Авторский блог Владимир Винников 03:00 6 июня 2006

АПОСТРОФ

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
АПОСТРОФ

Лариса Ягункова. «Сергей Герасимов и Татьяна Макарова» — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006, 288 с., 5000 экз.
На знаменитой картине Аркадия Пластова "Сенокос" одновременно цветёт всё русское разнотравье. Так бывает, наверное, только в раю — и в искусстве.
"Друг мой! Мы прожили долгую счастливую жизнь. Сколько зим и весен! Сколько удивительных поездок по миру и встреч! Но лучшие дни — это дни, прожитые в березовой роще — на даче. Когда каждое утро мир открывался заново. Кукует кукушка. Вдали проносится поезд. Желтеют твои любимые одуванчики. Ты приносишь охапку грибов. И сейчас начнешь над ними колдовать. Казалось, так будет всегда! Мы прожили долгую жизнь, где всегда всё начиналось со слов: "если хочешь"… Я благодарю тебя за всё! И уверена, что мы непременно встретимся…"
Этими строками из письма, которое Тамара Макарова написала своему мужу через десять лет после его смерти, заканчивается удивительная книга Ларисы Ягунковой. Удивительная не какими-то особыми художественными достоинствами, а всплесками неподдельного внутреннего света между блоками добротно сделанного текста.
"Это было поколение искателей, воителей, максималистов, твердо уверенных, что жить надо во имя большой общественно важной цели... Сделав свой выбор в пользу советской власти, они принимали ее такой, какой она есть, со всеми неизбежными издержками, без которых не возможен ни один общественный сдвиг. Но при этом жизнь их даже в лучшую пору была глубоко драматична… Репрессии не обошли макаровскую семью. В конце 30-х годов арестовали младшую Тамары Макаровой], Людмилу... Дочку Эмму она родила уже в лагере. Если вспомнить, что у Герасимова был репрессирован брат-белогвардеец, можно предположить, что знаменитые и орденоносные супруги были лишены очень многих иллюзий и смотрели на жизнь отнюдь не через розовые очки. Они вытаскивали близких из лагерей, рискуя своим положением, и притом поддерживали друг друга в уверенности, что при советской власти стоит жить и работать".
Еще бы — не стоит… "Семеро смелых", "Комсомольск", "Учитель", "Молодая гвардия", "Маскарад", "Тихий Дон", "У озера" — фильмы Сергея Герасимова. Сергей Бондарчук и Инна Макарова, Николай Губенко и Жанна Болотова, Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова, Зинаида Кириенко, Клара Лучко, Татьяна Лиознова — его ученики. И десятки других фильмов, и сотни других учеников. А рядом — на всю жизнь — подруга и соратница, дочь кавалергардского офицера, любимица лиговской шпаны нэповских времен, "ангел наш, советский", Тамара Макарова. А еще теперь — ВГИК имени С.А.Герасимова.
"Герасимовцы встречались не только с Фадеевым, но и оставшимися в живых молодогвардейцами: Валерией Борц, Георгием Арутюнянцем, Радием Юркиным. И узнавали много интересного о своих героях. Сережа Тюленин, Володя Осьмухин, Толя Орлов, оказывается, до дыр зачитывали технические журналы… Володя Осьмухин с девятого класса выполнял обязанности школьного электрика. А втайне мечтал быть физиком, чтобы приблизить то время, когда из Краснодона можно будет смотреть спектакли, которые идут на московской сцене. Люба Шевцова серьезно занималась ботаникой, с удовольствием работала на пришкольном участке… Ее товарищ Сережа Левашов тоже с увлечением колдовал на грядках — ничего себе занятие для парня ростом 184 сантиметра, в 16 лет свободно выжимающего гири по 20 килограммов. Но, кроме того, он еще увлекался моделированием, вступил даже в переписку с известным авиаконструктором Яковлевым, который, помимо советов, присылал ему разные детали… Могли ли такие ребята жить в рабстве, сидеть и ждать, как наглые завоеватели распорядятся их судьбой? Им и в голову не приходило ждать подсказки взрослых — они соображали, что надо делать…" Не зря, видно, так называемые "демократы" в перестройку и после нее столько сил положили, чтобы любым способом опорочить и "молодогвардейцев", и Зою Космодемьянскую, и Александра Матросова — морально готовили нашу страну к новой оккупации? Или всё началось еще раньше?
1957 год, говорит Катерина Виноградская, автор сценария знаменитого довоенного фильма "Член правительства": "Вот, пишу сценарий... о новом поколении станичников. Коллективизация для них — история, война — детское воспоминание. Беда и нужда прошли — настало время подумать о душе. А за душой-то что? Вроде все читают газеты, слушают радио — а прекрасные открытия, сделанные лучшими людьми человечества для народного блага, их как раз и не коснулись. На работе — нет красивей и сильней. А после работы? Танцульки, водочка, дикое озорство. А ведь за ними будущее! Я ночей не сплю — об этом думаю. Вынули стержень из народа…"
К сожалению, эти горькие слова оказались пророческими. "Что имеем — не храним, потерявши — плачем…" Из письма Натальи Кончаловской, жены Сергея Михалкова, Сергею Герасимову: "Целый день нынче хожу с твоим "Тихим Доном" перед глазами и в памяти… Уж очень я почувствовала всю правду, эту подлинную, русскую, буйную природу человеческую".
Природа эта, слава Богу, неистребима — но сколько же можно её "закатывать в асфальт" всяческой "политкорректности" и "толерантности"? И, наверное, очень хорошо, если мы сумеем сохранить память об ином, трагическом и великом периоде отечественной истории, в том числе с помощью таких — вроде бы бесхитростных — книг.
1.0x