Авторский блог Редакция Завтра 03:00 14 марта 2006

НАДО СЛУШАТЬ!

№11 (643) от 15 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
НАДО СЛУШАТЬ!

А.Т.О.М. "НасеКомая" 2005.
Группа из Тюмени, одной из столиц отечественной независимой музыки, существует уже более семи лет. Из вех — всероссийский фестиваль женского рок-вокала "Сирин" (2001 г.); первое место среди двух сотен команд на фестивале "Урал Рок 2004". В конце 1999 г. в группу в качестве бэк-вокалистки была приглашена Анна Сафронова. Затем была включена в основной состав группы как клавишница. В дальнейшем именно Анна в значительной степени сформировала идеологию коллектива. На пластинке "НасеКомая" она выступает как автор слов и музыки, вокалист и басистка.
Несмотря на некоторую близость стандартам "Нашего радио", музыкальная составляющая "А.Т.О.М." динамична и свежа. Тексты депрессивны, словно оправдывают эмоциональную ассоциацию "атомных" опытов с творениями покойного Курта Кобейна. Но на выходе они имеют довольно сильную перспективу. Заброшенная в мир героиня находит себя через негативный травматический опыт — ведения ежедневной войны, поражений, потерь ("мне не хватает нот, слов, звуков"). Жестокость мира компенсируется радикальными настроениями и удивительным утвердительным началом в ее мироощущении.
АДАПТАЦИЯ. "Так горит степь" ("Выргород"), 2005.
А фальшивое время смеется.
Оно знает: сегодня мы все
Покупаемся и продаемся, —
Даже те, кто всегда в стороне.
Вам — молиться Меркурию в храмах,
Вам — жевать и лелеять мечты…
Каждый день, убирая парашу,
Получая взамен только сны,
Ты хочешь стать пеплом…

Один из лидеров независимой сцены, бескомпромиссный Ермен Анти верен себе. В новом альбоме он четко фиксирует тотальность окружающей фальши и жестокости.
Вокруг "пепел", "голод", "линчуют небо". "Так горит степь" при всей социальности и злой откровенности, к счастью, нельзя обвесить пошлыми политическими ярлыками. Строчки песен расхватываются на цитаты: "Песни — это радиоволны, сигналы SOS во все концы света — летят позывные в холодном эфире цивилизаций", "страны третьего мира помнят историю Рима". Мотивы отчуждения и даже ухода преодолеваются утверждением необходимости сопротивляться, хотя бы поодиночке. Ведь еще остается небо.
Кто сказал, что не бывает героев?
Кто сказал, что в этом нет больше смысла?
В наших снах еще достаточно места,
В этой боли еще полно крика.

Музыкальный рисунок альбома несколько усложнен по сравнению с традиционным звучанием "Адаптации" и в чем-то недостреливает. Впрочем, право на эксперимент Ермен давно заслужил.
Леонид ФЕДОРОВ, Владимир ВОЛКОВ. "Безондерс" ("Ulitka records"), 2005.
"Искусство отличается от природных ритмических состояний тем, что оно создает иероглифы", — сформулировал Леонид Липавский. "Безондерс" — не просто иероглиф, это какая-то особая картина мира. Смешная, жутковатая, великолепная. Тандем Федоров-Волков при участии ансамбля "Opus Posth" и композитора Владимира Мартынова сотворил еще одну роскошную пластинку. Классические струнные сменяются обволакивающим эмбиентом, мамоновские интонации "Червяка" — акустической иронией "Немцев".
Тексты — великого русского поэта-футуриста Александра Введенского. Вспоминается опыт середины 90-х, альбом Хвостенко и "Аукцыон" "Жилец вершин" — на стихи Хлебникова.
Проект Введенского можно обозначить как поэтическую критику разума. Вернуться к началу, отыграть ошибочное декартовское cogito. Введенский посягнул на исходные обобщения, занялся выяснением новых значений, творением новых метафор, соединением доселе несвязанных слов. "Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием здание. Может быть, плечо надо связывать с четыре. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то, значит, разум не понимает мира". Главные темы, довлевшие над творчеством Введенского — Время. Смерть. Бог. Так и на пластинке абсурдистские эксперименты заканчиваются почти магическим опытом. "Безондерс" в переводе с немецкого значит "особенно".
Олег МЕДВЕДЕВ. "Ты становишься волком" (UR-Realist records), 2005.
Он пролетарий, он пролетает, но свысока видней,
Как по степи весенний дробя гранит,
Прет малахит-трава молодая, та, что до наших дней
Песню его потерянную хранит.
И в этом корни надежды, источник верного знанья,
Что Билли Гейтс не канает супротив Че Гевары,
Что скоро новых мальчишек разбудят новые песни,
Поднимут новые крылья, алые крылья.

Ни за что бы не мог представить, что подобный жанр (некогда трижды проклятый и похороненный) будет интересен, адекватен, восприниматься как свежее явление. Песни Олега Медведева — это, безусловно, настоящая современная авторская песня, этакий боевой КСП. Медведев — отличный мелодист, реально развивающий традицию.
А разящие, как молнии с Олимпа, бескомпромиссные тексты постоянно возникают где-то внутри, тревожат, мешают забыться сном "ветхого" человечка. За водоворотом явлений, понятий, смыслов Медведев углядывает фундаментальные понятия, определяющие нас — война, любовь, свобода, смерть, жизнь.
"Невозможно отделаться от ощущения, что некий древний (тайный) смысл искусства воплощен в песнях Медведева. Искусства, способного выступать не в качестве эстетического Продукта, а в качестве действующей Силы. Силы, способной к порождению того, чего нет, к состязанию и соучастию в общей динамике творения, наполняющей неискусственный мир. В жизни трудно обнаружить даже малейшие намеки на проявление ярчайших медведевских образов, скорее наоборот — зияют пустоты их отсутствия. В жизни нет бунтующих поп-кроликов, как вообще нет бунта — только успех, достигаемый через послушание и уподобление. Нет романтических вервольфов — скорее "одномерные" свободные индивиды, наделенные правами и обязанные к ответственности. Нет рая по левому борту — не потому, что рай исчез, а потому что борта отменили. Но все это есть в стихах Медведева и, как всякий миф, не совпадающий с реальностью, они обладают гораздо большей возможностью воздействия на реальность, нежели любая из так называемых "реальных" сил. Ибо это особый миф, не тот, что подменяет реальность, а тот, что изменяет ее. Творчество Медведева — особое магическое зеркало, неизвестное эзотерикам. Зеркало, ничего не отражающее, но заставляющее тебя самого отражать все то, что ты в нем видишь",— точно сформулировал Сергей Шмидт.
НОМ. "Более мощный" ("ONE records"), 2005.
Не увлекаясь актуальной политикой, "НОМ" всегда внимательно фиксировал характерные и новые явления, слова, темы, становясь своеобразной энциклопедией нашей жизни. Фирменная гротескная подача стала для поклонников коллектива своеобразным спутником по жизни, песней, которая выжить и жить помогает. Чего никогда не было в номовском творчестве — уныло-обидчивого отношении к миру. Парадоксально, но во всех своих трансформациях и проявлениях "НОМ" всегда оставался на страже подлинно героического отношения к миру. Без всякого лживого пафоса.
В "Более мощном" сквозь привычный саунд с некоторым налетом академизма — россыпь псевдонародных распевов, цинизма, хулиганского хохота — "НОМ" вновь утверждает свое тонкое и остроумное искусство.
Не подмазанный транспорт не едет —
Кто врубается, те отстегнут
Депутатам, ментам да медведям,
Что поделать — иначе сожрут!
И выходит, друзья,
Расслабляться нельзя,
Коль решил заколачивать бабки!
В окружающей мгле
Удержаться в седле
Помогают когтистые лапки.
Только женщин когтистые лапки.

"ОБ-РОК" ("Опричное братство св.преп. Иосифа Волоцкого"), 2005.
Опричным братством им. преп. Иосифа Волоцкого был собран оброк, точнее выпущен диск под названием Об-РОК. Сборник песен различных групп, известных и не очень, близких по мироощущению опричникам. От русских WP-команд и пост-панка до акустического фолка. Радует разноплановость сборника и отсутствие зацикленности — все вполне гармонично и удачно сочетается, эстетика и нонконформизм в коробке с фасциями на обложке. Вещи живые и совершенно нескучные, тактический ядерный заряд для мозгов. Аудиоманифест, зашифрованное послание для тех, кто еще пытается что-то изменить, для тех, кто жив. Возможно, диск заставит взглянуть на некоторые произведения представленных в нем групп несколько по-иному, и увидеть то, на что ранее не обращалось внимания. Увидеть или открыть для себя заново.
Обозреватель

1.0x