Авторский блог Редакция Завтра 03:00 7 марта 2006

«СВОЛОЧНОЕ» КИНО

№10 (642) от 08 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Виктор Зубарев
«СВОЛОЧНОЕ» КИНО

За несколько недель до Дня защитника Отечества в российский прокат вышла картина Александра Атанесяна "Сволочи". Фильм продолжил своеобразную традицию последних лет по "развенчанию" мифов Великой Отечественной, начатую "Последним поездом", "Своими" и иже с ними. "Сволочи" сняты по одноименной книге писателя Кунина и рассказывают о подготовке подростков-диверсантов времен конца войны. Малолетним уголовникам, приговоренным к расстрелу, дается шанс искупить ценой риска своей жизнью в военных операциях вину перед Родиной.
Прежде всего сразу оговоримся, что всё описанное в фильме — ложь.
Кунин, сначала настаивавший на правдивой основе событий, в конце концов признал, что книга — вымысел. Режиссер же отреагировал так, что ему всё равно: правда это или ложь. В итоге крайними остаются засоренные мозги подростков, ведь на них в первую очередь фильм рассчитан. Разнообразные атанесяны, кунины, месхиевы и абдрашитовы наглым образом воруют у нас — у народа, победившего во Второй мировой, — нашу Победу.
По их мнению выходит, что это была безгероическая, случайная победа, в которой каждый был сам за себя. Эффект беспросветности описываемого в "Сволочах" времени достигается показом в фильме только военных и малолетних преступников. Обычных людей в кадре вы не увидите. Есть еще немцы, которые ужасаются тому, что сделали. Гитлеровцы показаны в положительном свете. Вновь в ходу популярный в позднюю перестройку миф о том, что победи немцы — жили бы мы припеваючи.
Есть в фильме один насквозь положительный персонаж — мальчик-еврей, по кличке "Маэстро". Погибает смертью храбрых, но не от вражеской пули, а от своих…
Картина описываемых в фильме событий поистине безнадежна. Замкнутый круг, любой выход из которого — смерть. Живешь в тоталитарном обществе, где даже в четырнадцать лет с женщиной не переспал, но уже без суда(!) могут расстрелять. А не расстреливают — так всё равно в тюрьму дорога: воровать, чтобы выжить, необходимо. В тюрьме выбор для малолетнего один — быть изнасилованным. Так что выбора у действующих лиц нет — в диверсионный лагерь смертников. Был еще для некоторых выход на фронт — "задницей амбразуры закрывать", но, видимо, это делают только лохи. Так как в диверсанты определяют только сирот, у одного из героев есть выход — признаться, что у него есть отец, в штрафбате. Но это как будто ничего не изменит. Воспитатели тоже взяты из мест лишения свободы, вплоть до главного — полковника. Не просто весь лагерь — вся страна предстает в фильме военным ГУЛАГом, из которого не вырваться, потому что он тотален. Не случайно погибающих по ходу фильма в лагере подростков гримируют одинаково. Не делается разницы между погибшим случайно и пытавшимся убежать — у всех струйки крови одинаковы и судьбы безнадежны.
Присутствовал как-то среди ветеранов Сталинградской битвы, обсуждавших голливудский фильм о русских воинах Второй мировой. Одна женщина сказала, что эти фильмы ей не нравится смотреть, неправдивые они, "так как героизма в них нет…". Однако получается, что американцы о нас более объективно снимают, чем мы сами, так как "Сволочи" — это просто плевок в сторону всех ветеранов: живых и мертвых. В тот момент, когда в фильме наступил черед совершать подвиг — сделан он был не ради Родины, а ради друзей-пацанов.
Кончается фильм сценой, в которой шестьдесят лет спустя главный герой приезжает в очередной раз на место молодости — отпраздновать 9 Мая. И находит своего друга, которого не видел с четырнадцати лет. Главный герой — криминальный авторитет, типа герой для подражания молодому зрителю. Действие еще обставлено таким образом (реплика прохожего: "Война сюда не дошла"), что у этих людей украли "их" заслуженную победу.
Фильм очень не понравился главе ФСБ Патрушеву, который усмотрел в "Сволочах" оскорбление своей вотчины. Архивному отделу ФСБ было дано задание найти бумагу, в которой бы опровергалось всё описанное в фильме. Но в сороковые годы сознание чекистов, видимо, было чище мозгов современных режиссеров, и до такого ужаса дойти никто не смог. Поэтому подобной бумаги и не нашли. Ведь нельзя найти того, чего не было. Лучше бы ФСБ поручило сотрудникам проследить родословную режиссера и сценариста. Воевал ли кто в их семьях, и на чьей стороне? Были ли в семьях шестидесятники, и в каком количестве? Кто поддержал сценарий, кто выделил на него государственные деньги (по-видимому, из бюджета 60-летия Победы)? Живет ли кто из их родственников за границей? И всё будет ясно. Подозреваю, что отчасти такая работа проведена была, — уж очень быстро и внезапно Кунин признал себя фантазером.
А фильм… Фильм спустя какое-то, надеюсь, непродолжительное время признают наряду с некоторыми другими, памятником эпохи очернения прошлого. "Антисоветское фантастическое кино", как плод больного воображения продажных деятелей культуры.
1.0x