№20 (652) от 17 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
ДРУГИЕ СБЕРЕГА...
В послании 2006 года президент Путин назвал демографию самой острой проблемой современной России. И как решение предложил снижать смертность, проводить эффективную миграционную политику и повышать рождаемость — именно в такой последовательности.
Если в Послании 2000 года Владимир Владимирович наконец-то (спасибо, отец родной!) признал существование демографической проблемы как таковой (при Ельцине это власть предержащими и их "интеллектуальной обслугой" из научных и масс-медийных кругов начисто отрицалось), то через шесть лет она оказалась — надо же! — "самой острой" из существующих в нашей стране проблем. Как видим, прогресс налицо! "Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету — мало что сделали, — сообщил докладчик Федеральному собранию и добавил. — В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек". Представьте себе: каждый год с карты России исчезает город, равный Краснодару, а высшее должностное лицо государства говорит: "мало что сделали". 700 тысяч в минусе каждый год — это что, "мало сделали"? Надо — больше?
Ладно, не будем придираться к тому, что на словах говорится одно, а на деле получается другое. Таков уж стиль мышления и действий "новой русской" бюрократии, исключений здесь не видно даже на президентском уровне. "Народное море", воспетое еще Пушкиным, они, видимо, представляют исключительно в виде бассейна из арифметического учебника для начальных классов, куда по одной трубе (рождаемость) население "втекает", по другой (смертность) — "вытекает", а сверху есть еще клапан миграции, способный работать хоть в ту, хоть в другую сторону. Отсюда — и все путинские инициативы по "сбережению народа", которые сводятся к чисто технологическим правовым и финансовым действиям: тут денег подбросим, тут въезд и получение гражданства облегчим, — глядишь, будем вымирать не по 700, а по 300 тысяч в год, а то, бог даст, вообще ситуацию стабилизируем…
Однако "народное море", сегодня пересыхающее быстрее Аральского, — это не абстрактный "бассейн населения", его питает не одна "труба" с общим финансово-правовым вентилем на ней, а десятки и сотни "ручьев" и "речек": этнических, региональных, конфессиональных, цензовых, поло-возрастных и т.д., — "вода" которых может не просто кардинально отличаться друг от друга, но и при некоторых условиях представлять собой несовместимую, взрывоопасную смесь, как это видно на примере югославского Косово или недавних событий во Франции. Однако наша "академическая" наука, при Ельцине воздвигавшая "стену молчания" вокруг демографической проблемы, ставшей кризисом, а теперь перерастающей в катастрофу, просто неспособна дать адекватную системную модель демографических процессов, происходящих в современной России. Более того, она явно не ставит перед собой подобной задачи, всё более превращаясь из демографии в демоскопию, рассматривая вымирание собственной страны как нечто из жизни далеких звезд или микроорганизмов. Подобное "оскопление" российской демографической науки между тем вполне соответствует интересам нашего "чиновного сословия", которое к любой проблеме подходит не с позиций ее решения, а с позиций возможного "отката" в собственный карман.
Поэтому вся "демографическая программа" президента Путина оказалась сориентирована на "абстрактно-гуманистический" сценарий, в рамках которого коррупция просто запрограммирована. Но надо же понимать разницу между Псковской областью, где на десять родившихся каждый год приходится двадцать шесть умерших, и Чечней, чье население увеличилось с 1989 года в полтора раза. Тут кстати будет вопрос: где и с кем всё это время шла настоящая война? Надо же понимать, что жительницы "мусульманских" субъектов Федерации при новых федеральных гарантиях будут рожать еще чаще, а "эмансипированные" москвички или безмужние псковитянки-ивановчанки в лучшем случае останутся "при своих" 9-11 детях на 10 женщин детородного возраста. Надо же понимать, что русские мужики в самом расцвете лет помирают не оттого, что пьют некачественную водку, а пьют оттого, что не видят смысла жизни при нынешних "рыночных отношениях", что не могут не то что реализовать себя, но даже банально "заработать на жизнь" своей семье и своим детям — в условиях, когда за рубеж каждый год государством, олигархами и просто "новыми русскими" вывозятся сотни миллиардов долларов. А это, в свою очередь, равноценно ежегодному угону труда десятков миллионов людей — как во времена Золотой орды или немецко-фашистской оккупации. Разве что не в прямом физическом смысле, зато в куда больших масштабах.
Именно вопиющая социальная несправедливость, вопиющая несправедливость распределения национального дохода, а не бедность сама по себе — создают нынешний демографический климат в России, с ее низкой рождаемостью и сверхсмертностью, практически неизменными начиная с 1993 года. Подачками в тысячу, десять тысяч и даже двести пятьдесят тысяч рублей здесь ничего не изменишь. Нужна смена всего политического курса. Но на это рассчитывать не приходится — иначе бы не "гнобила" так вся "властная вертикаль" партию "Родина", которая первой перевела демографические проблемы в политическую плоскость, выдвинула проект "Сбережение нации", первой публично поставила вопрос о вымирании русского народа как государствообразующего народа Российской Федерации — и первой получила "волчий билет" за пропаганду "ксенофобии", за "разжигание межнациональной розни" и прочий "русский фашизм", который, как настойчиво нас убеждали, гораздо хуже любого нерусского фашизма.
1.0x