№30 (662) от 26 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Вячеслав Рудников:
«ХРЕБЕТ РОССИИ — РУССКИЕ»
С генеральным директором интернет-портала КМ.ru беседует заместитель главного редактора «Завтра»
Владислав ШУРЫГИН. Вячеслав, почему ваш портал называется "Кирилл и Мефодий"?
Вячеслав РУДНИКОВ. "Кирилл и Мефодий" — это название одной из компаний, которая занимается образовательными проектами, разработкой мультимедиа продукции для образовательных целей. Само название "Кирилл и Мефодий" возникло не случайно. Кирилл и Мефодий — два грека, которые сделали очень много для развития письменности славян, они предложили церковно-славянский вариант алфавита, занимались просвещением. И занявшись развитием энциклопедий, мы подумали, что это достойный символ нашей работы. Мы выросли из области хайтека, из высоких технологий, в итоге получился некий синтез истории и современности. И, как Кирилл и Мефодий, которые совершили интеллектуальную революцию в прошлом, мы стараемся заниматься тем же самым сегодня, используя новейшие технологические достижения и Интернет.
Одним из направлений развития портала "Кирилл и Мефодий" стал сайт km.ru, где буквы К и М — это аббревиатура слов Кирилл и Мефодий. Но этот сайт сейчас имеет уже свою собственную жизнь, стал отдельным юридическим лицом, которое именуется "КМ Онлайн". Но это всё равно продолжение тех же идей, которые мы положили в основу наших образовательных проектов. Отличие только в особенностях распространения знаний в современное время. Если энциклопедия "Кирилл и Мефодий" — это огромные информационные базы, то km.ru — это оперативное информирование о том, что происходит в мире в текущий момент. Интерпретация новостей, комментарии, аналитика. Мы пытаемся не заваливать людей "массивом" информации, в которой подчас сложно разобраться даже профессиональным аналитикам, а выстроить информационный поток, интерпретировать его и упорядочить.
В.Ш. В связи с этим сразу хочу спросить. Радио "Говорит Москва" своим девизом избрало слоган "Мы говорим и думаем по-русски". Какими словами можно определить идеологическую направленность "Кирилла и Мефодия"?
В.Р. Направленность наших проектов можно охарактеризовать как национально-патриотическую. Несмотря на то, что слова "национальные", "националисты", "патриоты" у нас в последнее время, особенно с конца 90-х, были искажены и извращены, деформированы. Им был придан негативный оттенок. Но мы считаем, что это основа возрождения России — национализм, патриотизм, в хорошем и здоровом понимании этого слова. Это очень правильные и очень стоящие вещи. И именно с этой позиции мы ведём деятельность сайта km.ru. Мы — патриоты России.
В.Ш. Но как так получилось, что вы — люди "хайтека", которые выросли на новейших технологиях, на оптико-волокне, которые, казалось бы, наоборот стирают все устаревшие понятия наций, границ, привычных понятий и определений, фактически устанавливают "единый мир", вдруг вместо того, чтобы реализовывать идеи единого мира, говорите о нации, о державе, об империи. Это выводы из вашей работы или это движение души?
В.Р. Да, мы выросли из "хайтека", но мы не родились с процессором в голове и с гаечным ключом в руках. Одно дело — профессия, и совсем другое — гражданская позиция. Гражданская позиция не зависит от того, какая профессия у человека. Это может быть и булочник, и профессор филологии, и программист.
Km.ru — это проявление нашей гражданской позиции. Здесь, на сайте, мы пытаемся с патриотических позиций оценивать, что для России полезно, а что вредно. И посетители вправе соглашаться с нами или нет. Статистика посещений это, если хотите, вариант голосования. И нас радует, что с каждым месяцем число посетителей нашего сайта увеличивается. Значит, наша позиция близка и понятна.
Сейчас у нас в день бывает 250-300 тысяч человек на сайте. Рассчитываем, что через год будет минимум 500, еще через год тысяч 750. Это дневная аудитория. А в месяц — можно умножить на 10, ну на 12. Через 2-3 года аудитория km.ru будет примерно 10-15 миллионов человек в месяц. Это достаточно большая аудитория, с которой можно работать. Тем более, многие из них приходят много раз, это не просто разовое посещение. У нас огромная аудитория постоянных пользователей. Это хороший объем аудитории, с которым можно работать, проповедовать какие-то правильные идеи.
Мы пытаемся использовать технические средства, инструменты, в данном случае Интернет, чтобы донести идеи до как можно большего количества людей. И мы абсолютно убеждены, что именно на возрождении здорового национализма, патриотизма лежит путь возрождения и восстановления России. Именно этот путь должен привести Россию к расцвету.
В.Ш. Не боитесь обвинений в национализме?
В.Р. Нисколько. Хребет России — это русские, и не надо бояться этого слова, не надо играть в какую-то ложную политкорректность. Русские — это действительно хребет страны. И в этом нет ни малейшего умаления роли других народов. 85% населения нашей страны русские, они несут на своих плечах груз нашей цивилизации. Но здесь нужно уточнить одну очень важную вещь — мы не приемлем биологическую трактовку нации. Когда начинают вычислять "половинки" и "четвертушки" инородческой крови, выяснять, кто по крови может, а кто не может быть русским — это уже узколобый нацизм. Путь в тупик. Для нас русский — это человек, который воспроизводит нашу русскую российскую цивилизацию. Если ты воспроизводишь русскую цивилизацию, говоришь по-русски, считаешь русскую историю, русскую культуру своей историей и культурой, сохраняешь свою национальную идентичность и развиваешься духовно, то это значит ты — русский.
В.Ш. У меня недавно была острая полемика с людьми, которые называют себя русскими националистами. Они мою позицию, которая схожа с вашей, очень жёстко критикуют. Они говорят, что мы подменяем понятие нации понятием Империи и что мы жертвует интересами русского народа. Их критика нашей позиции в том, что согласно ей получается, что если миллион китайцев примет православие и заговорит по-русски, то по нашей логике они станут русскими. Мои оппоненты выступают за расовую чистоту, за изоляционизм, за отделение Кавказа, депортацию "чурок", как они называют всех тех, кто не укладывается в их расовые каноны. Что в России должны быть только русские "в чистом виде".
В.Р.С моей точки зрения, это неверный путь, который ведет вообще в никуда. Если признать, что русские — это суперэтнос, нация, то, сводя понятие "русскости" лишь к чистоте крови, мы делаем шаг назад, низводим русский этнос до понятия малого народа, нуждающегося в изоляции как условии сохранения. В масштабах современной цивилизации такая самоизоляция — это деградация. Ни один национальный "изоляционистский" проект сегодня не работает. Это сворачивание своей цивилизации, уход с планеты в резервацию.
Именно открытость, конвекция позволяет развиваться цивилизации вглубь и вширь. Русский народ имеет совершенно удивительный опыт сожительства с другими народами. Такой опыт, которого не имеют никакие другие страны. Это совершенно удивительное явление. За почти пятьсот лет расширения России мы смогли сохранить все 150 с хвостиком народов, сохранив их самобытность и культуру, не потеряв при этом своей. И поэтому призывы к сохранению чистоты крови нации на животно-племенном уровне — это тупик.
С другой стороны, мне кажется, нужно очень осторожно и внимательно относиться к процессам стирания идентичности или уничтожения русской культуры. Но это скорее культурологическая и политическая проблема. Её не решишь депортациями и расовыми законами. Здесь нужно наводить порядок в стране, сокрушить коррупцию, добиваться прихода к власти по-настоящему национального правительства.
Касаемо вопроса о китайцах, посмею высказать крамольную мысль: если китайцы станут православными, если они будут говорить по-русски, если они будут читать и любить Достоевского, Толстого и Пушкина, если русский уклад жизни станет их укладом, если они будут отмечать Пасху и День Победы — то это будут уже не китайцы, а русские. Только с другим разрезом глаз. Хотя такой вариант, я думаю, из серии фантастики. Процессы ассимиляции, конечно, идут, но не с такой скоростью и не в таком объеме. Это дело не одного столетия.
В.Ш. В таком случае я возвращаюсь к сегодняшнему дню и к вашему делу. Что для вас Интернет? Каким вы его видите? Ведь у части населения есть апокалиптические представления об Интернете — как о сети сатаны, где идёт соединение всех людей в одну матрицу. Я как человек, который пришел в Интернет очень давно, вижу, что он дал совершенно уникальную возможность тем же самым русским националистам объединяться, искать себе подобных. С появлением Интернета не надо искать какие-то кружки, ездить за тридевять земель в поиске себе подобных. Но с другой стороны, Интернет — это огромная сумеречная зона, где порнография, насилие, любые самые низкие инстинкты находят свою нишу и пристанище. Но я никогда не занимался Интернетом как технологией. Вы же профессионал. Что там происходит? Что это такое? Контролирует ли Интернет Америка? И можно ли его вообще контролировать?
В.Р. Это очень сложный вопрос. О нем можно говорить бесконечно. Но я постараюсь кратко. Нет монеты с одной стороной. У монеты их всегда две. Любая вещь: ядерная энергия, горючее, спички, Интернет, — это всегда вещи о двух сторонах. Есть и плохое и хорошее. Зависит от нравственности, от духовности, от мировоззренческих принципов, от того, как вы используете тот или иной инструмент. Несомненно то, что Интернет, способствуя коммуникативной глобализации, при этом не способствует стиранию идентичности, а наоборот, способствует объединению людей в группы по интересам и убеждениям, в то, что они не могли бы достичь, если бы этого средства не было. С моей точки зрения, Интернет дает совершенно уникальную, никогда не существовавшую раньше, ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ возможность объединения.
Контролировать же Интернет очень сложно, но можно, что показывает Китай, в частности. Там очень высока дисциплина провайдеров и любые государственные инструкции выполняются безукоризненно. Когда китайские власти говорят, что в поисковых системах по таким-то словам не должны получать результаты запросов, провайдеры подчиняются. И даже американцы принимают эти условия, потому что потерять такой рынок, как Китай, не может себе позволить никто. Это, кстати, пример того, как надо вести себя России в информационном пространстве. Как нужно работать с информацией.
Я думаю, существует масса возможностей существенно улучшить ситуацию с тем, чтобы Интернет не был помойкой. Необходимы усилия, чтобы оградить подростков, детей и просто людей от той самой плохой, черной стороны Интернета. У меня, в частности, есть идея создать свой поддомен для участников сайта на русском языке, которые полностью контролируются государством, где будут установлены очень жесткие правила. Туда будут допускаться только те сайты, которые не содержат порнографию или пропаганду каких-то низменных вещей. И при этом государство должно эти сайты поддерживать вплоть до частичного финансирования. Сегодня, учитывая размеры страны и стоящие перед нами задачи, уже очевидно, что нужно создавать отдельный Интернет для образовательных программ.
При этом доступ к этим ресурсам с учетом трафика должен быть предоставлен всем гражданам России бесплатно. Допустим, где-нибудь в Торжке сидит гражданин, у которого есть телефон, и этого достаточно, чтобы он мог подключиться к Интернету даже через телефон, и он получил доступ к тысяче сайтов, где он может получить информацию по любой научной или образовательной теме. Этакий Интернет-университет.
В.Ш. Последний вопрос: какое будущее, на ваш взгляд, ждёт Km.ru, какие у него перспективы?
В.Р.Перспектива — это превращение km.ru в телевизионный канал. Она уже близка. У нас уже создана своя студия, есть камеры, мы закупили несколько монтажных. Мы всё больше и больше берем видеоматериалов. И с ростом количества пользователей с широкополосным доступом мы постепенно перейдём в формат телеканала.
1.0x