Авторский блог Андрей Андреев
03:00
28 февраля 2006
ФИЗИОЛИРИКА
Андрей Андреев
ФИЗИОЛИРИКА
В небезызвестной Галерее Гельмана, что на Малой Полянке, проходит выставка Георгия Острецова и Георгия Литичевского под названием "Физики и лирики, или секс в большом городе".
Литичевский и Острецов — яркие персонажи актуальной художественной тусовки. Острецов был когда-то известен как основатель жанра "человека-стиля", а теперь как автор, работающий с политическим и социальным контекстом. Тут можно вспомнить цикл, посвященной солдату на чеченской войне, или иконографию власти в популярном проекте "Новое Правительство" (кстати, Острецов является автором обложки романа Проханова "Политолог"). Литичевский — напротив, помимо цветастой художественной практики, извес- тен как критик, член редакции "Художественного журнала".
Сотрудничество Острецова и Литичевского ведет начало еще с 1987 года, когда на выставке группы "George and George" родился жанр "тотального комикса", комикса определенным способом приправленного живописью.
Две комикс-истории развернулись в двух залах галереи, стены которой полностью затянуты холстом. Зал Литичевского расписан приключениями физиков и лириков в стране псевдоученых. Сам Литичевский формулирует свою задачу так: "Идея тотального искусства, похороненная вместе с Рихардом Вагнером, внезапно оживает в тотальном комиксе. Одновременно оживают давно забытые тени физиков и лириков. Странные амёбообразные существа совершают путешествие по охваченной кризисом мировой цивилизации. Комиксные агенты пытаются восстановить в правах дух истинной науки и поэзии. Разорванный мир воспроизводится в разрозненных графиттистских лубочных композициях — провокациях. Подвергнутое визуальной атаке сознание зрителя должно склеить их в единую историю".
Во втором зале Гоша Острецов изображает похождения супергероя в джунглях Мирового Города, освещает столкновение мира прагматического материализма с неконтролируемой сексуальной энергией космоса. Художники разрабатывают тему героя, отстраняясь от времени, отрицающего само представление о герое.
Вообще физики и лирики, занимающиеся сексом именно в большом городе, автоматически теряют субъектность, становятся условностью. Даже излучающий энергию супермен вопиюще обезличен. Но это здоровая обезличенность — словно говорят нам художники, вводя в современный контекст мощь архаического.
"Любое искусство, каким бы методом оно ни пользовалось — основывается ли оно на традиции, эксперименте или же оно пускает в ход иронию, тавтологию и деконструкцию, — в основе своей всегда потенциально тоталитарно. Со своими собственными или чужими, но оно всегда имеет дело с некоторыми моделями. Обнадеживает, однако, то, что порождаемые искусством модели могут быть не только альтернативными ловушками современности, но и плавучими островами независимой мысли", — пишет Георгий Литичевский.
1.0x