№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Винников
АПОСТРОФ
Юрий ВЛАСОВ. Красные валеты. — М.: Алгоритм, 2005, 336 с., 3000 экз.
"Слово "карьера" для нас оскорбительно. В нём жадность к положению и шаткость перед испытаниями грядущего. Мы заносчиво безразличны к судьбе. Она не может быть предметом торга или выгод. Нами повелевает история… Да-да, ни меньше, ни больше…"
"Нет, нужда обратила этих солдат в киверах, потом в кепи на манер французских, потом в фуражках блином без козырька совсем в других людей. Их яростная тяга к земле отозвалась и за пределами государства Российского.
И сейчас я остро чувствую, что мы из того времени и что история сходится на нас. Я не могу обмануться. Выражение лиц, особые, другие шаги прохожих, наша поступь — в единстве чувств. Мы из того времени, из непрерывности времён.
Именно это внезапно начинают чувствовать все вокруг.
Мы, жалкие щенки, мы ещё и не жили — какое сравнение, с кем, в чём? Но мы от тех, кого увечили ядра, втаптывали лавы эскадронов и кто со штыками наперевес с глухим ревом "За Русь!" беглым шагом шли под картечь и пули.
Мы не знаем, не помним, не можем знать тех людей, но эта песня, этот строй и святость этих мгновений единения, общности, всё это могучее превращение бытия обыденного в сгусток и самую суть прошлого!..
— Левое плечо… вперёд! — командую я. — Прямо!"
"Однажды мы проспорили до отбоя. И в самом деле, отчего у всех этих писателей, драматургов, киношников и композиторов этакая страсть к карикатурному изображению передовых советских людей? Они у них и пошлые, и грубые, и малокультурные, и вообще хамы! Мало им постановлений ЦК ВКП(б) — ведь каждое из 4-х долбит об одном и том же! На училищном собрании, посвященном разоблачению антинародных элементов в советском музыкальном искусстве, капитан Суконцев, офицер-воспитатель 3-го взвода 4-й роты, прямо с трибуны назвал Шостаковича "музыкальным двурушником и психопатом". А как не капитану Суконцеву знать — он отвечает за музыкальные номера едва ли не всех наших вечеров самодеятельности, и мелодекламация у него всегда на "бис"! Громким звенящим голосом он читает под пианино о том, как советские воины разгромили японцев "За высотою Заозёрной"!"
Под этим текстом Юрия Власова стоит дата "январь-сентябрь 1977 года". Наверное, жаль, что отметивший в декабре прошлого года свое 70-летие олимпийский чемпион Рима-1960 по тяжелой атлетике в абсолютной весовой категории не захотел или не смог, что называется, "довести до ума" этот свой роман, опубликовав его спустя почти 30 лет всё в том же явно "сыром" виде: неоправданные повторы отдельных моментов, общая незавершенность и несбалансированность сюжета — рядом с захватывающими глубиной мысли и точностью образов местами. Не захотело или не смогло как должно поработать с автором и издательство — более того, почему-то художественный текст о курсанте-суворовце Петре Фёдоровиче Шмелёве иллюстрируется фотографиями самого автора: от его детских послевоенных лет до нынешних дней, — хотя в "Красных валетах" эпизодический персонаж Юрка Власов тоже присутствует, а биография главного героя выстроена совершенно иначе, нежели реальная биография автора…
Но видно, что изначально замах был у этой небольшой книжки гигантский, без дураков. Так атлет Юрий Власов выигрывал в Риме у американца Пола Андерсена, будучи на 60 килограммов легче этого "подъемного крана". Как произошла смена ценностей у целого поколения, у детей войны и Победы, которых воспитывали "не рассуждать, а исполнять"? Чем она была подготовлена? Потерями Великой Отечественной? Революцией и Гражданской войной? Первой мировой? Русско-японской? Крымской? Нашествием Наполеона? Все они так или иначе присутствуют в тексте романа. Россия — военная страна. Не потому что русские любят воевать и не могут жить без войны, а потому что просто — любят свою Родину, земную и небесную, не могут жить без нее. В эмиграции быстро, уже во втором-третьем поколении, превращаются в нерусских. Кажется, единственное исключение — община староверов-некрасовцев, ушедших из земной России в XVII веке, но не покинувших Россию небесную. А потому через 300 с лишним лет вернувшихся на земную Родину русскими. И не узнавшими ее.
"Нынче на один портрет молимся: отец родимый! А погодь — и волокут и портрет, и книги: жечь, знамо дело. Это ж как понимать? Нынче герой, умом горазд, а завтра — сволота распоследняя? Любезное дело! Белое кличь чёрным. И все дни — глаза в землю: горбать, горбать… И так все тридцать годов! Цены нет словам! На обмане детишек учат".
И есть в Родине нашей некая великая тайна — неотразимо притягательная, но недосягаемая для любых захватчиков: видимых и невидимых, внешних и внутренних. И никакими хитромудрыми способами, никакими казнями, насилиями и искусами эту тайну им не открыть, не постичь — потому что открывается и постигается она только любящим Россию сердцем. "Я люблю Родину — это чувство во мне, оно неистребимо, его никто и ничто не сможет отнять". А любовь — это война: "Не мир я принёс, но меч". Не только с врагами, посягающими на святое, — но прежде всего с тем, что лжет и ничтожит внутри самого себя, внутри самых близких и родных людей. Русь — Святая!
Все, кто пытался осуществить порабощение и уничтожение нашей Родины, заканчивали не просто плохо, а позорно. Остров Святой Елены (равноапостольная княгиня Ольга, "королева ругов", была крещена под именем Елены), ледоруб, яд в бункере имперской канцелярии… Нынешние надеются на то, что теперь-то всё будет иначе, празднуют юбилеи, вручают друг другу ордена. Не обольщайтесь — не вы излили, но через вас излилась на Россию новая чаша божьего гнева. И лили — совсем другие, которые уже получили или вот-вот получат свою мзду. А ваша доля достанется вам навсегда после смерти, ибо наш Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых…
Вот, наверное, пока и всё об этом "недоделанном" романе Юрия Власова.
1.0x