№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Судовцев
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЕДИНСТВА
Гражданские войны: как "горячие", так и "холодные", в отличие от революций, — исключительное достояние республик. "Оптиматы" и "популяры" Древнего Рима, "круглоголовые" и "кавалеры" Великой Английской революции, "патриоты" и "роялисты" не менее Великой Французской, "федералисты" и "конфедераты" в Соединенных Штатах, "белые" и "красные" в пореволюционной России, "франкисты" и "республиканцы" в Испании, наконец, "патриоты" и "демократы" нашего времени и пространства, — все они спорили — и словом, и делом, и кровью — о том, какое именно "общее дело" (Res publica по латыни) будет объединять их нации. Гражданские войны невозможны без понятия "гражданства", а оно, в свою очередь, существует как реальность только в условиях республики. Подданные монархий гражданских войн не ведут по определению…
Не случайно и преодоление, сращивание кровавого раскола, вносимого в общество гражданскими войнами, становится возможным только в условиях восстановления монархической формы правления: де-юре или де-факто, — когда общее так или иначе приобретает качество единого. Принципат Августа, "Славная революция" Вильгельма Оранского и Вторая империя Луи Бонапарта, "культ личности" Сталина и регентство "каудильо" Франко, — порой разделенные тысячелетиями, все эти примеры свидетельствуют о справедливости такого вывода. Исключением, но только подтверждающим правило, выглядит конфликт Севера и Юга в Соединенных Штатах, поскольку там "холодная гражданская война", по сути, не была завершена ни убийством Авраама Линкольна, ни убийством Джона Кеннеди, ни убийством Мартина Лютера Кинга, она — под звёздно-полосатым покровом "американской мечты" — похоже, длится и поныне. Блюдо под названием "американская нация" варится в "плавильном котле" США вот уже полтораста лет, но всё еще ничего не готово. Всё-таки "монархия доллара" — это весьма специфический и, по большому счету, суррогатный вид монархии…
Что же объединяет все состоявшиеся в истории примеры уврачевания гражданских войн? Таких моментов несколько.
Во-первых, это, несомненно, новая сверхзадача — не просто какой-то вариант "общего дела", но предложенный обществу "сверху" и единственно признанный обществом вариант движения вперед. Наличие такого варианта и делает, в конце концов, власть того или иного "республиканского" политика единственной и единой, т.е. монархической по сути своей.
Во-вторых, максимальное расширение возможного исторического фундамента власти, признание "своими" всех эпох развития данного общества. Прекрасно эту позицию в своё время выразил А.С.Пушкин: "Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя,.. но, клянусь честию, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал…"
Наконец, в-третьих, это максимальное расширение возможного социального фундамента власти, когда еще недавно враждебные группы: религиозные, политические, этнокультурные, и так далее, — инкорпорируются и ассимилируются новой структурой общества в рамках решения единой сверхзадачи.
Ни "Золотой Век" Августа, ни создание Британской империи "незаходящего солнца", ни великая Победа Советского Союза были бы невозможны без соблюдения этого триединого условия. В случае Франции ее взлет был приостановлен поражением во франко-прусской войне 1870-71 годов, в случае Испании сыграла свою роль предельная ограниченность национальных ресурсов, значительный внешний контроль и связанный с этим быстрый переход от модели национального развития к модели "евроинтеграции". Подобные опасности тоже не стоит упускать из виду при исторической оценке и возможном прогнозе данного феномена применительно к современной Российской Федерации.
Да, Путин сделал "Единую Россию", но отнюдь не сделал Россию единой. Объединяющей сверхзадачи как не было, так и нет. "Сверху" для этого не предпринимается ничего. Значит, преодоление катастрофы и гражданской войны 90-х годов, если оно вообще окажется возможно, переносится на период "после 2008 года". А раз так, то приходится признать, что свой исторический шанс Путин не использовал. "Сконвертировать" же власть в собственность особых талантов не требуется.
1.0x