Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 апреля 2006

ИЗ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

№16 (648) от 19 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
ИЗ ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Имперские идеи не слишком быстро, но уверенно и неуклонно распространяются в поле общественного сознания нашего Отечества. 14 апреля, в день своего двухлетия, Институт национальной стратегии провел в здании Российского Фонда культуры (Гоголевский бульвар, 6) церемонию награждения первых лауреатов учрежденной им премии "Солдат империи", которая "вруча- ется творческим и общественным деятелям России за вклад в дело восстановления национальной идентичности и государственности страны". Знак премии, название и сама идея которой явно перекликаются с известным романом Александра Проханова "Последний солдат империи", представлял собой выполненное из бронзы объемное изображение знаков ликторского достоинства в Древнем Риме: фасций с двойным топориком, увенчанным изображением орла — что характерно, не двуглавого.
Надо сказать, что в воронке премии по весьма понятным причинам оказалось немало сотрудников, друзей и авторов газеты "Завтра". Так, в разделе "Политология" лауреатом был назван Сергей Кара-Мурза, в разделе "Экономика" — Михаил Делягин, в разделе "Искусство" — Константин Кинчев, а в разделе "Имперское дело" премию представителю президента Республики Южная Осетия Эдуарду Кокойты вручал лидер НБП Эдуард Лимонов. Впрочем, и в разделе "Философия", и вразделе "Публицистика", и в разделе "Имперское слово" лауреатами стали достаточно яркие фигуры — соответственно, Вадим Цымбурский, Константин Крылов и Михаил Веллер.
Помимо дипломов и знаков лауреатам были вручены и личные подарки с явным трофейным уклоном: от немецкого патефона 30-х годов и кортика офицера вермахта до ноутбука. В "наградных" речах выступавшие отмечали, что учредителю премии удалось создать площадку, на которой происходит непрерывный и весьма продуктивный диалог практически всех ветвей российского патриотического движения: от близких к Кремлю "национал-путинистов" до страшно далеких от него "национал-оранжистов". Очередного диалога с битьем посуды (и не только) на этот раз между ними не состоялось, а сама процедура, напоминавшая одновременно процедуру и голливудского "Оскара", и отечественного студенческого "капустника", уложилась в час с небольшим.
Заодно прошла и презентация второго по счету выпуска "Стратегического журнала", совместного издания Института национальной стратегии и Агентства политических новостей. Фактически это почти 400-страничное издание, конечно, никакой не журнал, а своего рода "избранное" сайтов apn.ru и apn.kz, снабженное предисловием Станислава Белковского. Тема "избранного" заявлена как "политическое православие". На деле же она сразу оказывается "во внешнем круге" политики: взаимоотношения церкви и государства, церкви и общества, церкви и искусства, церкви и других конфессий. О собственно "политическом православии", о "Церкви воинствующей" нельзя найти (да и искать не нужно по определению) ни строки: тайна хранит себя сама. В статье авторитетнейшего богослова диакона Андрея Кураева находим следующие откровения: "В молодых православных людях надо воспитывать вкус к карьере, к жизненному успеху... Времена, когда имперские византийские патриции ездили к столпникам за советами, уже позади". Ой ли, отец диакон? Но ладно — авторы, пусть даже священнослужители. Гораздо важнее, что даже в венчающем сборник "установочном" докладе ИНС "Новейшее средневековье" (авторы — Станислав Белковский, Роман Карев, Виктор Милитарёв, Алексей Пензин, Михаил Ремизов, Юрий Солозобов, Егор Холмогоров) утверждается: "На смену окончательно исчерпавшему себя в постмодерне Просвещению приходит эпоха новой религиозности, которую мы называем Новейшим Средневековьем. Эпоха возврата большей части человечества к своим цивилизационным и традиционным корням". Но — разумеется, в самом "антипостмодернистском" и "неполиткорректном" духе — почему-то обходятся фигурой умолчания главные для любой "религиозности" вопросы: "Есть ли Бог?" и, если да, то "Как Он есть?"
Между тем для любого верующего православного, в том числе русского, человека трактовка Господа Иисуса Христа как некоего набора "цивилизационных и традиционных корней" неприемлема в принципе, ибо "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф., 22:29). Так что попытку обозначить некое "политическое православие" следует, наверное, всё-таки признать неудачной, хотя и неизбежной в отсутствие "православной политики".
Наш корр.
1.0x