Авторский блог Николай Коньков 03:00 30 мая 2006

НЕ СЛЕЗАЙ: УБЬЁТ!..

№22 (654) от 31 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
НЕ СЛЕЗАЙ: УБЬЁТ!..
«Олигархи, вперёд!», или О чем рассказал Чубайс
За последнее время вновь активизировались слухи о больших перестановках в кабинете министров. Видимо, в связи с обещанной 10 мая государственной презентацией путинского преемника — должность премьера уже "по традиции" рассматривается как необходимая стартовая площадка для будущего президента. И чем раньше он будет на ней "установлен", тем спокойнее должна пройти передача власти.
МЕЖДУ КОТОМ И ВОЛКОМ
Пока же правительство готовит бюджет на следующий год. Судя по всему, этот бюджет станет настоящим подарком "естественным монополиям" — рост цен на их товары и услуги будет идти опережающими темпами даже без широко разрекламированного вступления России во Всемирную торговую организацию — "назло врагам козу продам, чтоб дети молока не пили!". Стратегическая установка Путина: вступить в ВТО любыми средствами и в кратчайшие сроки, — была подтверждена и министром-экономистом Грефом на это неделе, когда он во всеуслышание заявил, что главная задача нынешнего режима уравнять внутренние цены с внешними на базовые углеводороды и сырье(основное условие мирового сообщества и, конечно же, Вашингтона к РФ). Тем самым еще раз во всей красе народ российскому явился основной стержень деятельности нынешнего режима.
Надо сказать, что последние пятнадцать лет наша страна служила безотказным донором мировой, и прежде всего американской экономики. Как известно, кровь экономики — деньги, и эта кровь беспрерывно откачивалась на Запад: вместе с нефтью, газом, лесом, черными и цветными металлами, интеллектуальным потенциалом. По оценкам ряда экспертов, общая сумма подобной "контрибуции за демократизацию" составила начиная с 1991 года чуть ли не триллион долларов, или 60-70 миллиардов "зеленых" ежегодно. То, что при этом в Российской Федерации нет массового голода, а превышение смертности над рождаемостью составляет "всего лишь" 700-800 тысяч человек в год, свидетельствует прежде всего о громадном "запасе прочности", созданном при Советской власти. И "костяком" этой социально-экономической выносливости служили нынешние "естественные монополии": единые энергосети, единые железные дороги, единые трубопроводные системы и так далее.
Сегодня перед либералами стоит задача — растащить этот костяк, любой ценой приватизировав его и переведя на рельсы "выжимания прибыли", которая затем будет точно так же вывозиться в западные банки. И неважно, что при этом будет говорить с высоких трибун президент России — лишь бы он не мешал "делам". "Товарищ волк. Кушает и никого не слушает", — так охарактеризовал Путин американских глобалистов. Охарактеризовал, что и говорить, верно. Но ведь рядом, у него же на кухне, — такой друг и заместитель волка кот Васька устроился, который хоть слушает да ест. И как ест, как жрёт, болезный, — только хруст за ушами стоит!
Оптовые цены на газ "команда Миллера" намерена в следующем году поднять на 20%, электроэнергию "чубайсята из РАО "ЕЭС России" и рельсовые перевозки подчиненные Якунина из РАО "Российские железные дороги" заценили приблизительно на 12% дороже, чем сегодня. Что это будет значить для нашей промышленности в условиях параллельного повышения курсовой стоимости рубля и снятия таможенных барьеров по стандартам ВТО? Объяснять, наверное, не надо — начало очередного этапа уничтожения отечественной промышленности и сельского хозяйства, усиление зависимости от импорта и фрагментации единого государственного пространства: сначала экономической, а затем, само собой, и политической.
Правда, уже сегодня всё явственнее ощущается дыхание предвыборного тайфуна 2007-2008 годов, который не будет иметь ничего общего с благостной картиной марта 2004 года, когда самым серьезным противником действующего президента выступал "народный академик" Сергей Глазьев. Схватка, судя по всему, предстоит нешуточная. Поэтому Путин пообещал предпринимателям снизить налоги и ввести свободную конвертацию рубля, а населению — увеличить ряд социальных выплат. Поэтому прокуратура начала вовсю "прессовать" региональных чиновников и "чистить" таможню. Похоже, события в том же духе будут нарастать. И вызывать соответствующие последствия — порой очень далеко за границами нашей Родины. Да и заявленная конвертация рубля на основе отечественной нефтяной биржи выйдет боком стране, поскольку решения о продаже нефти и газа исключительно через нашу валюту не будет (подобный кардинальный поворот наносил бы сокрушительный удар любимому доллару), а частичные меры лишь сломают остаточные шлюзы на пути бесконтрольного вывоза капитала из страны.
Несомненно, сделанные заявления и обнародованные ориентиры бюджета следующего года являются, в том числе, и отражением "схватки бульдогов под кремлевским ковром". Они происходят вне исторического времени. Пока мы живем от выборов до выборов, как раньше — от съезда до съезда, другие страны мира всё дальше уходят вперед. "Политик думает о предстоящих выборах, а государственный деятель — о судьбе будущих поколений", — в ряду афоризмов Уинстона Черчилля данная фраза занимает далеко не последнее место. Исходя из этих критериев, политиков у нас немало, а вот государственных деятелей нет ни одного. И, пожалуй, самым ярким подтверждением тому становится изломанная судьба так называемого "стабилизационного фонда".
Вначале было заявлено, что его создают "на черный день" — мол, цены на нефть неожиданно выросли, а потом могут так же неожиданно снизиться, и неплохо бы на этот случай иметь "заначку", да побольше. Объяснение, честно говоря, для домохозяек — всё-таки между семейным и государственным бюджетами есть разница, и немалая, но какое-то время и его было достаточно. По мере того как стабилизационный фонд рос, достигая совсем уж запредельных величин, росло и общественное недоумение: что это за священная корова, которую и тронуть не моги ни при каких условиях — разве только на выплату внешнего долга? А внутри страны, что, деньги не нужны? Еще как нужны! Совокупный внешний долг Российской Федерации по итогам 2005 года вырос до 228, 3 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2004 годом на 13,8 млрд. долл. При этом государственный долг сократился на 24,2 млрд. долл., а корпоративный — увеличился на 38 млрд. долл. Последнее в значительной степени и при помощи новой технологии, апробированной на "Сибнефти", когда госкомпания берет взаймы у транснациональных банков деньги и отдает в качестве откупного Абрамовичу, который не более 9 лет тому назад заплатил государству менее 199 млн., к тому же взятых в кредит у госбанков. Итак, если учесть, что банковские кредиты коммерческим структурам, как правило, предоставляются под более высокий процент, чем государственным, то вывод будет неутешительным: наряду с ростом российских долгов ухудшилась их структура. И это происходит, повторим, на фоне бурного роста Стабфонда, который за прошлый год вырос почти в два с половиной раза, с 522,3 до 1237,0 млрд. рублей, а за нынешний январь-апрель — еще на 563 млрд. рублей, или более чем на 20 млрд. долл.
Наверное, никто не сможет внятно объяснить, чем же чужие и "дорогие" деньги западных банков оказываются для наших корпораций лучше "дешевых" и своих (хотя бы формально) денег стабилизационного фонда. Если, конечно, исключить как заведомо ложную версию о том, что конкретные представители "властной вертикали" банально наживаются на подобных схемах финансирования, что называется, в обе стороны: и при получении кредитов, и при их погашении.
Когда недоуменные вопросы по этому поводу достигли некоего критического рубежа, минфиновские чиновники, а вернее — "чубайсовская" группа руководителей финансового блока в исполнительной власти, внезапно прозрели: ба, да мы тут и вправду доллары теряем!.. И немедленно предложили новую схему "спасения Отечества от денег" — рублевые счета Стабфонда разморозить, перевести в валюту, а на эту валюту начать масштабную биржевую торговлю акциями западных предприятий, тем самым заставив наши кровные копейки трудиться на благо всех и каждого.
Размах потрясает — сначала речь шла о лимите в 10% от общей суммы валютных активов Стабфонда, сегодня — уже о 30%. Конечно, "в масштабах мировой революции" разница между 7 и 20 миллиардами долларов не сильно просматривается, но всё же это — сумма астрономическая, и выход с ней на такие нестабильные и рискованные рынки, каким сегодня является рынок корпоративных ценных бумаг, открывает почти безграничные просторы для разного рода манипуляций.
А может быть, так и надо? Может быть, кто-то решил, что финансировать предстоящую выборную кампанию российской "партии власти" будет удобнее всего именно через "врезку" в фондовую биржу? Ну что же, красивая схема получается: из Стабфонда деньги уходят в акции, те несколько раз перепродаются и перепокупаются, после чего "черная" маржа сепарируется и уходит на нужды демократического развития России. Тем самым фонд полностью оправдывает свое название, стабилизируя действующую политическую систему минимум еще на четыре года.
Но кто поручится за то, что в эту почти официальную "врезку" не будет вделана еще одна "врезка", или даже несколько "врезок", уже неофициальных, по которым деньги Стабилизационного фонда, так и не доставшиеся ни пенсионерам, ни молодежи, ни промышленникам-капиталистам, — пойдут на совершенно иные цели совершенно иным людям? Примерно так же, как "бесследно растворились" в 1998 году выделенные МВФ миллиарды валютного транша? Во всяком случае, Путин, загнавший себя в положение между олигархическим котом и глобальным волком, должен быть готов и к этой неожиданности, и к другим неожиданностям того же порядка. О том, что "схватка под кремлевским ковром" в преддверии нового дележа и "преемничества" расширяется и вот-вот выйдет на поверхность, говорит и последнее выступление А.Чубайса.
ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
23 мая газета "Известия" опубликовала интервью с нынешним главой РАО "ЕЭС России", посвященное президентским выборам 1996 года — тем самым "судьбоносным" выборам, на исход которых он оказал, возможно, решающее влияние. Во всяком случае, "коробка из-под ксерокса", "я своих не сдаю", а также отставка Коржакова c "силовой компанией" не забыты и поныне. А уж умения создать у окружающих впечатление, что "во всем виноват Чубайс", выдвинуться на первый план происходящих событий, "главному ваучеру" было не занимать ни тогда, ни сейчас.
Однако после "покушения" на него в марте прошлого года и программного интервью тем же "Известиям" ("Если власть не сделает ошибок уровня "ЮКОС" №2, то экономика сама продвинется вперед", 2005, 22 апреля) никаких значимых "мессиджей" от Анатолия Борисовича в общественно-политическое поле России не проходило. Всё это время он старательно изображал из себя топ-менеджера крупной корпорации, занятого исключительно собственным бизнесом: осуществлял "реформу электроэнергетики", расчищая в отрасли площадку для приватизации (любимое занятие), запускал Бурейскую ГЭС и т.д.
Но теперь, судя по всему, период этой вынужденной мимикрии уже позади — Чубайс, "великий и ужасный", возвращается в большую политику. Чтобы понять это, достаточно сравнить некоторые моменты его нового "мессиджа" с аналогичными моментами "мессиджа" Путина от 10 мая. Хотя бы, например, такой.
Путин: "С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес — не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан".
Чубайс: "Ельцин Борис Николаевич. Личность абсолютно фантастическая, абсолютно историческая, абсолютно российская и русская во всех проявлениях этого слова. Я считаю, что это тот случай, когда Россия получила какое-то космическое послание, развернувшее ее историческую судьбу именно благодаря одной персоне, одному конкретному человеку. Без него такой разворот был бы невозможен".
Казалось бы, речь идет о совершенно разных вещах: президент дает оценку периоду "либерально-рыночных реформ", а глава РАО "ЕЭС России" — личности Ельцина. Но эта оценка "всенародно избранного", явно неадекватная реальности, вовсе не означает неадекватности самого Чубайса. Напротив, тем самым он завуалированно напоминает Путину, из чьих рук тот получил власть и против чего (хотя бы по форме) выступил в своем последнем федеральном послании.
Более того, вспоминая свое десятилетней давности противостояние с Александром Коржаковым и группой силовиков, Чубайс через обращение к "сломанному" им главному телохранителю Ельцина посылает скрытый, но весьма недвусмысленный сигнал второму по счету "хозяину" российского Кремля: "Ничего личностного в наших отношениях (с Коржаковым. — авт.) не было. Он нормальный мужик. Совершенно нормальный. Я не то что отторжения к нему не испытывал, но по-человечески позитивно к нему относился. Это чистая правда. Но когда ты видишь, что этот хороший мужик активно пытается управлять государством, нефтяной промышленностью и другими отраслями, то понятно, что это просто абсурд, это абсолютный абсурд… Он считал себя вторым лицом в государстве, управляющим матушкой-Русью".
Как вам, никого случайно не напоминает этот "хороший мужик", активно пытающийся рулить всей Россией, включая "нефтянку"? А контекст фразы "Ничего личного", надеюсь, вы еще не забыли? Так вот, для тех, кому всё вышеизложенное покажется замаскированной под анализ НЛП (нейро-лингвистического программирования) попыткой на пустом месте "развести" государственную власть и большой бизнес, неразрывно слитые между собой в нашем всё еще не слишком освобожденном от коррупции государстве, наверное, будут небезынтересны следующие соображения.
Давние и тесные связи Анатолия Борисовича Чубайса с "большим бизнесом" Америки, особенно с теми финансовыми кругами, которые поддерживают демократов и выступают против "команды Буша", не составляют особого секрета. Точно так же не секрет, что конфликт между двумя главными политическими силами США находится на грани взрыва, а кризисная ситуация в Ираке и в американской экономике напоминает медленно тлеющий бикфордов шнур, подведенный к пороховой бочке. В этих условиях демократы готовятся уже осенью, на промежуточных выборах, устроить республиканцам репетицию генерального сражения, а в случае значительного успеха — как можно быстрее развить его, не дожидаясь президентских выборов 2008 года. И, разумеется, они не могли не дать соответствующую отмашку своей клиентелле, или "пятой колонне" в других странах мира.
Если это так, то выход Анатолия Чубайса из длительного политического анабиоза представляется не просто вполне объяснимым, но даже закономерным — ведь Путин и его "силовики" были и остаются одними из самых влиятельных и сильных союзников Дж.Буша-младшего. Вспомним хотя бы, как российский президент открыто выступил на стороне кандидата республиканцев в 2004 году. Естественно, здесь Чубайс, признанный лидер американской демократической клиентеллы, несколько утратил свой политический потенциал, поэтому главной задачей его "воспоминаний о будущем" стала не прямая атака на президента (он всё-таки — не самоубийца), а попытка "навести мосты" со своими бывшими и потенциальными единомышленниками в Кремле.
Не случайно Анатолий Борисович слегка приподнимает завесу тайны над событиями 1996 года, бросая слабый луч света на роль тогдашнего премьер-министра и сопредседателя известной российско-американской комиссии "Гор—Черномырдин", а ныне — посла России в Украине.
"Начиналась избирательная кампания, и президенту приходилось учитывать мнения избирателей, отстраняться от тех людей из своего окружения, кто не слишком популярен. Кто как работает — это отходило на задний план. В общем, где-то в середине января меня позвал к себе Черномырдин и сообщил, что дело плохо, президент принял решение о моем увольнении". Между тем во взаимодействии "по коробке", сиречь по удалению "силовиков", Чубайс открыто выводит на первое место Черномырдина, олицетворяющего "газовиков", а себя (вместе со всем блоком либералов-финансистов) ставит на второе место.
"С каждым, кто мог еще до меня хоть что-то сказать президенту по интересующей нас теме (коробка из-под ксерокса. — авт.) и как-то воздействовать на ситуацию, провели соответствующую беседу. Ключевой фигурой тут был Виктор Степанович Черномырдин. Он переговорил с Ельциным непосредственно передо мной. Хотя и коротко. Я как раз его застал на выходе из президентского кабинета. Он был сильно возбужден. Не знаю, какие слова от него услышал Ельцин, мне он лишь бросил: "Ну, я ему всё сказал!". И тут же исчез".
Видимо, попытка восстановления направленного против кремлевских "силовиков" альянса российских сырьевых олигархов — прежде всего "газовых" и "нефтяных" с либералами под эгидой транснационального финансового капитала, одним из филиалов которого выступает демократическая партия США, и является тем "вбросом", который сделал 23 мая на российское политическое поле "непотопляемый Толик", явно претендующий на роль главы такого альянса. Мол, десять лет назад домашний переворот у нас получился — почему бы не получиться и теперь? А ведь и впрямь это может вскоре получиться — тем более, что главный стержень нынешнего курса Кремля, ориентация на олигархическо-компрадорский капитал и курс в рамках стратегии МВФ, остается неизменным. С этой точки зрения весьма многозначи- тельно выглядит финальная фраза интервью — ответ на вопрос, чем бы занялся Чубайс в случае победы коммунистов: "Я бы отправил семью за рубеж, а сам занялся бы организацией оппозиционного политического движения. Движения сопротивления".
Как говорится, Бог помощь, Анатолий Борисович!
Если же говорить серьёзно, то нынешняя политическая ситуация весьма подозрительно напоминает "затишье перед бурей" — особенно если учесть нарастающее давление на Кремль со стороны глобальной информационно-финансовой элиты. Понятно, что и "за Стенкой", и за океаном готовятся к саммиту "Большой восьмёрки" в Санкт-Петербурге, на которой, видимо, и будет решаться вопрос о "престолонаследии" в 2008 году.
1.0x