Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 февраля 2006

КРЕСТЬЯНСТВО НА КРЕСТЕ


Велимир Исаев
КРЕСТЬЯНСТВО НА КРЕСТЕ

Всю историю, начиная с того дня, когда князя Игоря разорвали берёзами за то, что хотел по второму разу дань собрать, крестьян сжигали и пороли, доказывая, что урожай, выращенный ими, принадлежит не им, а тому дяденьке, который в далеком городе возлежит на пуховиках.
А ведь крестьянин умел не только землю пахать, но и строить дома, ковать железо и многое-многое другое. Но зачем говорить о другом, когда главный его труд, обозначаемый словами "пахать землю", — бесконечно сложен и непредсказуем. Этот труд по всем своим качествам является творческим трудом высшей пробы, требует огромных знаний, способностей и интуиции. Смею утверждать, что этот труд более творческий, чем поэзия, живопись или любое другое искусство, потому что среди поэтов и художников полно халтурщиков и приспособленцев, а крестьянин — попробуй, схалтурь, ошибись — останешься без урожая.
Когда после общения с Природой крестьянин опускался до общения с людьми, оказывалось, что их языком он владеет похуже. Так бывало со всеми гениями: они тоже запинались, говорили невпопад, выглядели придурковатыми. И также их обманывали и обкрадывали.
И вот, несмотря на все подлости, несмотря на вражеские нашествия и стихийные бедствия, уже в восемнадцатом веке по всей России колосятся поля, а яблоневые сады шагнули за Петербург и Новгород. Чтобы довести растение до урожая, крестьянину надо было знать и уметь предугадывать немыслимое количество всяких деталей, понять глубинную сущность процессов, происходящих в природе, уметь принять быстрое решение, не спать ночами, работать за четверых. И в этой изнурительной борьбе не было у него помощников. Все норовили только побольше урвать. Брали не только подати, но и сыновей в солдаты на 25 лет, девушек "в услужение".
Когда в Россию пришел первый капитализм, у него с крестьянством завязалась новая, совершенно иная история. Главное: крепостное право отменили не потому, что помещики стали сознательными, совесть проснулась, а только под давлением капитализма, которому были нужны вольнонаёмные рабочие. Миллионы рабочих рук, гигантские территории, горы строительных материалов — откуда все это взялось? Всё, по существу, отбиралось у крестьян. Крупный индустриальный капитализм готов был "скушать" крестьянство. Пришлось обществу и правительству ставить специальные барьеры, благодаря которым сохранились сельскохозяйственные зоны, где нормально живут крестьяне, на небольших участках земли получают прекрасные урожаи, а промышленность туда не суется. Но в России таких барьеров поставить не успели...
Капитализм и технический прогресс действительно преобразили Россию: железные дороги, пароходы, электричество, телеграф — это все ещё в девятнадцатом веке, а уж про двадцатый и говорить не приходится! Без этого жизнь сегодняшнего человека немыслима. А что потеряли? За счёт чего осуществили все достижения цивилизации? За счёт ограбления невосполнимых запасов природы и за счет исчезновения класса крестьянства, который был фундаментом государства. Построили высотный дом, называемый Россией, а фундамент его пошел на строительство этажей, частично рассыпался в прах.
Много лет я вглядываюсь в темные глубины Истории, пытаясь понять, почему самая крупная и сильная в Европе человеческая общность — российское крестьянство, после многих замечательных побед и свершений так быстро исчезло, потянув за собой всю страну. И хоть выводы напрашиваются горькие, не хочется плакать по усопшему. Ведь сохранились две главные вещи: народ, который говорит на русском языке и считает себя русским, и территории, на которой он живет, то есть наша земля, наша Родина. Правда, и сегодня разрыв между нищетой и богатством приближается к средневековому, но это же от всех нас зависит. А вот земля наша — это богатство, которым каждый из нас может воспользоваться, но для этого надо иметь не только руки, но и мозги. Хочется верить, что русское крестьянство, как Христос, сойдёт с креста.
Сегодня в нашей стране идёт тотальное устремление населения в новые, теперь капиталистические, специальности: продюсеры, менеджеры, юристы, программисты. Всё это, как и семьдесят лет назад, вытягивает наиболее способных и энергичных людей из деревни. Значит, наши земли будут продолжать пустеть и дешеветь. Значит, их начнут покупать те, у кого есть деньги, и никакие оговорки в законах не смогут этому воспрепятствовать. А деньги есть у наших промышленно-финансовых групп и их компаньонов по транснациональным корпорациям. Такова суровая реальность. Единственное, чем мы можем спасти хоть какую-то часть своих земель, — это передавать их в собственность под крестьянские хозяйства местному населению. Для этого администрация города должна выделить несколько участков пустующих, худших земель, рассчитанных на создание поселка от 10 до 100 участков. Их программой может стать любая сельскохозяйственная деятельность, но поскольку им даются худшие земли, трудные для обработки, то в наших климатических условиях наиболее рациональным окажется "щадящее земледелие" с выращиванием полезных дикорастущих растений. Это одновременно и наиболее экологично.
Землю надо отдавать даром, но с уплатой положенных ежегодных налогов. Даром, потому что, по существу, — это возврат земель, отобранных у наших предков. Второе важнейшее обстоятельство, которое привлечёт людей к этому начинанию, — то, что с них не должны брать производственные налоги, которые душат промышленные предприятия и фермеров. Поскольку земля дается в собственность, есть возможность брать кредиты на строительство и становление. В обмен на городскую квартиру специальные фирмы могут построить коттеджи "под ключ".
Создание таких "экологических поселков" на основе крестьянских хозяйств может стать спасительным мероприятием при неуправляемом росте затратной индустрии. Оно даст России основу устойчивого и здорового среднего класса, будет способствовать ликвидации безработицы, пьянства, преступности, а власти получат неплохой доход от ныне пустующих земель.
Почему предлагается создание посёлков? Могут быть и одиночные хозяйства, но, как правило, будут выделяться отдельные, достаточно крупные географические объекты: небольшое озеро с окрестностями, болото, нестроевой лесок, и на каждом из них решаются разные задачи. Где-то — рыбоводство, где-то — плантации клюквы, где-то — грибное хозяйство. Все это лучше поднимать сообществом. В конце концов такие поселения превратят страну в цветущий сад.
Сегодня многие политики и общественные деятели упорно ищут русскую национальную идею. Ищут и не находят. А она лежит под ногами растоптанная — это наша земля.
1.0x