Авторский блог Редакция Завтра 03:00 19 сентября 2006

«МЫ ИДЁМ ЗА ЧИТАТЕЛЯМИ...»

№38 (670) от 20 сентября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
«МЫ ИДЁМ ЗА ЧИТАТЕЛЯМИ...»
Директор издательства «Алгоритм» Сергей Николаев отвечает на вопросы «Завтра»
"ЗАВТРА". Сергей Васильевич, десять лет работы издательства "Алгоритм", которое вы возглавляете, наверное, позволяют подвести некоторые итоги и хотя бы чуть-чуть заглянуть в будущее? С чего всё начиналось, как менялись за эти годы издательское дело, книжный рынок в России? И как вы сами дошли до жизни такой?
Сергей НИКОЛАЕВ. Вы задали сразу несколько вопросов. Поэтому буду отвечать на них по очереди. Сначала — о себе, чтобы к этой теме больше не возвращаться. В советское время я был ученым-физиком, защитил диссертацию, заведовал лабораторией в серьезном академическом институте. Но после 1991 года наука у нас, по сути, кончилась. Нет, зарплату сотрудникам еще платили, но финансирование собственно научных исследований, экспериментов было свернуто до нуля. То есть прежняя моя работа попросту утратила смысл. Возник вопрос: чем заниматься?
И ответ на него пришел, можно сказать, неожиданно. Было это в конце 1995 года. Мой хороший знакомый, литературный критик Павел Ульяшов, тогда как раз уходил из "Литературной газеты" и пригласил меня в гости к Вадиму Валериановичу Кожинову — что называется, "на чай". Мы говорили на самые разные злободневные темы — и в ходе разговора Кожинов обратил внимание на то, что современное российское общество испытывает острый дефицит серьезной актуальной общественно-политической литературы, после чего предложил нам организовать собственное издательство.
"ЗАВТРА". Не устаю удивляться феномену Кожинова. Везде — его идеи, его влияние, его наследие…
С.Н. Да, Вадим Валерианович дал такой первотолчок… Понимаете, ведь любое издательство — это прежде всего авторы. Если "своих" авторов у издательства нет — значит, нет и самого издательства. В этом отношении нам, можно сказать, повезло: нам сразу отдал свои рукописи Кожинов, Сергей Георгиевич Кара-Мурза, чуть позже — снова по рекомендации Кожинова — мы вышли на Александра Сергеевича Панарина… Так вот дело и пошло. Начинали в 1996 году с выпуска 15 названий книг, в этом, наверное, получится около 250.
"ЗАВТРА". А как вообще осуществлялось ваше вхождение в этот самый книжный рынок и закрепление на нем? С какими трудностями приходилось сталкиваться и как вы их преодолевали?
С.Н.Каких-то особых, искусственно и специально созданных для нас трудностей не было. А негативные рабочие моменты, наверное, были, есть и будут всегда. Вот сейчас, например, мы ощущаем, что снижается потребность в мемуарной литературе — похоже, люди начинают больше смотреть в будущее, а не оглядываться с какими-то сильными чувствами: ностальгией или, напротив, озлобленностью, — в прошлое. Это не значит, что мы вообще откажемся от издания мемуаров, но какие-то изменения в издательский план внести придется…
"ЗАВТРА". Вы тесно сотрудничаете с такой мощной книгоиздательской структурой, как "Эксмо", и "Алгоритм" сегодня часто считают чуть ли не филиалом её. Насколько такое мнение соответствует действительности?
С.Н.Наша совместная работа с "Эксмо" длится уже не первый год, поэтому определенный уровень взаимовыгодности и взаимопонимания, несомненно, существует. Но никакой зависимости, фактической или формальной, от "Эксмо" у "Алгорит- ма" нет. Мы "закрываем" для них определенное издательское поле, они предоставляют нам возможность пользоваться своей сбытовой сетью, иногда — "поднимать" ту или иную книгу. Конечно, есть еще помещение самого издательства, которое мы у них арендуем, но это, собственно, и всё…
"ЗАВТРА". Кстати, тиражи ваших изданий растут — два-три года назад они обычно не превышали тысячи экземпляров, а сегодня "стандартом" стали три-четыре тысячи. По сравнению с советским временем это мизер, но всё равно положительная динамика налицо. С чем, по-вашему, данный рост связан?
С.Н. Как с чем? С требованиями рынка, разумеется. Мы же — коммерческое издательство, и обязаны продавать на рынке свою продукцию. Ни государство, ни партии нас не финансируют, выживаем сами.
"ЗАВТРА". То есть вы можете сказать, что патриотические настроения, которые вы пропагандировали в российском обществе все десять лет своей работы, всё-таки усиливаются?
С.Н. Этого я не могу сказать, поскольку и тысяча экземпляров, и три тысячи экземпляров, и десять тысяч экземпляров наших книг — всё равно не более чем капля в море детективов, фэнтэзи и других жанров массовой литературы. Про радио и телевидение я даже не говорю — это совершенно другой мир, куда нам доступа всё равно нет и в ближайшее время, судя по всему, не будет.
"ЗАВТРА". То есть таких прорывов, как "Гексоген" Александра Андреевича Проханова, изданный "Ad Marginem" и разошедшийся почти стотысячным тиражом, у вас не было?
С.Н. Знаете, любое переиздание нашей книги, когда тираж продан и необходима допечатка, — это уже большой успех. Кстати, книга Вадима Валериановича Кожинова "История Руси и русского слова" у нас выдержала уже несколько изданий в разных редакциях, так что её суммарный тираж перевалил за 50 тысяч. Ведь книга — такая долгоиграющая вещь, которая неизвестно, как, когда и на кого повлияет. Вообще же схема получается такой: 10-15% названий переиздаются, то есть приносят прибыль, основная масса — около 80% — самоокупается, и 5-10% книг оказываются коммерчески убыточными, то есть их тираж не продается.
"ЗАВТРА". Существуют ли у вас "приметы" будущей коммерческой судьбы книги?
С.Н. Конечно, с опытом приходит какая-то интуиция в этом отношении, но даже она срабатывает далеко не всегда. Вот, например, такой известный автор, как Александр Александрович Зиновьев — ни одну его книгу, за исключением "Русской трагедии", нам окупить не удалось. А та, наоборот, разошлась почти двадцатитысячным тиражом. Или взять мемуары Станислава Юрьевича Куняева — я, честно говоря, долго сомневался, будут ли они востребованы: всё-таки литературная жизнь второй половины прошлого века, да еще поданная с такой авторской экспрессией, — слишком специфичная тема. Но книга разошлась великолепно!
"ЗАВТРА". И чем вы это объясняете?
С.Н. Тут я должен вернуться к авторской проблематике. Все "звёзды" нашего издательства — это состоявшиеся люди, которые получили широкую известность еще в советское время или в ходе реформ 90-х годов. У них были и остались "свои" читатели, которые и составляют "ядро" спроса.
"ЗАВТРА". Как бы вы охарактеризовали этого "среднестатистического" покупателя и читателя книг издательства "Алгоритм"?
С.Н. Да посмотрите хотя бы на меня. Я ведь тоже — читатель. Это еще советского образца интеллигент — скорее "технарь", чем гуманитарий, — в возрасте от 40 до 60 лет, который не только ничего не выиграл от реформ, но вообще утратил какую-то ценностную систему координат. Нет, он в этой нынешней жизни не сдался, не потерялся, но принять ее как свою, полностью или хотя бы частично, попросту не может…
"ЗАВТРА". То есть вы делаете ставку по преимуществу на среднее и старшее поколение, а не на молодежь, за которой, как известно, всегда будущее?
С.Н. Мы делаем ставку на определенный круг идей и на определенный круг авторов, выражающих эти идеи. А то, что пока эти идеи и авторы востребованы прежде всего указанной мною адресной группой — явление временное и преходящее. Я могу представить себе, что двадцати- или тридцатилетнему человеку будет интересно прочитать книгу, написанную автором пятидесяти-шестидесяти лет. Но представить обратную ситуацию для меня уже гораздо сложнее. Всё-таки мы специализируемся не на художественной литературе, где талант достаточно легко и часто искупает недостаток жизненного опыта…
"ЗАВТРА". То есть молодым авторам дорога в издательство "Алгоритм", по большому счету, заказана?
С.Н. Конечно же, нет. Даже наоборот — мы за год выпускаем не менее 30-35 названий книг молодых авторов. Мы заинтересованы в том, чтобы их круг постоянно расширялся. Но в этом кругу я пока не вижу таких ярких и признанных читателем фигур, как те же Кожинов, Кара-Мурза, Зиновьев, Платонов. Видимо, молодым еще предстоит "набрать вес", закончить формирование собственных позиций, научиться их отстаивать и пропагандировать, а следовательно — завоевать своего читателя. А на это, как показывает опыт, неизбежно потребуется время, годы и годы…
"ЗАВТРА". Кстати, об Олеге Платонове. Его апология романовской монархии вызывает слишком много вопросов. Но понятно, что такова личная позиция автора, и это само по себе внушает уважение. Чем было вызвано и как началось ваше сотрудничество с ним?
С.Н. Да, последние годы мы активно издаем работы Олега Анатольевича Платонова, невзирая на все те обвинения, которые сыплются на нас в связи с этим. Во многом именно из-за данного издательского проекта нас и записали чуть ли не в "правые экстремисты". Пока Олег Платонов выпускал свои книги малым тиражом для узкого круга элитарных читателей, никакой реакции на них, никаких претензий к автору не было. Но когда с нашей помощью выяснилось, что его идеи и взгляды востребованы более широкими кругами, возникли проблемы с некоторыми слишком "неистовыми ревнителями демократии". Хотя мы выпускаем множество книг вполне либеральных авторов — того же Анатолия Уткина и Льва Аннинского, например, а с другой, повторюсь: мы — коммерческое издательство и в этом качестве ориентированы на выпуск тех книг, которых требует от нас рынок. Читатели идут за авторами, мы идём за читателями — и это не только естественный, но единственно возможный в нашем деле путь.
Беседу вёл Владимир Винников

20 октября 2024
1 ноября 2024
17 октября 2024
1.0x