№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
Визит Путина в Китай и выборы на Украине
Размах пока последнего по времени визита российского президента в Поднебесную потрясал воображение — около тысячи ответственных чиновников были десантированы в Пекин и его окрестности. Военно-политическая операция, по сути, ничуть не уступающая наделавшим немало шума совместным российско-китайским маневрам на Дальнем Востоке, а, возможно, даже превосходящая их. Качество "красной дорожки", которую выкатили кремлевскому десанту гостеприимные хозяева, а также количество и уровень подписанных высокими сторонами соглашений невольно создавали впечатление, что "русский с китайцем" снова "братья навек", а "Сталин и Мао смотрят на нас". Впечатление тем более усиливалось американской реакцией: в авторитетном альманахе "Foreign Affairs", отражающем позицию госдепартамента, была опубликована статья "Рост ядерного превосходства США" К.А.Либера и Д.Дж.Пресса, где утверждалось, что в современных условиях Америка может нанести безответный ядерный удар как по России, так и по Китаю. Подобный "виртуальный удар" по нарождающемуся китайско-российскому союзу мог интерпретироваться только как предупреждение о его нежелательности и даже недопустимости для Соединенных Штатов.
Казалось бы, чего могут опасаться янки? Кремль если и не полностью подконтролен "вашингтонскому обкому", то, во всяком случае, вполне управляем, на ключевых постах в правительстве и естественных монополиях находятся надежные и проверенные "агенты влияния", которые всячески будут профанировать и спускать на тормозах любые начинания российских властей, противоречащие и даже просто не соответствующие интересам США — вспомним хотя бы историю проекта нефтепровода Ангарск—Дацин и судьбу его главного лоббиста Михаила Ходорковского… Но "логика вещей", "логика обстоятельств" гораздо сильнее "логики интересов". И реальный рост мощи "красного Китая" на фоне явного торможения обремененной "глобальным лидерством" Америки способен привести к хорошо известному в истории явлению "отвязывания агентуры".
Более того, даже заявленные планы российско-китайского сотрудничества — например, в критически важной сегодня сфере энергетики — оказывают немалое влияние на экономический и политический климат во всем мире. В случае их реализации будет поставлена под угрозу вся сложившаяся за ХХ век материальная и информационно-финансовая структура энергетической отрасли: схема действующих трубопроводов, векторы потоков энергоносителей, "клуб собственников" и, главное, одновалютная (долларовая) схема контрактов.
Эти важнейшие моменты хорошо понимают не только в Америке, но и в Китае. Потому и встречали Путина со свитой по самому высшему разряду. Более того, хорошие отношения с Кремлем важны Пекину даже не сами по себе — под этой "шубой" КНР намертво "приваривает" к себе постсоветскую Центральную Азию и пробивает сухопутный коридор к Ирану. Трубопроводы и водные каналы, скупка нефтеносных полей и газовых месторождений китайскими компаниями в Прикаспии идут полным ходом, причем реальностью становится и выход Пекина на Кавказ через Чечню. А предполагаемая в результате всех этих акций геостратегическая смычка Китая с Ираном фактически разрушает все планы США по устойчивому господству на "Большом Ближнем Востоке", от Марокко до Афганистана.
В этой глобальной игре нынешняя слабая Россия, лишенная былого сверхдержавного потенциала, поневоле вынуждена лавировать и играть на противоречиях между сильными мира сего. В любом случае это не игра по-крупному, да еще и с запредельными рисками. Причем указанные риски обусловлены не столько даже какими-то реакциями извне, сколько внутренними конфликтами интересов. Несомненно, вмешиваться во внутренние дела суверенного государства, как это было во время "президентского марафона" годичной давности, вряд ли оправданно. Однако вся политика Кремля на украинском направлении за это время была направлена на максимальный разрыв традиционных российско-украинских связей, будь то недавняя "газовая война" или нынешняя командировка Жириновского, заявившего о том, что украинцы — это люди третьего сорта.
"Отталкивание Украины" выглядит тем более необъяснимым, что нынешняя политическая ситуация в бывшей братской республике объективно открывает широчайшие возможности для обеспечения любых российских интересов. Несмотря на предпринятые "оранжевой властью" меры по затруднению объективного волеизъявления собственных граждан (45 партий, перевод списков избирателей на украинский язык и т.д.), результаты голосования стали очевидной катастрофой для президентской "Нашей Украины", которая уступила не только Партии регионов Януковича-Ахметова, но и блоку Юлии Тимошенко (БЮТ). В этих условиях грамотное позиционирование Кремля могло привести к созданию той или иной конфигурации пророссийского правительства в Киеве. Но, поскольку из Москвы доносится или "молчание ягнят", или блеяние козлов-провокаторов, политическое поле Украины будут, скорее всего, формировать из Вашингтона. Там, кстати, по слухам, уже выразили недовольство задержкой в формировании "оранжевой коалиции", о создании которой было объявлено заблаговременно. Ближайшее окружение Ющенко из числа олигархов и "силовиков" буквально под угрозой полной сдачи всей подноготной президента уломало его не торопиться и не соглашаться на возврат поста премьер-министра Тимошенко, поскольку это означало бы для Порошенко и Ко полный крах.
По иронии судьбы, сегодня именно "оранжевые" спасли Москву от полной потери лица на Украине, или, вернее, отсрочили "момент истины", поскольку дальнейшее бездействие, вызванное растущими противоречиями внутри кремлевской верхушки, вряд ли может быть компенсировано любыми, самыми благоприятными внешними факторами. Между тем конфликтный потенциал за Стеной явно приближается к "порогу взрыва". Об этом свидетельствуют лихорадочные попытки "партии власти" найти хоть какую-то общую платформу на ближайшее пятилетие. Пока единственным "руководством к действию" претендует стать борьба с "русским фашизмом", "ксенофобией" и "антисемитизмом" — проект, запущенный администрацией президента около полутора лет назад. Однако "верхушечный" характер данного проекта и негативная реакция на него со стороны подавляющего большинства российского общества ни в коей мере не может быть компенсирована административным и информационным ресурсом — пусть даже в результате возгонки данной проблематики нынешней "медвежьей" Госдумой и будут приняты драконовские законы, приравнивающие к фашизму любые проявления социального и национального протеста, особенно со стороны русского населения.
Возможные преемники Путина, выдвинутые "властной вертикалью", "сошли на нет", новых кандидатур, удовлетворяющих требованиям "преемственности", пока не видно. В результате вся политическая система страны существует в условиях полной неопределенности, что неизбежно ведет к полному ее переформатированию. И этот процесс уже начался — не только и не столько "сменой караула" в "Родине", сколько обозначенным выходом новых политических проектов в неформальное поле (диггеры, рокеры и т.д.). В этой связи "большой китайский сбор", предпринятый Путиным, выглядит еще и отчаянной попыткой преодолеть нарастающий политический вакуум, обозначить возможный "вектор будущего" нынешним "группам влияния" и тем самым предотвратить почти неизбежную фрагментацию "партии власти" в выборном периоде 2007-2008 годов. В противном случае — "природа не терпит пустоты", а природа власти тем более — практически решенным выглядит вариант с приходом в Кремль на "антифашистской" волне какого-то "демлиберального" лидера и отправкой самого Путина в освобожденную Милошевичем камеру Гаагского трибунала.
1.0x