Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 июня 2006

АМЕРИКА В КАПКАНЕ

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Саидов
АМЕРИКА В КАПКАНЕ

Где-то в начале мая в динамично развивавшихся событиях на Среднем Востоке наступила относительная пауза. Ее внешним проявлением стал тупик, в который зашли международные консультации относительно того, что делать с ядерной программой Ирана. Сам Иран наотрез отказывается свернуть программу своих атомных исследований. Россия и Китай категорически возражают против любых проектов резолюций Совбеза ООН, которые можно было бы трактовать как санкцию Вашингтону на применение силы против Тегерана. Наконец, сами Соединенные Штаты — во всяком случае, пока — не решаются нанести удар по иранским ядерным объектам без формального одобрения такого шага мировым сообществом.
Как пишет французская "Liberation", в настоящий момент "приоритетная задача Буша — не оказаться между Харибдой ядерного Ирана и Сциллой новой военной авантюры. Но ситуация для Белого дома в последние недели становится всё более неприятной: Тегеран начал обогащение урана раньше, чем предполагалось, перспектива американо-иранского столкновения вызвала скачок цен на нефть, а авторитет президента, судя по опросам общественного мнения, продолжает падать. Чтобы не оказаться перед невозможным выбором: война или бомба, — Буш несколько месяцев назад попросил Кондолизу Райс продумать "третий вариант". Занявшись им в начале мая, государственный секретарь выработала план, приложив к нему, как пишет "New York Times", "график дипломатической хореографии", который должен вступить в силу этим летом.
Эта хореография обещает быть очень трудной. Предполагается предложить иранскому режиму на выбор два набора мер. В первой "корзине" — проекты экономического и торгового сотрудничества, а также помощь в приобретении реакторов на "легкой воде". Во второй — санкции, начиная с эмбарго на поставки вооружения и кончая замораживанием банковских авуаров".
"В дискуссии, которая проходила в администрации Буша перед выдвижением этой инициативы, клан "ястребов" во главе с вице-президентом Чейни упрямиться не стал. Как пишет "New York Times", "Чейни и другие остались в стороне". "Конечно, мысль о диалоге со страной, которая поддерживает терроризм, намеревается стать хозяйкой на Среднем Востоке и стереть Израиль с карты мира, отрицает Холокост и мечтает о бомбе, вызывает у них отвращение, — утверждает "Liberation". — Еще во время первого президентского срока Буша они яростно бились с "голубями" из Госдепартамента, выступавшими за мягкий курс в отношении Ирана. Но в этот раз они сохранили спокойствие. Они знают, что шансы у такого предложения почти нулевые, поскольку президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад категорически отказался прекращать работы по обогащению урана. Они знают также, что отказ от этого предложения облегчит переход к более жесткой линии, за которую они ратуют".
Тем временем запутанная ситуация в регионе всё более усложняется, в ней появились новые значимые факторы. Пока в вашингтонских коридорах происходит перетягивание каната между "ястребами" и Госдепартаментом, а новый директор ЦРУ генерал Хейден, враг министра обороны Рамсфельда, лишь начал обустраиваться в новой должности, у США, наряду с Ираном и Ираком, возникла новая головная боль — в Афганистане. После оккупации этой страны войсками США и НАТО в конце 2001 года внутренняя ситуация до недавнего времени там считалась относительно стабильной — во всяком случае, по сравнению с Ираком. Эта видимость стабильности создавалась следующим образом. Американцы, англичане и их союзники, а вместе с ними марионеточный режим Карзая более или менее уверенно чувствовали себя лишь в Кабуле и еще в 3-4 городах, а также на военных базах. Вся остальная территория страны контролируется полевыми командирами и местными вождями. Основной источник их существования, что никем даже и не скрывается, — наркобизнес. При этом американцы и англичане все это время старательно делают вид, что ничего из ряда вон выходящего не происходит, что производства и экспорта героина как бы нет. В ответ на столь "либеральный" подход полевые командиры и вожди воздерживались от вооруженных нападений на оккупантов. Более того, самые "продвинутые" представители американских и британских спецслужб в Афганистане сами втянулись в прибыльный бизнес, взяв его под свою опеку, проще говоря, под "крышу". И все были довольны.
Однако к настоящему моменту идиллии, похоже, подходит конец. Объясняется это не только кознями "коммерческих" конкурентов, но — в первую очередь — действием геополитических факторов в лице Китая и влиятельных кругов пакистанской армии и разведки. Просчитавшись в мае прошлого года в Андижане, США были вынуждены покинуть важную военную базу Ханабад. Образовавшийся вакуум влияния сразу же заполнили Китай и, отчасти, Россия. После этого на повестку дня встал вопрос о ликвидации другой крупной американской базы в Средней Азии — киргизского Манаса.
Похоже, что развязка наступит весьма скоро. Убийство влиятельного и авторитетного парламентария Рыспека, непрекращающиеся акции оппозиции в Бишкеке и общая нестабильность на севере Киргизии позволяют предположить, что очередная вспышка насилия становится практически неизбежной. Но если это произойдет, вряд ли китайцам потребуется прикладывать сверхусилия, чтобы технично канализировать гнев "протестующих масс" в направлении базы в Манасе, которую тогда США придется срочно эвакуировать.
Другое направление работы по искоренению американского присутствия в регионе — это, безусловно, Афганистан. На сей счет, по-видимому, где-то в ноябре-декабре состоялась некая неформальная договоренность между Пекином и влиятельными кругами в Исламабаде, результатом чего стало провозглашение Вазиристана, который сразу же превратился в плацдарм для боевых операций талибов против войск США и их союзников на востоке и юге Афганистана. С зимы эти операции резко активизировались, и сейчас есть все основания для утверждения, что под ногами иностранных оккупантов в буквальном смысле слова горит земля.
Таким образом, перед Вашингтоном вырисовывается крайне безрадостная перспектива. С самого начала было ясно, что в случае бомбардировок Ирана по югославскому сценарию 1999 года, в ответ Тегеран будет инициировать антиамериканские восстания шиитов на юге Ирака, в центральной и западной частях Афганистана, в Бахрейне и в восточной провинции Саудовской Аравии. Одновременно он попытается нанести ракетный удар по Израилю, а также активизировать группировки "Хезболла" и "Исламский джихад". Наконец, иранцы постараются создать препятствия для танкерного судоходства в Ормузском проливе. В свете пакистано-китайского тайного соглашения по Афганистану, а также ситуации вокруг Бишкека, вполне вероятна и абсолютно логична координация антиамериканских действий между Тегераном, Пекином и влиятельными пакистанскими кругами. При этом еще не стоит забывать и о продолжающемся вооруженном сопротивлении в "Суннитском треугольнике" Ирака.
Таким образом, Вашингтон, предприми он в регионе очередные агрессивные действия, серьезно рискует попасть на Среднем Востоке в расставленный ему гигантский капкан джихада, протяженностью от Манаса и Кабула до Ормузского пролива, Багдада, Бейрута и Газы. И вряд ли из такого капкана американцы смогут выбраться без серьезных геополитических потерь.
1.0x