№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Саидов
О ПАЖАХ И ВИРАЖАХ...
Расшифровка одной публикации
Переформатирование политического пространства России, о котором всё громче говорят эксперты, судя по всему, набирает обороты. Очередной "реперной точкой" этого процесса можно считать выступление известного политолога Сергея Караганова, замдиректора Института Европы РАН, одного из основателей и руководителей Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) России. С 1992 года, когда эта структура, созданная по образу и подобию американского Council on Foreign Relations (CFR), впервые заявила о себе, публичные взгляды Караганова претерпевали немалые изменения — говоря словами старого анекдота, он всё время "колебался вместе с линией партии". Партии власти. Здесь для нас важно, что в последние годы Сергей Александрович постоянно декларировал свою близость к "кремлевским силовикам", а еще конкретнее — к группе Сечина—Устинова, основанную на интеллектуальном обеспечении их деятельности с позиций прагматизма и "умеренного патриотизма". Более того, получив в позапрошлом году статус члена Попечительского совета Общества Альфреда Херрхаузена, он вступил в тесные отношения с системой Deutsche Bank.
Тем удивительнее было прочитать 24 марта в официозной "Российской газете" статью Сергея Караганова под названием "Россия—США: обратно к мирному сосуществованию?" На первый взгляд, ничего из ряда вон выходящего в этой публикации нет. Автор вполне квалифицированно и скучно анализирует два внешнеполитических документа Вашингтона последнего времени: доклад Дж.Буша о национальной безопасности Соединенных Штатов и доклад "Неверный путь России", подготовленный уже упомянутым выше CFR, близким к структурам демократической партии. Указывает на растущую озабоченность американского истеблишмента по поводу "враждебности" нынешнего Кремля интересам США. "Перечислю некоторые проявления "враждебности"… Мы, оказывается, подталкиваем Китай к противостоянию с США, продавая ему оружие. Мы поддерживаем антидемократические режимы в Центральной Азии и вытесняем оттуда США… Нам ставят в вину диалог с ХАМАСом… Даже задержка со строительством нефтепровода на Мурманск считается антиамериканским жестом. Самым же большим грехом российской внешней политики считается "политически мотивированный" энергетический шантаж Украины".
Впрочем, антикремлевская и антироссийская пропагандистская кампания в западных масс-медиа давно не является секретом для любого мало-мальски серьезного наблюдателя, и перечисленные выше "грехи" российского руководства составляют лишь ничтожную долю звучащих в его адрес за рубежом обвинений. Во всяком случае, выступление этого крайне осторожного и весьма осведомленного в кремлевских и вашингтонских интригах человека, давнего члена Трехсторонней комиссии и "теневой G8", было подготовлено вовсе не для обнародования столь банальных сведений.
Пафос и сверхзадача публикации оказались упрятаны в ее финале, где автор делает неожиданные и не вытекающие из основного текста статьи выводы. "Мы дошли до предела внутриполитической консервативной эволюции, — пишет Сергей Караганов. — Перейдя этот предел, мы дадим "рыцарям и пажам" "холодной войны" на Западе предлог для ухудшения отношений с Россией. Эти люди потеряны, не могут жить без врага, признать прошлые ошибки. Они будут играть на руку нашим собственным "рыцарям и пажам", которые из-за провинциальности мышления, или повинуясь старым стереотипам, хотят побороться с Америкой, а не за Россию, и вогнать нас в губительную изоляцию. Нельзя допустить создания "несвященного союза" наиболее отсталых элементов в наших политикообразующих классах. Они или их предшественники уже нанесли нам огромный ущерб, играя друг другу на руку в годы настоящей "холодной войны"… Нас извне и изнутри призывают к возвращению в доисторическую эпоху "холодной войны" или "мирного сосуществования". Ни политически, ни интеллектуально мы не должны поддаваться. Мы прошли через трагедию противостояния. Незачем участвовать в постановке фарса, к которому нас подталкивают".
Разумеется, далеко не всякий экономист или политолог рискнет назвать фарсом, да еще бессмысленным, повышение мировых цен на баррель нефти за неполное десятилетие с 8 до 66 долларов, что принесло Российской Федерации многомиллиардные валютные доходы (как они используются — это другой вопрос). А ведь это повышение во многом — дело рук тех самых "неоконсерваторов", "рыцарей и пажей холодной войны", которых клеймит Сергей Караганов. Кстати, его пассажи странным образом перекликаются со свежей публикацией Егора Гайдара в британской "Financial Times", а также с недавно изданной книгой экс-олигарха Александра Смоленского и журналиста Эдуарда Краснянского "Заложник". "Темные силы", которые ныне якобы "злобно гнетут" развитие американо-российских отношений, хорошо известны по обе стороны Атлантического океана. В США "рыцари и пажи холодной войны" — это так называемые "неоконсерваторы" во главе с вице-президентом Робертом Чейни и шефом Пентагона Дональдом Рамсфельдом, а у нас в России — "кремлевские силовики" во главе с замглавы АП Игорем Сечиным. Тем самым, деятельность которого все последние годы якобы "интеллектуально обеспечивал" С.А.Караганов.
Если это признание — результат его собственной "работы над ошибками", очередного витка внутренней интеллектуальной эволюции, то вопросов к автору нет, но в подобных случаях по всем законам жанра дается приблизительно следующая вводная: "был неправ, работаю над собой". Ничего подобного в тексте статьи не наблюдается. Зато есть множество вполне прозрачных и "читаемых" инвектив в адрес прежних "единомышленников", тем более — "интеллектуально ведомых". Адекватное объяснение для подобной трансформации, с учетом привходящих факторов Гайдара, Смоленского и Ко, может быть только одним: американские "демократы", готовящие у себя в стране удар по группе Рамсфельда—Чейни с прицелом на президентские выборы 2008 года, намерены после своего прихода к власти (который фактически может осуществиться уже в текущем году) таким образом переформатировать политическое пространство РФ, что в нем места "кремлевским силовикам" попросту не останется. А получивший заблаговременно этот сигнал Сергей Караганов мгновенно "перестроился" и сразу же нанес информационный удар по своему, видимо, уже бывшему кремлевскому покровителю.
Скажу сразу: меня мало волнует дальнейшая политическая судьба скрепленной узами личного родства группы Сечина—Устинова. Но зато меня сильно волнует дальнейшая судьба России. И то, что ее отныне определяют где-то за океаном, никакого энтузиазма не вызывает.
1.0x