Авторский блог Редакция Завтра 03:00 5 сентября 2006

КОМАНДНЫЙ СТИЛЬ

№36 (668) от 06 сентября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Чадаев
КОМАНДНЫЙ СТИЛЬ

Тема Путина живёт в чувствительном пространстве мифологий. Некоторые регулярно пытаются этим воспользоваться в политических целях. Вместо того, чтобы анализировать реальные возможности и ограничения политики Путина, они превращают таковые в политические жупелы. Команда Путина — одна из наиболее удобных тем для спекуляции: в обществе, где отсутствует общепризнанная иерархия социальных статусов, любая конфигурация политической команды первого лица будет оспариваться.
Распространённая банальность — тема "своих" в команде Путина. Сослуживцы, однокурсники, соседи по дачному кооперативу… Тема выигрышная: в России всегда бдительно следят за порядком рассадки бояр и за основаниями такового порядка. Но не только поэтому. Политический миф силён не ложью, а полуправдой. Есть реальная проблема: в условиях отсутствия политического единства правящего слоя лояльность оказывается более ценным свойством, чем компетентность. Причём ценным не для правителя, а для всей системы, обеспечивая худо-бедно её цельность и управляемость. Профессионал же, играющий свою игру, в итоге не помогает системе, а разрушает её. Примеры тому были уже и в путинскую эпоху: Касьянов, Илларионов…
Мало кто оспаривает катастрофичность кадровых потерь, которые понёс Советский Союз в 30-е годы в результате чисток. Но если предположить, что СССР мог подойти к 1941 году, оставаясь в состоянии той отчаянной борьбы за власть, которая шла между лидерами большевизма в конце 20-х — начале 30-х? Думаю, нас не спасли бы ни управленческие таланты Рыкова и Сокольникова, ни полководческие достоинства Тухачевского и Блюхера, ни экономический гений Кондратьева и Чаянова. Лояльность и способность к командным действиям — в критической ситуации базовое условие, а непрофессионализм может приводить к катастрофическим ошибкам, но он, в сущности, преодолим.
Другое дело — хочет ли политическая команда учиться? Или, точнее, в состоянии ли лидер заставить её это делать? Учиться в нашем случае означает внутренне меняться, приобретая способность мыслить на языке новой реальности. Делать то, чего вчера ещё не умел. Но и ещё вопрос: а кто сегодня "учителя"?
Да, насыщать команду "однокурсниками" и "коллегами" — значит выбрать довольно слабое основание связанности. Фактически это ставка на личную лояльность, гарантированную обнулением карьеры при смене режима. Но где, скажите на милость, в России есть хоть одна действующая кадровая машина, производящая большие спаянные сообщества единомышленников? Их ещё только предстоит создать. Партии таковыми не являются; ведущие ВУЗы — тоже. А при том масштабе задач, которые стоят сегодня перед Путиным, команда не может быть маленькой.
Более того: она всё время существует в режиме дефицита масштаба. Что, бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, назначенный управлять Нижним Новгородом, — человек "команды Путина?" Или Георгий Боос, отправленный на Калининград? Или Михаил Мень, которому отдали Иваново? Всё это — вакансии, которые должны были заполняться членами политической команды президента; но среди путинской команды занять их оказалось некому. И потому пришлось пользоваться "заёмными" кадрами из другой команды — лужковской. То есть на самом деле ценна не лояльность лично Путину, а опыт командности как таковой.
На самом деле кадровый дефицит в системе власти таков, что она с радостью пользуется услугами даже своих вчерашних врагов — в диапазоне от Рамзана Кадырова до Владимира Яковлева. Министр Яковлев, пожалуй, даже более яркий пример, чем чеченский лидер. Кто, как не он, в своё время "зачищал" от Путина петербургскую власть? Однако до своего нынешнего поста он успел побывать даже полпредом Южного округа — один из самых ответственных постов в нынешней ситуации.
Пока не будет предложена работоспособная модель воспроизводства кадровых машин, любой лидер вынужден будет заполнять многочисленные вакансии во власти теми или иными "своими". Или — мириться с тем, что значительная часть власти контролируется кем-то другим (хотя при этом продолжать нести за всё, в том числе и за неё тоже, политическую ответственность).
1.0x