Авторский блог Владимир Винников 03:00 8 августа 2006

СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ...

№32 (664) от 09 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ...

Эта статья известного "системщика" Сергея Кугушева, на мой взгляд, вовсе не случайно появилась в канун 15-й годовщины ГКЧП — именно в августе 1991 года наша страна как "большая динамическая система" прошла главную "точку бифуркации": "черный октябрь" 1993 года, при всей его трагичности, по отношению к ней играет, несомненно, подчиненную и вспомогательную роль. В начале ХХ века всё было наоборот: "Февральская революция" 1917-го года сыграла подчиненную и вспомогательную роль по отношению к революции Октябрьской. Такая "симметричность" исторических событий лишний раз подчеркивает значение лежащего между ними советского периода отечественной истории. Его, разумеется, можно оценивать "векторно", со знаком "плюс" или со знаком "минус", но в "скалярном" измерении этот период характеризуется, несомненно, как один из величайших "выплесков" русской цивилизации в мировой "хронотоп". По мнению В.В.Кожинова, максимум этого выплеска (и одновременно — "точка перегиба", после которой всемирно-историческая роль СССР пошла на спад) приходился на период 1945-1962 гг., от Великой Победы до "Карибского кризиса". Внутренние закономерности возникновения и бытия этих "системных волн", наверное, еще предстоит выяснить, пока же ограничимся констатацией того, что они существуют реально и независимо от наших желаний или нежеланий. Как говорится, жизнь гораздо богаче наших представлений о ней...
Уже не в системном, а в "человеческом" аспекте это значит, что подавляющее большинство населения современной России сформировалось и жило в обстановке "нисходящего вектора" системного развития — и, соответственно, оно не имеет никакого "взлётного" опыта, зато имеет (особенно в лице фактически двух-трех поколений, условно 1962-1991 гг. рождения) огромную потребность в таком "историческом взлёте". Которая, кстати, была отчасти реализована старшей частью этого возрастного пласта в ходе "криминальной рыночно-демократической революции" 90-х — но лишь отчасти и, как правило, в карикатурно-трагической форме индивидуального (в лучшем случае — корпоративного) обогащения, заданной не столько какими-то стандартами собственно американской или — шире — западной модели системного развития, сколько теми формами и механизмами взаимодействия с этой моделью: финансовыми, информационными, потребительскими и т.д., — которые сложились у элитных кругов советского общества на нисходящем векторе его развития 1962-1991 гг.
Данная тема, к сожалению или счастью, до сих пор остается во многом табуированной для российских (а тем более — для зарубежных) системных аналитиков, видимо, по простейшей причине, описанной в одной из басен "дедушки Крылова": "Слона-то я и не приметил". В данной связи можно привести классическую восточную притчу о слепцах и слоне. Согласно этой притче, ощупав долгожданного слона, герои притчи поделились впечатлениями, переросшими в спор, а по ряду версий — и в драку. Один уверял, что слон гибкий и длинный, словно змея; второй — что он гладкий и тверже камня; третий — что слон подобен колонне или стволу дерева; четвертый... Зряче же охватить взглядом "целого" слона слепцы, разумеется, не могли. Поэтому привычка к квалифицированному системному анализу зачастую наносит невосполнимый ущерб системному синтезу, а тем более — системному прогнозу. Кроме того, вовсе не исключается вариант, при котором, рассеяв туман конспирологической мистики ("мисты" в Элевсинских мистериях — только первая ступень посвящения, "видящие в тумане", вторая и высшая ступень — эпонты, "видящие ясно" или "наводящие мосты"), мы увидим вовсе даже не "слона", а "на неведомых дорожках следы невиданных зверей"... И кому это нужно?
Подобного рода и даже гораздо более широкий "социальный заказ" уже возникает. Он возникает как раз у самой мобильной, у самой потенциально "взлётной" части современного российского общества, которое лишено горького опыта утраченных и превратившихся в поражения побед. Для этой части нынешние беды и поражения России — только беды и поражения, которые должны превратиться в Победу. В этом — высший смысл её существования, её жизни, тот смысл, который — пока условно — назван в газете "Завтра" "Пятой империей" и который уже открыто проповедует в своей статье Сергей Кугушев. А это значит — "нисходящий вектор" для России полностью исчерпан.

19 декабря 2024
19 декабря 2024
1.0x