Авторский блог Руслан Бычков 03:00 28 марта 2006

АЛЕКСАНДРОВА СЛОБОДА

№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Бычков
АЛЕКСАНДРОВА СЛОБОДА

Говорят, последним прорицанием Дельфийского оракула было: "Однажды Аполлон вернётся, и на этот раз навсегда". Что это? Последний всхлип язычества, в предсмертной агонии бредящего о якобы возможном своём возвращении? Или же смысл данного прорицания далеко не так банален?.. Напомним, что самое имя Аполлона Дельфийского — одно из имён, под коими эллины-"язычники" чтили Единого и Высшего Бога. "Аполлона называют Дельфийским (Delphyon), — говорит Нумений Агамейский, — либо от "делать явным незримое", подобно тому как тёмные вещи становятся различимы благодаря ясности света, либо по причине того, что он является как бы одним и единственным (unum et solum). Ведь древний греческий язык вместо "один" говорит "delphos" (от "delphys", "чрево матери")". Древнейшее, "ветхозаветное", эллино-арийское почитание Солнца-Аполлона, "делающего явным незримое" имеет сходственные типологические черты с "новозаветным" почитанием Христа-Спасителя — "Солнца Правды" (Мал. 4, 2), "иже от невидимаго к видимому вся приведшаго" и "изведшаго нас от тмы в присный Свой Свет". А полярный, "гиперборейский" исток аполлонического культа делает эту типологию ещё более обоснованною, что побуждает с удвоенным доверием отнестись к свидетельству Клайва Льюиса после посещения им в 1960 г. Греции, обмолвившегося в частном письме: "Мы… чуть не впали там в язычество. В Аттике, в Дафне трудно не помолиться Аполлону Целителю, и я не ощущал, что этого делать нельзя, я молился Христу sub specie Apollinis (под образом Аполлона (лат.). — Р.Б.)".
Посреди множества "изводов" античного культа Аполлона (Дельфийский, Ликийский, Сотерий, Агией etc.) особливого нашего внимания заслуживает культ Заре- вого Аполлона, учреждённый, как о том свидетельствуют мифографы, Аргонавтами. В эпической поэме Аполлония Родосского "Аргонавтика" Аполлон дважды упоминается в связи с зарёй. Во второй песне Аполлон на рассвете проходит перед Аргонавтами, приставшими к острову Тиниада. В честь сей Теофании они учреждают культ Заревого Аполлона (как отмечают современные исследователи (в частности, издатель и комментатор "Аргонавтики" Ф.Виан), на данном острове в историческое время был действительно засвидетельствован подобный культ). В конце четвёртой песни, после посещения Крита, Аргонавты внезапно оказываются в страшной, непроглядной тьме, и Ясон в отчаянии взывает к Аполлону. Заревой бог является Аргонавтам во второй раз, освещая всё вокруг своим золотым луком, и, как говорится в поэме, "тут же просияла Заря".
Заря является неким "моментом перехода", перехода от Тьмы к Свету, и Аполлон почитался древними как покровитель и хранитель переходов, причём "переходов" не только в "пространственном" ("у греков придверные пространства, пороги и вход в дом считались священными; богом, которому были посвящены эти пространства, был по преимуществу Аполлон"), но и в "темпоральном" и в "инициатическом" их аспекте. Как пишет об этом Е.Наумова: "Это хорошо соотносится с той мощной составляющей аполлоновского образа, которая проявилась в связи его с Музами, а значит, с наукой и искусством, с помощью которых "окультуривается" как сам человек, так и окружающее его пространство. Скажем здесь и о том, что знаменитые ритуальные очищения Аполлона-Феба — это тоже своего рода способ перехода человека от состояния изгоя, выброшенного из мiра людей (как, например, Орест после убийства матери), к состоянию полноправного члена человеческого сообщества. Богатая информация о различного рода "обрядах перехода", связанных с кардиналь- ными моментами жизни человека (напр., рождение, свадьба, похороны и т.д.), приводится в одноименной книге Арнольда ван Геннепа. (Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М., 2002). Обратим внимание на то, что в этой связи Аполлон также может быть причислен к богам-покровителям обрядов вступления человека в новую жизненную фазу. Широко известный дорийский праздник принятия юношей в ряды взрослых, носивший название apellai, был посвящён именно Аполлону, и именно это дорийское слово, по мнению Вальтера Буркерта, отразилось в аполлоновском имени. Здесь речь идёт не просто об изменении социального статуса человека, а о его включении в сообщество полноправных граждан. Обращаясь к греческим текстам, описывающим такого рода переходы, например, к трилогии Эсхила об Оресте, где герой проходит все стадии "выключения" из общества и последующего в него "возвращения", отметим, что на свето-теневом уровне это возвращение ассоциируется с переходом от тьмы к свету… Таким образом, заря тоже служит неким моментом перехода, в данном случае, от тьмы к свету, а следовательно, включение Заревого Аполлона в комплекс аполлоновских функций выглядит вполне закономерно и объяснимо" (Е.Наумова. Apollo Agieus//Argumenta Classica. Вопросы классической филологии).
Отметим и мы, что Христианство воспринимает Первое ("в уничижении") и Второе ("во Славе") Пришествие Христа-Спасителя также на свето-теневом уровне, в качестве своего рода Великого Перехода от Тьмы к Свету. Примечательным является и то, что в гимнографии церковной довольно устойчиво присутствует символизм "зари" применительно к преславному Рождеству, Воскресению и Пакипришествию Спасову. Как, например: "Радуйся требогатое древо и божественно, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мiр сиянием твоим, востания Христова проявлей зари (выделено нами. — Р.Б.), сподоби вся верныя достигнути Пасху" (Триодь Постная. Неделя 3-я Великого Поста. Канон на утрени. Песнь 8, тропарь 2).
Нынешнее состояние мира для всех Верных, для всех людей Традиции, однозначно ассоциируется с крайнейшим сгущением Тьмы. Мировая Ночь всё гуще распростирает свой Мрак. Во всеобступающей страшной, непроглядной Тьме ничуть не зазорно всем верноподданным Солнца молитвенно воззвать к гиперборейскому богу-хранителю "переходных точек" в пространстве и времени, воззвать к Заревому Аполлону. И мы, так же, как и вышепомянутый нами К.Льюис, не ощущаем, что сего делать нельзя. Ибо это будет молитва Непобедимому Солнцу, Христу-Полярному sub specie Apollinis…
Превосходный пример подобной молитвы мы обнаружили у лихих партизан отечественного рок-фронта — группы "Банда Четырёх": "Но в темноте пророчеств / Пылает Огненный Свет. / И на исходе Ночи / Будет взят штурмом Рассвет"… В ходе сего великого Штурма золотой луч-стрела Непобедимого Солнца насмерть поразит владык Мрака и Пустоты. Золотая Заря воссияет. Christus-Apollo вернётся. На этот раз навсегда.
1.0x