Авторский блог Николай Коньков 03:00 1 августа 2006

НАШ БОЛЬШОЙ дрУГО

№31 (663) от 02 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
НАШ БОЛЬШОЙ дрУГО
К итогам евразийского визита президента Венесуэлы
Грандиозная поездка Уго Чавеса по маршруту Минск—Волгоград—Ижевск—Москва—Доха—Тегеран—Ханой заняла практически неделю: с 24 июля по 1 августа 2006 года. И сразу же по возвращении на родину лидеру Венесуэлы предстоит включиться в нешуточную борьбу: 3 декабря в этой латиноамериканской стране состоятся очередные президентские выборы, которые Чавес намерен выиграть "за явным преимуществом". Поэтому весь сценарий его международной поездки можно считать специально "заточенным" как раз под решение этой важнейшей для "субкоманданте" внутриполитической задачи.
На дни этой поездки пришлось сразу три знаменательные даты: 24 июля — день рождения Симона Боливара, героя и вождя латиноамериканских войн за независимость, 26 июля — день национального восстания на Кубе, и 28 июля — 52-й день рождения самого Чавеса. Поэтому всё, сказанное им в связи с этими датами, сразу же транслировалось не только на Венесуэлу, но буквально на весь мир. Такая эффектная и эффективная "артподготовка" к предстоящим президентским выборам характеризует венесуэльского лидера как весьма жесткого и прагматичного политика. Что, собственно, и не должно удивлять — достаточно вспомнить события 2002 года, когда против него была совершена открыто поддержанная США попытка переворота. Но это весьма прагматическое содержание обернуто в самые яркие и запоминающиеся формы.
Честное слово, Чавеса можно цитировать бесконечно. "Здесь я приобрел еще одного друга, и мы вместе должны создать команду. Это будет боевая команда". "Мы создали стратегический альянс между нашими странами. Наши страны должны быть наготове и держать руки на рукояти меча". "Только так мы можем спасти мир от безумия, фашизма, войны, от агрессии и "цветных революций". — Александру Лукашенко. "По прошествии 200 лет мы можем сказать, что Соединенные Штаты были созданы для того, чтобы наполнить весь мир бедностью якобы во имя свободы". "Империя Соединенных Штатов — это величайшая угроза, существующая в современном мире. Это бесчувственный, слепой и неразумный гигант, который не знает мира, не знает прав человека и не знает ничего о человечестве, культуре, совести и сознательности". — на церемонии открытия памятника Симону Боливару в Москве.
"Враг будет разбит, победа будет за нами!" — такую запись оставил Уго Чавес, который сам называет себя "злейшим врагом США", в книге посетителей на Мамаевом кургане, словами Вячеслава Молотова, сказанными 22 июня 1941 года, взывая к памяти нашей великой Победы 45-го и проводя параллель между "новым порядком" Гитлера и "новым мировым порядком" современных Штатов. И это был пусть невольный, но весьма ощутимый идеологический удар, нанесенный венесуэльским лидером по тем представителям российской "партии власти", которые стремятся поскорее забыть наше славное советское прошлое, поскорее создать "корпорацию Россия" и начать "жить по-человечески", состригая нефтегазовые купоны с подвластной им территории, — не более того. Уго Чавес напомнил, что в мире, помимо доллара, существуют другие, гораздо более высокие и важные ценности. И путь его очевидно пролегал между великими прошлыми и главными нынешними центрами сопротивления этим весьма сходным между собой "порядкам", разделяющим весь мир на "господ" и "недочеловеков": в первом случае — по признакам "расовым", а во втором — по признакам "рыночным".
Впрочем, слова венесуэльского лидера не слишком расходятся с его делами. И не только внутри страны, где правительство Чавеса осуществляет масштабные социальные программы, включая жилищную и образовательную, не говоря уже о "банальной" помощи неимущим деньгами, товарами и продуктами. В этой связи достаточно упомянуть такие начатые им программы, как "Глаза для бедных", благодаря которой уже сотни тысяч неимущих латиноамериканцев получили возможность воспользоваться услугами стоящей на высочайшем уровне кубинской медицины. Операции при глаукоме и катаракте, а также авиабилеты на Кубу и обратно оплачиваются Венесуэлой, отбор нуждающихся в помощи открыто проходит в венесуэльских посольствах. Так сторонниками Чавеса становятся не только те люди, которым его программа помогла сохранить зрение, но и миллионы их близких родственников по всей Латинской Америке. Особую ярость у Вашингтона вызывает развернутая венесуэльским лидером на территории штата Массачусетс и Бостона программа "Зимнее тепло", в рамках которой неимущие жители США — пока в основном латиноамериканского происхождения — резко снижают затраты на отопление своих жилищ в период зимних холодов. Аналогичную программу Чавес предложил совместно осуществлять и мэру Лондона Кену Ливингстону, известному под прозвищем "Красный Кен". Само собой, такая благотворительность с его стороны — громкая пощечина "мировым лидерам", не могущим обеспечить всем своим гражданам достойную жизнь.
НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО в Минск Чавес прилетел через Лондон из Аргентины, где принимал участие в экономическом саммите и вместе с Фиделем Кастро посетил дом-музей Че Гевары. От "батьки" Александра Лукашенко, которого глобалисты именуют не иначе, как "последним диктатором Европы" — в Сталинград, сломивший хребет нацистской военной машине. Из Сталинграда — в кузницу отечественного оружия Ижевск, к знаменитому Михаилу Калашникову, чьи автоматы Венесуэла Чавеса решила не только закупить в гигантских количествах, более 100 тысяч штук, но и построить у себя завод по их производству. Из Ижевска — в Москву, столицу бывшей социалистической сверхдержавы, более сорока лет успешно противостоявшей американскому империализму, где подписал военные контракты не на один, как ожидалось, а сразу на три миллиарда долларов. Помимо "калашей", Россия продаст Венесуэле 24 боевых самолета Су-30 и 53 вертолета. Кстати, этот шаг Уго Чавеса вызвал острую реакцию со стороны его политических оппонентов. Так, в понедельник по национальному радио с резкими замечаниями в адрес военной политики Чавеса выступил один из его соперников Хулио Борхес, отражающий интересы среднего класса венесуэльского общества. "На те 3 миллиарда долларов, которые намерено выбросить правительство на покупку русских истребителей и вертолетов, можно было бы создать 450 тысяч новых рабочих мест и построить более 180 тысяч квартир для венесуэльцев", — заявил он.
Что ж, мы по собственному опыту хорошо знаем, куда приводит эта буржуазная логика, это стремление к "ста сортам колбасы в магазине". Выбирающий вместо свободы хлеб не получит ни хлеба, ни свободы. Уго Чавес, апеллирующий в своих речах и делах к Иисусу Христу, Боливару и Че Геваре, тоже хорошо знает эту логику иуд, неизменную еще с евангельских времен: "Можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим" (Мф.: 26-9).
Из Москвы через Катар — в Тегеран, к президенту Ирана Махмуду Ахмадинеджаду, против которого сегодня США готовы развязать войну: только под предлогом уже не оружия массового поражения, как в случае с Саддамом Хусейном, а под предлогом "несанкционированной атомной программы" и "поддержки террористов из "Хезбаллы". Из Тегерана — в Ханой, столицу Вьетнама, ставшего символом самого жестокого поражения американской военщины в ХХ веке, но сегодня активно сотрудничающего всё с той же с Америкой.
Последний момент по-своему показателен. Несмотря на активную антиамериканскую риторику Уго Чавеса, Соединенные Штаты по-прежнему являются главным покупателем венесуэльской нефти. Их доля в нефтяном экспорте Венесуэлы составляет около 70%. Доля Венесуэлы в нефтяном импорте США также весома, хотя за последние годы несколько снизилась — с 14% до 11%.
Никто не спорит, изменить объективное положение дел, согласно которому вся Латинская Америка должна обслуживать интересы США и которое складывалось на протяжении минимум полутора столетий ("доктрина Монро", 1823), Чавесу за недолгие и весьма непростые годы его президентства было бы сложно. Однако он всеми силами стремится вырвать Венесуэлу из той отсталости и "нефтяной зависимости" от США, в которой его страна оказалась. Этой цели способствуют усилия Чавеса по созданию Боливарианского содружества, включающего не только политическое, но и экономическое сотрудничество — прежде всего строительство транслатинских газо- и нефтепроводов, программу разработки нефтегазовых месторождений бассейна Ориноко, к которой в ходе визита были привлечены Иран и российские нефтяные компании, прежде всего ЛУКОЙЛ. Но то обстоятельство, что именно нынешняя рыночная конъюнктура на "черное золото" дает Венесуэле такое количество "нефтедолларов", которое позволяет Уго Чавесу проводить свою столь независимую внутреннюю и внешнюю политику, "злейший враг Америки" понимает очень хорошо. Многие его заявления, в том числе антиамериканские, были сделаны в такой момент и в такой форме, чтобы привести к повышению цен на нефть или предотвратить их снижение. Венесуэла является одним из самых влиятельных членов Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и активно налаживает связи с производителями и экспортерами энергоносителей за пределами "нефтяного картеля". А также со всеми странами мира, которые интересны официальному Каракасу с военной, технологической или финансовой точек зрения. В частности, с Белоруссией были заключены масштабные контракты на поставки надежных и дешевых грузовиков и строительной техники, которые понадобятся Венесуэле при освоении бассейна Ориноко.
В той же связи стоит отметить "небольшую задержку" Уго Чавеса в Катаре, государстве, которое явно выпадает из "самого деструктивного и антиамериканского", по определению "Wall-Street Journal", перечня стран, посещенных им в ходе своего евроазиатского турне. Это задержка стала малозаметным и вроде бы малозначительным эпизодом. Но следует помнить, что Катар — один из важнейших финансовых центров исламского и арабского мира, с которым Венесуэла давно и прочно связана по линии ОПЕК. Поэтому там вполне могли состояться весьма важные и напряженные для Чавеса переговоры, что и вызвало перенос даты его прилета в Тегеран на несколько часов.
ВПРОЧЕМ, ЗНАЧЕНИЕ нынешней поездки Уго Чавеса выходит далеко за рамки собственных политических интересов и даже национальных интересов Венесуэлы, четко вписываясь в контекст современной глобальной политики. И он, осуществив ее буквально в те дни, когда мир стоит на пороге инициируемой Соединенными Штатами военной агрессии против Ирана, совершил, можно сказать, геостратегический подвиг.
"Злейший враг США" прекрасно отдает себе отчет в том, что Америка сегодня взяла курс на тотальный контроль над мировыми источниками углеводородного сырья. И как только она такого контроля добьётся — а препятствует этому только шиитский Иран — Вашингтон не только сможет назначать остальному миру свои нефтяные цены, но и регулировать буквально все другие аспекты международной жизни. Поэтому существующее сегодня "окно возможностей" необходимо максимально использовать и расширять.
"Маршрут Чавеса, охватывающий Белоруссию, Иран и Вьетнам, частично направлен на то, чтобы повысить шансы Венесуэлы получить место в Совете Безопасности ООН. Кроме того, это неопровержимое подтверждение появления новой сети стран, отвергаемых США и их союзниками, но выстраивающих всё более глубокие связи между собой, поддерживая свои действия продажей энергоносителей и оружия", — пишет в своей статье "Ось зла превращается в круг антагонизма" ("Financial Times" от 28 июля) Дэниэл Домби. Путин, который во время беседы с Чавесом, реагировал на речи венесуэльского лидера более чем сдержанно, всё же не стал отказываться от тех самых трех миллиардов долларов, от радужных бизнес-перспектив не чуждого Кремлю ЛУКОЙЛа в Латинской Америке. Нет, Уго Чавес прекрасно знает, в каком мире он живет и использует законы этого мира в своих целях.
Конечно, вряд ли фантастический успех его евроазиатского турне окажет решающее воздействие на планы Белого Дома и Пентагона, заставив их отказаться от ударов по Ирану — логика "большой политики" определяется куда более глубокими закономерностями и тенденциями, но сам феномен Чавеса, которого восторженно встречают по всему миру, за исключением США, от Европы до Азии и Латинской Америки, показывает, что "глобалистские" тенденции современного мира являются далеко не единственными и далеко не господствующими, что сопротивление им нарастает и в народных массах, и в политическом руководстве всё большего числа стран, что раздуваемый "глобальным лидером" пожар новой мировой войны, в конце концов, может опалить и сами Соединенные Штаты. И не считаться с этой опасной возможностью там уже не могут.
Поэтому российское общество и политическое руководство страны должны понимать, что "наш большой дрУго", несмотря ни на что, в конечном счете действует и в интересах России, а потому всегда может рассчитывать на ее поддержку и содействие.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Уго Рафаэль Чавес Фриас (Hugo Chavez).
Родился 28 июля 1954 года в местечке Сабанета в штате Баринас на юго-востоке Венесуэлы в многодетной семье школьного учителя. В 1971 году поступил в Военную Академию Венесуэлы, где организовал подпольную организацию "КОМАКАТЕ", впоследствии ставшую основой возглавляемого им Революционного Боливарианского движения. Закончил ее 5 июля 1975 года. Впоследствии продолжал обучение в университете Симона Боливара по специальности "политология" (курса не закончил). 4 февраля 1992 года подполковник Уго Чавес возглавил выступление ряда армейских частей в Каракасе против тогдашнего президента Венесуэлы Карлоса Андреса Переса. Был арестован и полтора года провел в тюремном заключении. В 1994 году был амнистирован и включился в политическую деятельность. 6 декабря 1998 года на всеобщих президентских выборах одержал уверенную победу, набрав 56,29% голосов избирателей. За первый президентский срок установил жесткий контроль над государственной нефтяной компанией Petroleos de Venezuela и добился принятия новой конституции Венесуэлы (1999 год). 30 июля 2000 года на новые президентских выборах получил 60% голосов. 12 апреля 2002 года был свергнут в результате государственного переворота, осуществленного проамериканскими политическими силами, однако уже через два дня при поддержке верных ему армейских частей и широких масс населения сумел вернуться к власти. 15 августа 2004 года по инициативе оппозиционных сил, собравших 3 миллиона голосов, в стране был проведен референдум об отстранении президента Чавеса от власти, по итогам которого 59,25% голосовавших высказались против его отставки.
1.0x