№19 (651) от 10 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Вылегжанин
МЕГАМАШИНА
К очередной годовщине Великой Победы в Нефтеюганске было решено провести викторину среди студентов профтехучилищ. По замыслу авторов, подростки должны отвечать на вопросы по русской военной истории. Затея, конечно, правильная и к тому же удивительно своевременная. Ведь не секрет, что значительная часть юных граждан не знает ни одного советского маршала. Другая часть — не видит большой разницы между Курской битвой и Мамаевым побоищем. Третья — если и видит разницу, то знать ничего не хочет ни о Мамае, ни о его побоище.
Всё бы хорошо, но смущает название этого проекта: "Чтоб не идти нам воевать, должны мы очень много знать". Cлегка похожий на рекламный слоган девиз невольно вызывает вопросы.
Хотелось бы узнать: сражаться за Родину, это правильно или нет? Организаторы конкурса прямо на этот вопрос не отвечают. Зато ясно дают понять, что лично они воевать не согласны ни за какие коврижки.
Почему так? Можно предположить, конечно, что мы имеем дело с убеждёнными пацифистами. Последние, как известно, осуждают любые войны, независимо от их характера и цели. А потому воевать не собираются ни при каком раскладе. Но, спрашивается, зачем этим моралистам браться за чуждое им дело? Ведь придётся прославлять своих идейных противников — русских полководцев! Не думаю, что Маршал Жуков оценил бы мысль, что сражаться за Родину — занятие аморальное. Как хотите, но я не верю, что организаторы конкурса — сторонники трогательных миролюбивых хиппи. А это значит, что они придерживаются каких-то других убеждений. Каких?
Конечно, можно принять мысль, что работники наробраза космополиты, агенты ЦРУ или вообще не имеют никаких убеждений. Но, скорее всего, в названии конкурса попросту отразились особенности мировосприятия нашего слабого, но удивительно прекрасного пола. Ведь подавляющая часть российских учителей — женщины. А они, как правило, народ не очень-то воинственный. Видимо, женская логика подсказывает им такие силлогизмы: чтобы не было войны — не ходите воевать. Не ходите воевать — и войны не будет.
Отдавая должное остроумности этих умозаключений, должен заметить, что к реальности они не имеют никакого отношения. Можно, конечно, помечтать о будущем без войн, но не стоит забывать, что они были всегда, а главное — идут сейчас. Можно засунуть голову в песок и сделать вид, что их нет, но войны от этого не прекратятся. Представьте, что 750 лет назад Александр Невский решил, что лучший способ победить псов-рыцарей — это не воевать с ними. Боюсь, в этом случае участники викторины отвечали бы на вопросы не из русской, а немецкой истории.
Не сомневаюсь, что авторы проекта преследуют благую цель. Предполагаю, что они хотят воспитать у будущих хозяев страны стойкое отвращение к ненужным военным конфликтам. Вот только на каких примерах они собираются это делать? Неужели они считают, что двадцатилетняя Северная война, в результате которой Россия вышла к Балтийскому морю, — ненужная война? Неужто победы Суворова на Дунае и в Альпах — бессмысленные победы? Возможно, организаторы викторины так и думают. И совершенно напрасно.
Если мы собираемся сохранить свою независимость, то должны понять одну простую вещь. Стремиться к миру — это одно. Не желать "идти воевать" — совсем другое. Если мы последуем этому самоубийственному призыву — мира не будет. Потому что нас не будет. Народ, который воевать "не хочет", очень скоро и "не сможет". Между прочим, в Иране власти бесплатно распространяют видеокассеты с акциями шахидов. И персидская молодёжь знает, что сражаться за Родину, — это счастье. Каждая иранская девушка в случае войны готова стать живой бомбой — и гордится этим. Мудрые персы, конечно, хотят мира, но хорошо помнят древнюю истину: "Хочешь мира — готовься к войне". Пора бы и нам её вспомнить.
1.0x