотелось забыть и опровергнуть. Ими двигал прежде всего Красный Смысл. Хотя и страх, несомненно, присутствовал. Причем страх, охватывающий миллионы, страх, базирующийся на незримом присутствии сотен и сотен тысяч жертв, виновных и невиновных, ставших таковыми в силу рока исторической необходимости. Но по мере создания материальных возможностей в СССР потребительская составляющая занимала свое место в триаде, все более и более ограничивая и нормализуя функции технологий страха, последовательно ставя их на свойственное им место, обеспечивающее гармоничный симбиоз всех трех технологических кластеров.
Горькая ирония нашей исторической судьбы состояла в том, что, когда потребительские мотивационные технологии и технологии страха мало-помалу гармонизировались, пропало главное — Большой Красный Смысл. И Империя с этого момента была обречена. Утратив историческое оправдание и потеряв собственное будущее, она в итоге неминуемо распалась.
Теперь нам предстоит осуществить запуск нового цивилизационного проекта — превратить в реальность Пятую Империю как способ Преображения России и форму ее существования в конкретике XXI века. А это значит найти, активировать и соединить внелокальной связью три контура человеческого действия.
Едва ли не самый сложный вопрос здесь— это смысл Пятой Империи, смысл, который должен быть принят как собственные убеждения и основания жизни большим числом людей, очень различающихся по своему жизненному опыту, национальной принадлежности, образовательному, имущественному, социальному и профессиональному статусу, способных только сообща построить и пустить в плавание Ковчег Спасения России. Мне кажется, что этот смысл не может быть жестко привязан к тому или иному вероисповеданию в его конкретной исторически определенной форме, закрепленной в совокупности догматов и обязательных правил и обрядов, как бы это ни противоречило воззрениям очень многих патриотов России, уповающих только на православие, особенно в канонически официально принятом его понимании.
Более того, я не хочу делать вид, что мне известен из откровения или аналитических размышлений этот смысл. Вероятно, он будет явлен миру как синтез, а точнее, как магический кристалл, вобравший в себя многие точки зрения, возможно, противоположные по видимости, но на самом деле представляющие в своих предельных основаниях единое целое понятую и прочувствованную с различных ракурсов многомерную и неоднородную реальность.
В качестве своего вклада в эту работу предложу такое понимание смысла Пятой Империи. Ее смысл одновременно запределен и конкретно воспринимаем. Он лежит за пределами догматически застывших форм религий, представляющих собой определенные конкретными условиями существования и историей народов, способы их взаимодействия с Великим Нечто, континуумом смыслов, иерархией разумов, Богом, кому как нравится называть. Смыслы — это связь человека с идеальной составляющей бытия, тем, кто творит и трансформирует материальный мир. Но смысл одновременно и жизнь по законам добра, взаимопомощи, справедливости, созидания и милосердия. Юрий Шевчук, из незабвенного "ДДТ", пел по этому поводу:

"В этом мире того, что хотелось бы нам
НЕТ!
Мы верим, что в силах его изменить
ДА!"

Новый Русский Смысл состоит в Преображении России, превращения ее в страну, где душе хорошо, уму привольно, а человеку счастливо.
Говорите — так не бывает? А я отвечу — бывает. Нужно только очень захотеть этого и не для себя, а для своей страны. И, если надо — многое отдать за этот смысл, вплоть до жизни, если понадобится. А иначе ничего не получится, ибо все имеет цену — и великая цель требует уплаты очень большой цены. Но по-другому нам просто не выжить. И не победить.
Продолжим о следующем, казалось бы, безнадежно дискредитированном в нашей стране контуре — контуре негативной мотивации. Контуре страха, или, если хотите, неотвратимого возмездия. О пресловутом "русском кнуте". Он столь много и часто избыточно до невозможности использовался в нашей истории в течение последних столетий, что подсознательно хочется предельно ограничить его действие, минимизировать сферу применения. Но гармония требует необходимости его применения.
Прежде всего создание Пятой Империи предполагает искоренение проникшего во все поры и ячейки государственной машины Российской Федерации мздоимства, коррупции, скрытого и изощренного воровства. Такая задача, в свою очередь, предполагает задействование контура страха. Впрочем, не будем строить иллюзий: новый Сталин как минимум невозможен так же, как невозможна решительная борьба с коррупцией традиционными методами. Но остаются нетрадиционные, хотя и вполне законные. Например, связанные с четкой зависимостью между морально-нравственными качествами человека и возможностями активизировать силы его организма для борьбы с различными недугами, имеющиеся у сверхсовременных медицинских технологий. Это не фантастика, а многократно подтвержденные клинические показания. Как говорится, дам намек — и думающий поймет все недосказанное.
Но у контура страха есть и еще один, менее очевидный аспект. Этот контур должен быть задействован не только в отношении внутренних врагов нашей Родины, членов "корпорации по утилизации наследия СССР" и их подручных, но и в отношении самих участников Большой Русской Бригады. К сожалению, как показывает опыт всех без исключения состоявшихся обществ и тем более Империй, без этого никак не обойтись. Так что же предлагается? А вот что: в душе каждого, кто всерьез возьмется за Преображение России, должен присутствовать страх. Страх того, что если не успеть, — скоро не будет страны России, не останется русского народа. Русская культура, подобно наследию кельтов, отойдет в предание, а наша, уходящая в толщу веков, гораздо глубже, чем принято сегодня считать, бескрайняя, богатая и ни на кого не похожая в мире Родина станет последней жертвой глобализации. Вслед за принесением которой наступят сумерки человечества. И этот страх, так же, как страх, оказаться вне Большой Русской Бригады, вне Общего дела должен заставлять работать и действовать не покладая рук, не теряя ни часа времени и жертвовать всем, что необходимо принести в жертву.
Наконец, мы добрались и до третьего контура -материальной мотивации или, проще говоря, "пряника". Его игнорирование, впрочем так же, как и гипертрофирование, могут гибельно сказаться на судьбах любого проекта. Казалось бы, последние десятилетия должны были дискредитировать этот контур в России как один из механизмов запуска проекта Пятой Империи.
Но это не так по ряду обстоятельств.В первую голову примат духовного над материальным не означает аскетизма как массового и добровольного выбора. Напротив, для человека естественным является жизнь в достатке, гармонии с самим собой, близкими, обществом и природой. А это предполагает выполнение целого ряда материальных условий, которые в сегодняшней России для подавляющей части ее населения начисто отсутствует. К ним относятся доступное жилье, качественное медицинское обслуживание, хорошо оплачиваемая, приносящая удовлетворение работа и.т.д. и.т.п. Решение этих задач есть первоочередные и неотложные задачи Пятой Империи, где субъекты развития, Большая Русская Бригада могут действовать рука об руку с государством.
Одновременно деятельность по решению этих задач имеет еще два предельных важных аспекта. С одной стороны, такая работа покажет народу, что Пятая Империя — суть не очередная элитная игра, а структура актуализации новой реальности, действующая с народом и в интересах народа. Только так можно исцелить духовные и физические недуги русского народа, преодолеть становящуюся все более глубокой социальную апатию, сломать, казалось бы, неодолимую стену отчуждения между народом и властью, построенную за последние десятилетия.
Приведем, может быть, не очень популярный пример, "Братьев-мусульман", проникших за короткий исторический срок буквально во все структуры десятков исламских государств и сообществ на всех континентах планеты. И случилось это во многом потому, что они стали решать насущные задачи арабских масс: наладили систему образования и здравоохранения, создали рабочие места, навели элементарный порядок в кварталах бедноты. И еще у них был смысл, придававший рутинной практической деятельности сакральный характер.
Можно вспомнить пример и из нашей родной истории, когда созданная преподобным Сергием Радонежским, его сподвижниками и учениками сеть из сотен монастырей не только духовно преобразила народ и сложила правящую элиту, но и дала русским работу, грамотность, врачевание и, наконец, защиту. То есть, по сути, породила новую страну — Святую Русь.
Второй же по очередности, но не по важности аспект активизации материального контура, применительно к народам, населяющим нашу Родину, состоит в том, что он предполагает осуществление многих больших и не очень Общих Дел, только и способных поставить Пятую Империю как общественную форму Преображения России, превратить население в имперский народ.
Народ-труженик. Народ, уважающий себя, свою культуру, прошлое и заботящийся о будущем своих близких и далеких потомков. Народ-Победитель.
Этим Общим Делам и технологиям их осуществления мы посвятим следующие статьи нашего цикла.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x