№21 (653) от 24 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
Воскресным утром Первый канал удивил парадоксом: "Мы — первые, Дима Билан занял второе место!". С трудом вспомнив приблизительный образ диковатого юноши, распиаренного на ТВ в связи с конкурсом Евровидения, я все-таки не мог понять, почему "мы первые". И только взгляд на циферблат часов помог осознать, что все очень просто: отдохнувшее сознание отказалось воспринять очередной выверт не пересекающегося с действительностью телевизионного языка. Если бы перед этим я посмотрел парочку теленовостей, то, возможно, с легкостью слился бы и с ненавязчивым "мы", и с причудливой логикой новояза — "не победил, значит чемпион", "обокрали, сам виноват" и проч.
Ведь в репортаже НТВ, посвященном разгону обманутых участников жилищного строительства, так и сказали: "получается, что во всем виноваты сами дольщики". Сначала митингующие вызвали живой интерес у репортеров каналов, и тот же Первый пообещал, что "будет следить за событиями". Ночное действо у "Белого дома" с участием трех сотен бойцов московского ОМОНа и двух сотен жутко кричащих, плачущих женщин, выкинутых из палаточек протеста, вызвало гораздо меньший энтузиазм. Из сочувственного тон журналистов плавно перетек в полуиздевательский, в духе одной из реплик: "Погода пикнику не соответствовала".
А ведь тема для телевидения должна была стать центральной. В ней сошлись буквально все проблемы, дискутируемые в обществе в связи с президентским посланием. Люди стали жертвой симбиоза коррумпированного чиновничества и строительной мафии. Люди не могут получить у представляющих государство бюрократов и правоохранительных органов никаких гарантий и никакой защиты своих фундаментальных, конституционных прав. Более того, московский градостроитель Ресин публично называет их "крысами, попавшими в мышеловку".
Необходимо понять, что у Горбатого моста на сей раз собрались наиболее активные из порядочных граждан. Они, несмотря ни на какие трудности криминального "рынка", нашли, заработали десятки тысяч долларов, чтобы решить самостоятельно жилищную, а значит, и демографическую проблему. Захотят ли они рожать детей теперь, когда у них при полном попустительстве чиновничества эти деньги украли, лишив последней надежды на квадратные метры? Захотят ли они или их дети крепить оборону государства? Ответ выражен словами сквозь плач женщины-соинвестора, попавшей на фоне омоновских шеренг и собак в кадр репортажа с места событий: "Что же это за страна такая?!" И даже не самими словами, а тоном безнадежного отчаяния.
То, что ТВ столь трусливо, безгласно, полубоком прошло мимо подлинного акта гражданского общества, означает только одно: оно не видит себя в созидательном проекте России. Оно прямо или косвенно соучаствует в той системе повсеместной коррупции и мегапреступности, о которых вынуждены, не могут не говорить президент и генеральный прокурор Устинов. Увы, в борьбе с порчей, коррозией государства помощи со стороны нынешних электронных СМИ и их журналистского корпуса ждать не приходится.
Когда во всевозможных мелочных "спецрасследованиях" молодые люди подпрыгивают с микрофонами в руках, когда респектабельные ведущие ток-шоу толкуют о коррупции, они очень любят говорить о милиции, о вузах, о медицине. Но как-то раз за разом забывают добавить, что телевизионная коррупция может спокойно заткнуть за пояс все остальные ее виды. Правда, называется она более культурно — PR (или "пиар" по-нашенски). Брать деньги за пиар — правило хорошего тона. Если пиарят частное лицо, берут в натуральном виде. Если пиарят чиновника, берут связями, перспективой возможных дорогих госзаказов, протекций. Естественно, микширование острой, болезненной ситуации (того же митинга дольщиков на Горбатом мосту) оплачивается. Благоволением, выдачей лицензий, субсидий и т.п.
Даже выходя за пределы политики и других "тяжелых" баллад, мы обнаруживаем склонность ТВ к готовности рекламировать и раскручивать любую несусветицу. Гарри Поттер, так Гарри Поттер. "Код да Винчи", так "Код да Винчи". Новость об этом дешевеньком голливудском триллере обрушилась на голову зрителя с силой информационного цунами. Можно было подумать, что мертвые начали воскресать, а глухонемые заговорили. Нет, всего лишь премьера "блокбастера" (как звучит!), прокатом которого производителям так нужно отбить сотни миллионов, вбуханных в съемку кощунственной чепухи. О том, что рекламирующие в большинстве своем относят себя к православному вероисповеданию, они как бы на некоторое время забывают.
Впрочем, как выяснилось из дебатов в передаче " К барьеру!", где депутат Горячева в заботливой европейско-толерантной манере спорила с молодым педерастом (геем), у нас православным себя позиционирует каждый. Так или иначе, введение в эфир и пиар еще одного извращенца состоялись.
Тележурналисты так же далеки от предназначения своей профессии, как циничный юрист из сериала "Доктор Живаго", точно выведенный Олегом Янковским. Главное паблисити и прибыль — всё остальное может лететь куда угодно.
В отличие от Бортко ("Мастер и Маргарита"), Прошкин со сценаристом Арабовым прочитали книгу о распаде начала прошлого века глазами человека, живущего в распаде, возобновившемся через сто лет. Фильм — как монотонный приговор отупело-бесцельному, в лучшем случае растерянному (сам Живаго), племени либералов с их религией разрушения империи. Сериал получился добротный, скучный, цельный, похожий на английский. Его надо смотреть зимой и без убойной рекламы. Да и выпадает он из коррумпированного пиар-вещания, отчужденного от страны.
1.0x