Авторский блог Редакция Завтра 03:00 12 сентября 2006

НАДО СЛУШАТЬ

.

№37 (669) от 12 сентября 2006 г.

Web zavtra.ru

Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.


НАДО СЛУШАТЬ


РАДА & ТЕРНОВНИК "Женитьба" ("UR-Realist") 2005
РАДА & ТЕРНОВНИК "Заговоры" ("Выргород")2005
Первый альбом — один из лучших опытов со-бытия, со-творчества современных музыкантов и народной культуры. "Рада и Терновник" — одно из самых заметных имен отечественной музыки, "Ясный день"— ансамбль, вышедший из школы Покровского, воспроизводящий аутентичный русский фольклор.
Идея пластинки — это "архаичное сознание, преломленное через восприятие современного человека". В "Женитьбе" переплетаются композиции Рады, "выловленные из прапамяти" и аутентичные народные песни — северная лирика, обрядовые песни.
Пластинка словно открывает дверь в некогда покинутый русский рай. Мир, в котором все элементы сакральны, а любое действие носит ритуальный характер.
"Женитьба" примиряет антагонистичные в последние века перспективы — пространственный поиск и вертикальную устремленность.
В "Заговорах" ярче выражено авторское начало. Поэтому альбом и помрачнее, потревожнее. Словно сакральный русский цикл нарушен кали-югическими эманациями.
Неслучайно в альбоме участвуют Сергей Летов, Дмитрий Глоба-Михайленко из тегинского круга. "Заговоры" — роскошное психоделическое полотно, дающее обильную пищу для ума и сердца и почти тактильные ощущения от прослушивания. Как точно заметил Михаил Вербицкий: "…динамика, композиция и даже запредельная голосовая эквилибристика Рады — апеллируют к самым непосредственным, базовым, телесным функциям организма.
К любви, к дыханию, к смерти. "Рада & Терновник", с бесконечными готическими завитушками радиных вокализов, элегантно упрятанной в микс гитарой и настойчиво пробивающейся, авангардной, местами почти нойзовой перкуссией — была и остается (возможно) лучшей и в любом случае — одной из самых своеобразных групп русской независимой музыки."
А не быть ветрам — да повеяли
А не быть огню — да порушен дом
А не быть зиме — да белым-бело за окном
А уйти бы мне — да ноги не идут
А любить бы мне — да сердце высохло
А свила б гнездо птица вольная
Да деревья жгут
А домой бежать — да двери на замке
А лететь бы в небо да крыльев нет
А заснуть забыть про горе про беду
Да люди не дают

КАЛИНОВ МОСТ "SWA" ("Real records")2006
Название пластинки — "SWA" — Дмитрий Ревякин объясняет так: ""Сва" — древний, огнеобразующий корень, который в переводе с санскрита означает — "эго", "сущность". Встречается он во многих русских словах ("сваха", "свадьба", "сварганить"). На альбоме сами названия песен написаны рунами: в оформлении пластинки использован рунический готский алфавит, мертвый на сегодняшний день язык, который использовался еще в древних апостольских текстах, тот самый, который, по преданию, Господь дал Адаму в Раю. Наш новый альбом рассказывает о страстях, о взаимоотношениях между полами. О том, как в это сложное, запутанное, исковерканное время зарождается чувство, как оно развивается, и как страсть перерастает в любовь. Пластинка о преданности и верности…".
Для самого Ревякина "SWA" окрасилась трагической интонацией — альбом вышел после смерти жены Дмитрия Ольги…
"SWA", возможно, открывает новый период в истории группы.
За двадцать лет "Калинов мост" прожил несколько жизней: ранне-хипповский период середины восьмидесятых; огненно-бунтарский, с осознанием себя как "внуков Святослава"; изысканно-метафизическое время "Дарзы" и "Пояса Ульчи"; распад группы и участие Ревякина в оппозиционной политике, "Ревякин со товарищи" — концерт "Никто кроме нас" и цикл "Обряд"; возрождение и новый выплеск чистой энергии на "Оружии".
За время создания "SWA" Дмитрий Ревякин пришел к христианству, что не могло не выразиться в музыке. Новый "Калинов Мост" двинулся в сторону лирики, наполнился благовестными интонациями. В "SWA" чувствуется внутренняя сила, без которой его степенность могла была воспринята как поражение, угасание. Это так называемый путь молока, когда внешний мир постигается через гармонию, равновесие — отсюда зачинальная "Все путем", "Звезды Натании", "Катунь", триумфальный "Урожай молока".
Но о капитуляции речи не идет — тому свидетельством и лихой "Конь-огонь", в котором герой уходит на подвиг, и "Через край" — "песня-осмысление: зачем мужчина и женщина приходят в этот мир. Такой, своего рода сильно законспирированный призыв повысить рождаемость, мы должны передать потомкам-внукам эту землю, которую завоевали мечом и обработали плугом":
Как настигли дни лихие
Темя хрупкое клевать,
Поделитесь, братцы, силой —
Отстоять дозоры,
Преломить хлеба.

Обозреватель

1.0x