№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
ТРУБНЫЙ ГЛАС
Украина, которую мы «потеряли»
Выборы на Украине завершились. И уже сегодня, несмотря на все тонкости подсчёта голосов, можно сказать, что они завершились новым поражением пророссийских сил. Партия регионов Януковича—Ахметова и КПУ набрали 36%, а три партии "западенцев" — 43%. При экстраполяции данных результатов на распределение мест в Верховной Раде это будет означать, что более половины мест в украинском парламенте окажется в руках "недругов" России. Таков плачевный итог. И решающую роль здесь сыграла, как и на предыдущих президентских выборах, изумительная деятельность Кремля в лице администрации президента и снабжающего эту деятельность материальными ресурсами Газпрома. О самом поражении старательно умалчивают и кремлевские руководители, и телевизионные и прочие СМИ, рассказывая, что Янукович ведь на первом месте. В чем же причины такого разворота событий? Ведь все объективные факторы говорили о неизбежности успеха. Действительно, русскоговорящие жители составляют, как минимум, две трети населения Украины. Годичное царствование "майданщиков" принесло серьезное ухудшение и экономической, и социальной ситуации в стране, хотя Юлия Тимошенко в бытность свою премьер-министром бросила все возможные средства из бюджета на повышение пенсий и социальных выплат населению. Выход на украинские ТВ пророссийские силы имели, имели они и материальные средства: как от предпринимателей Востока и Юга, так и от эмиссаров из Москвы. Разумеется, пресловутый "административный ресурс" всё равно сыграл важнейшую роль. Если бы не вброс голосов отсутствующих гастарбайтеров на Западе республики, если бы не изоляция от избирательных урн около полумиллиона жителей Востока и Юга в связи с переводом списков избирателей на украинский язык, если бы не целевое "удушение" коммунистов и блока Натальи Витренко, которые в результате потеряли минимум по два процента каждый, итоги голосования не так бы порадовали ту же Кондолизу Райс, заявившую о безоговорочной "победе демократических сил в Украине". Но всё же решающими было не это, а то, что настроения социального протеста в значительной части своей (не менее 7-10% населения) оказались перехвачены "оранжевым" Блоком Юлии Тимошенко (БЮТ), в недавнем прошлом "газовой принцессы" и "королевы Майдана", а ныне — чуть ли не "матери нации".
Однако немалая доля ответственности за исход голосования лежит и на кремлевских стратегах, чьи действия, как и на президентских выборах 2004 года, курировал Дмирий Медведев, оказавший здесь Российской Федерации поистине "медвежьи услуги". Это и засылка на украинское ТВ всё тех же эмиссаров в виде Жириновского, Гельмана, Павловского, которые с прежней уверенностью (они ничего не забыли и ничему не научились?) представляя Россию, на словах развивали линию даже не "старшего", а "Большого брата", на деле "распиливая" выборный бюджет. Это и фактическое устранение от поддержки тех пророссийских политических сил, которые не вошли в Партию Регионов, — тех же КПУ и блока Витренко, на руках которых, в отличие от партии Ахметова—Януковича, был антиолигархические аргументы. Особенно "сильным ходом" стало выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского на передаче Савика Шустера "Свобода слова", где видный российский политик аккурат за день до голосования рассуждал об исторической "третьесортности" жителей Украины. Впрочем, даже оно выглядело блекло по сравнению с пресловутой "газовой войной", которая стартовала аккурат в момент празднования Нового года. Тогда вокруг этой газовой проблематики российское ТВ под руководством своих кремлевских кураторов развернула настоящую травлю украинцев, которых представляли не иначе как воров и нахлебников. В информационном шабаше поучаствовал и сам Путин, и, конечно, Медведев с высшими представителями Газпрома (Миллер и др.). Разумеется, украинское "оранжевое" руководство, прекрасно понимая, что подобная ситуация играет ему на руку, не стало делать из этой кремлевской вакханалии секрета для своих жителей. А затем Кремль при первом окрике из Западной Европы снял свои требования к Киеву, продемонстрировав, что экономика (читай, цены на газ) для него важнее политики, а отношения с Западом важнее интересов всех русскоязычных жителей постсоветского пространства, включая не только Украину, но и Россию. Действительно, как можно требовать от украинцев не ориентироваться на Евросоюз и в целом на Запад, если сам Кремль ползет именно в этом направлении (ВТО, "большая восьмёрка" и т.д.)?
В целом можно констатировать, что насколько уверенной и победительной — даже до наглости — выглядит наша "властная вертикаль" на территории Российской Федерации, настолько же робкой и обреченной на поражение становится она, едва покинув пределы своей всё еще суверенной юрисдикции.
Создаётся даже впечатление, что люди в правительстве и администрации президента, ответственные за отношения с братской республикой, на территории которой проживают около 18 миллионов русских, а еще больше русскоговорящих, всячески способствовали приходу к власти и укреплению "оранжевой коалиции". И это касается далеко не только бывшего главы президентской администрации, а ныне первого вице-премьера Дмитрия Медведева, в полномочия которого входит весь этот круг вопросов и которому подчиняются кремлевские политтехнологи наподобие Глеба Павловского и Марата Гельмана, ныне сверх меры озабоченные борьбой против "русского фашизма". Ожегшись на украинском молоке, дуют на русскую воду…
В том же ключе продолжает действовать и такой "политический тяжеловес-невидимка", как экс-премьер Виктор Черномырдин. Будучи назначен послом РФ в "нэзалэжной" еще 10 мая 2001 года, он все эти годы очевидно следует максиме "Что хорошо для Газпрома — хорошо для Российской Федерации", по-прежнему считая своей главной целью бесперебойный транзит газа и других энергоносителей в Европу. И это совершенно понятно, поскольку "голубым золотом", особенно в зимний период, Россия торгует фактически "с колес": совокупный объем газохранилищ на территории РФ составляет 59 млрд. кубометров при ежегодной добыче порядка 550 млрд. и экспортных поставках около 200 млрд. ежегодно. Для сравнения — на Украине объем газохранилищ сопоставим с объемом собственной добычи — 32 и 35 млрд. кубометров соответственно. Иными словами, предельные инфраструктурные ограничения позволяют Украине держать "газовую блокаду" практически в течение девяти-десяти месяцев, в то время как России — не более двух-трех, после чего придется попросту останавливать добычу на ряде месторождений.
Отсюда уже совсем по-другому выглядят причины и результаты уже упомянутого выше новогоднего "газового конфликта" и "войны цен" между Москвой и Киевом. Понятно, что после отставки Юлии Тимошенко с поста премьер-министра (22 сентября 2005 года) под угрозой оказались все наработанные "серые" схемы экспорта, которые традиционно курировались аффилированными с Газпромом структурами так называемой "днепропетровской мафии". Летние визиты Виктора Ющенко в среднеазиатские республики и на Кавказ с этой точки зрения вписывались не только в американскую стратегию "энергетической изоляции" России, но и укрепления власти его собственной команды (Порошенко, Зинченко, Жвания и Ко). Видимо, в ответ на некие претензии представителей президента Украины войти в заповедный газовый бизнес и произошла манифестация конфликтного потенциала, наработанного еще в период президентской кампании 2004-2005 годов.
Мы специально так подробно останавливаемся на газовой тематике в связи с прошедшими выборами в Верховную Раду, чтобы показать определяющее значение "трубы" для местной политической элиты. Согласно отчету министра финансов Украины Виктора Пинзеника по исполнению госбюджета за 2005 год, доходы составили 85 млрд. гривен, а фактические расходы — 93,6 млрд. гривен, или около 18 млрд. долл. И если бы не удачная переприватизация "Криворожстали", приобретенной Лакшми Митталом (Mittal Steel Germany GMBH) 24 октября 2005 года за 24,2 млрд. гривен (около 5 млрд. долл.), дефицит бюджета мог оказаться куда выше заявленных 8,6 млрд. гривен (2,1% украинского ВВП). Сумма, что и говорить, серьезная, но, во-первых, "продажных" объектов, сопоставимых с "Криворожсталью", у официального Киева осталось, что называется, на раз, а во-вторых, даже эти деньги по сравнению с ежегодными доходами от 150-160 млрд. кубометров газового транзита и 50-60 млрд. импорта выглядят далеко не Эверестом. К тому же, и процветающий химико-металлургический бизнес "донецких" во главе с Ринатом Ахметовым строится прежде всего на использовании дешевых российских энергоносителей. То есть вся экономическая и политическая элита Украины, почти утерявшей свои высокотехнологичные производства, так или иначе "кормится от трубы". И вопрос, кто и каким образом будет контролировать указанную выше "трубу", был, остается и на обозримую перспективу будет оставаться главным вопросом власти в этой стране. Ведь при всей текущей геополитической конъюнктуре брать на содержание украинскую бюрократию Америка просто не в состоянии — это в Грузии для аппарата "всенародно избранного" Саакашвили хватает 50 млн. долл. в год, а здесь масштабы затрат отличаются минимум на два порядка. Так что деятельность "помаранчовой влады" по-прежнему должна финансировать — через всё ту же "трубу" — Россия.
Чем она, собственно, несмотря на все "великодержавные" декларации, порой доносящиеся из Кремля, и занимается — к вящему удовольствию американских "партнёров". Получить антироссийскую Украину за счет самой России — это просто праздник для тамошних геостратегов и банкиров. Праздник, который всегда с ними.
Неплохо устроились в этой схеме и газпромовцы: что "старая гвардия" Черномырдина—Вяхирева, что "новая" Путина—Медведева—Миллера. Газ течет, а денежки идут. Уже не раз говорилось, что нынешняя норма прибыли в газовой отрасли достигает 400% и даже более того — "наркотики отдыхают". Поскольку же основной платежеспособный и растущий спрос на российское "голубое золото" — в Европе, транзитные риски оказываются для Кремля куда важнее транзитных расходов. Как всегда, есть и "проигравшая" сторона — в данном случае это экономика и население России. Но с этими "лузерами", то есть проигравшими, неудачниками, как показывает опыт, даже церемониться не стоит — они в простоте своей будут без памяти рады тому, как "наши" дали "ихним". Даже если в результате этого "дали" им придется больше платить за газовые горелки в собственных квартирах и даже потерять работу из-за утраты конкурентоспособности внутреннего производства, что явно просматривается в перспективе вступления в ВТО.
Впрочем, вернемся к украинским выборам. "Газовый" расклад сыграл на них стопроцентно. Очевидно, что сыграет он, скорее всего, и в послевыборной реальности. Во всяком случае, уже ставшие достоянием гласности маневры основных политических сил: Партии Регионов Виктора Януковича, Блока Юлии Тимошенко и президентской "Нашей Украины", — ничуть не выходят за пределы достаточно жесткой "газовой рамки".
Причем в роли "разводящего" пока осталась формально потерпевшая сокрушительное поражение "Наша Украина". Но над ней довлеет прежде всего "американская составляющая" в виде Вашингтона. Всё дело в том, что "команда Ющенко", хотя и хочет союза с номенклатурой Востока, тем не менее, вынуждена будет, вероятнее всего, выполнить указания в виде окриков из столиц НАТО и Вашингтона. Сегодня восстановление "старой" коалиции "оранжевых" выглядят куда более реальными, нежели совершенно невозможное в нынешних условиях объединение "флангов без центра", то есть соглашение "регионалов" с "тимошенковцами". Первым по-прежнему нужны дешевые российские энергоносители и гарантии безопасности своего бизнеса, что было предусмотрено как Меморандумом о национальном согласии 22 сентября 2005 года, так и нынешней Стратегией экономического развития Украины, подготовленной Партией регионов. Ради этого Ахметов и Янукович, как язвительно заметил премьер Юрий Ехануров, "быстро забудут и про русский язык, и про НАТО". А "оранжевой королеве Майдана" Юлии Тимошенко, как женщине весьма квалифицированной и ориентированной на длительную политическую перспективу нужен: а) пост премьер-министра; б) пост премьер-министра и в) пост премьер-министра. Поскольку ее БЮТ набрал вполовину больше голосов, чем "Наша Украина": 22,27%, против 13,94%, — эта позиция выглядит "неубиваемой". Но пойти на этот шаг Ющенко пока не дает его собственная команда, поскольку для Порошенко и Ко возвращение "Юлечки" к власти будет означать полный крах личной карьеры. Популярный анекдот: "Премьер Тимошенко вызывает к себе "олигархов"-миллиардеров Ахметова, Порошенко, Жвания и спрашивает: "Ну, ребята, кто из вас хочет стать миллионером?" Однако, судя по всему, "простым" изъятием денег дело тут не ограничится: главные законы политической жизни бывшая протеже Павла Лазаренко усвоила очень хорошо, а потому вполне готова к роли "Путина в юбке", "грозы олигархов" и созидателя "новой Украины". Она, как свидетельствуют источники из ее окружения, понимает, что для укрепления во власти сегодня надо "публично рубить головы" сверхбогачам, чтобы тем самым давать населению известный еще со времен Древнего Рима прожиточный минимум: "хлеба и зрелищ". Иными словами, "труба" — себе, а "конфискат" — плебсу. Это открывает путь к классической популистской диктатуре цезаристского и бонапартистского типа.
Да, команда Ющенко делает сегодня всё возможное для того, чтобы договориться с "регионалами". Именно поэтому они усиленно бегают в американское посольство и пытаются убеждать своих хозяев в необходимости такого шага, поскольку Ахметов и ко "сделают всё как надо". Но достигнуть здесь результата, как это было прошлой осенью в связи с отставкой Тимошенко, вряд ли удастся, поскольку "третий удар молотка на аукционе" в виде заявления Кондолизы Райс уже прозвучал. К тому же, как показывает опыт, президентской "дружбе" грош цена в базарный день. Можно не сомневаться: едва позволит ситуация, все гарантии со стороны Ющенко и Ко "восточному" бизнесу будут благополучно забыты и признаны недействительными.
Именно поэтому сегодня, если верить данным Виктора Пинзеника, набирает силу уход от налогов и вывоз капитала предпринимателями Востока и Юга. По его словам, 41% украинского экспорта осуществляется через оффшоры, за счет чего потери бюджета только в первом квартале 2006 года составят около 2,5 млрд. гривен, и приблизительно столько же — вследствие неуплаты налогов. Следовательно, кризис всей украинской государственной машины если не налицо, то полностью созрел и вот-вот проявится. А это, в свою очередь, обещает и новую кризисную политическую ситуацию в российско-украинских отношениях. И даже если ющенковцам удастся убедить своих американских патронов в необходимости связки с Ахметовым и компанией, то Юля, уйдя во "временную оппозицию", получит вскоре все политические дивиденды, заняв самую сильную позицию для следующего избирательного цикла, который, скорее всего, уже не за горами.
Антироссийская диктатура — пусть самая "демократичная", пусть трижды признанная и оправданная госдепартаментом США и демоглобалистскими масс-медиа, с Ющенко или без Ющенко, с Тимошенко или без Тимошенко, — становится уже вполне осязаемой перспективой на юго-западных рубежах России. А это — перспектива не только прочной "удавки" для нефтегазового экспорта РФ в Европу, наличие которой безусловно выгодно Америке; это перспектива того, что недавние конфликты наподобие Тузлы и крымских маяков будут нарастать в геометрической прогрессии, что рано или поздно здесь прольется кровь как военнослужащих, так и мирных жителей с обеих сторон. Таков, к сожалению, объективный итог более чем полуторагодичной бурной активности Д.Медведева и его присных на украинском направлении.
1.0x