пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Сегодня 20 февраля 2025
Авторский блог Редакция Завтра 03:00 28 февраля 2006

НОВЫЕ ПОМЕЩИКИ


Николай Краснов
НОВЫЕ ПОМЕЩИКИ

Обогатившихся горожан всё менее прельщают радости городского бытия — они стремятся к спокойной сельской жизни. Вот и растут коттеджные поселки в Подстепках, Хрящевке, Висле и многих других селах вокруг Тольятти. Годы совместной жизни сблизили коренных жителей и владельцев усадеб, построенных в деревнях. Многие из городских колонистов стали настоящими спонсорами для деревни. Они тратят свои карманные деньги на проведение новых коммуникаций, асфальтирование дорог, строят малые предприятия и развлекательные центры, обеспечивая селян работой и досугом, занимаются наведением порядка.
Первым пунктом, куда мы направили свои стопы, стала Бахилова Поляна. До начала строительства развитого капитализма это было милое захолустье. Два десятка покосившихся домов, прекрасная экология и живописные горные окрестности. Единственной достопримечательностью Поляны было здание администрации Жигулёвского заповедника. Как это часто бывает, красота и экология сопровождались дремучей бытовой неустроенностью. Трубы, по которым в село поступали газ и вода, были ветхими, дороги разбитыми, и едва над горами собирались дождевые тучки, Бахилова Поляна превращалась в Бахилово Болото. В девяностых годах в село начали приезжать новые жильцы — тольяттинцы, сумевшие сколотить капитал и решившие перебраться поближе к заповедным жигулевским красотам и чистому воздуху. На окраинах села выросли причудливые архитектурные творения, огороженные мощными заборами с видеонаблюдением.
Новые бахиловополянцы понемногу ликвидируют сельскую разруху своими силами. Среди спонсоров называют, например, Владимира Вдовина, больше известного под кличкой Напарник.
В число благодетелей Напарника загнала нужда. Когда несколько лет назад он появился в Бахиловой Поляне и в рекордные сроки отстроил свой знаменитый замок с башенками, напичкав его самыми современными системами жизнеобеспечения (газовыми каминами, немецкими бойлерами для подогрева воды, сауной и т.п.), оказалось, что деревенские коммуникации все эти заморские жилищно-коммунальные чудеса просто не потянут. Давления газа маловато.
"Крестный отец" якобы вызвал к себе главу местной администрации и потребовал отчета. Почему, мол, в трубах газа меньше, чем требуется. Тот отвечал, что трубы уже лет двадцать как надо менять, но начальство никак не раскошелится на реконструкцию. Напарник покопался в бумажнике, выделил нужную сумму, и вскоре Бахилова Поляна обзавелась новым газопроводом. Правда, на этом благотворительность Напарника пока закончилась. Да и подключает он сельчан к своему газопроводу не просто так, а за небольшую плату.
Мест скоплений аборигенов в Бахиловой Поляне не так много. Скверами и парками село, понятное дело, не обзавелось, поэтому найти большое количество словоохотливых крестьян можно только в магазине. Туда-то мы и поспешили, чтобы узнать, чем дышит село. Разговор жители начинали неохотно, с опаской отнеслись к приезжим. Но затем поток народного сознания стал таким неудержимым и бурным, что спастись от него можно было только бегством.
Отношение жителей к "новым русским" неоднозначно. Но по большому счету претензий у аборигенов к своим богатым соседям немного: живут тихо, не шалят и сами порядок наводят.
— Как-то раз приехали к нам какие-то хулиганы, — рассказывает один, из старожилов, назвавшийся просто Максимом Андреевичем, — шумели, нарывались на неприятности. А один из сторожей коттеджей взял да и позвонил в Тольятти. Спустя полчаса в село пожаловали восемь машин с накачанными ребятами. Что они делали с хулиганами? Их просто сложили в машину, на которой они пожаловали к нам, и отправили восвояси. С тех пор в селе тихо.
По поводу нового газопровода мнения сельчан разделились. Так, женщина, представившаяся Ириной Горбачук, авторитетно заявила:
— Я, например, не могу позволить себе подключить газ по установленным им тарифам. Да и мысли у меня закрадываются плохие по поводу того, насколько всё это законно. Я не буду подключаться принципиально.
Жалуется на новых жителей и молодой тракторист Егор Хватов:
— Эти крутые дяди на джипах нам всю дорогу строительством своих коттеджей загадили. Мы себя рядом с ними просто ущербными чувствуем. И возразить-то им страшно. Целой бандой понаехали. Не надо нам ихнего газа.
Но отрицательное отношение к приезжим далеко не у всех. Более того, есть пожелания. И даже адресные, например Напарнику — ведь именно с ним народное мнение и связывает появление нового газопровода. Друг тракториста Хватова, сварщик Виктор Демин утверждает:
— Хорошее дело сделал — газопровод провел. А то сидели тут как дураки, еще надо бы водоколонку наладить.
Больная тема в селе — вода. Желают жители, чтобы какой-нибудь благодетель смог решить вопросы с перебоями водоснабжения. Только здесь среди сельчан ходят мрачные слухи: дескать, Напарник все проблемы с водой для себя уже решил, и ждать помощи от него бесполезно.
Тем временем небо начало хмуриться и поливать землю дождём, превращая Поляну в болото, и мы отправились в обратный путь. Уже на выезде мы встретили пожилого сгорбленного аборигена, с мрачным видом спешащего домой. Мы лишний раз поинтересовались: "Откуда газопровод?" На что загадочный субъект ничтоже сумняшеся ударил себя кулаком в грудь и поведал: "Я сам провел".
Вторым пунктом в нашем путешествии стало селение на берегах Волги, названное почему-то именем другой великой реки — Вислы. Подъезжая к селу, вы не найдете ни одной таблички, свидетельствующей о том, что вы въехали в населенный пункт. В самом населенном пункте в будний день по улицам гуляет ветер, и прохожие попадаются очень редко. Ветхие сельские постройки соседствуют с коттеджами. А особый интерес представляет отдельная архитектурная группа, состоящая из нескольких домов и находящаяся в отдалении, — этакий поселок в поселке. Сельчане говорят, что это усадьба Алексея Николаева, бывшего генерального директора ОАО "АвтоВАЗ".
Поскитавшись по улочкам села, мы наткнулись на современного вида магазин с пристроенной к нему пекарней. Местные жители называют хозяином этого комплекса Виктора Попова, директора департамента ЖКХ города Тольятти. Попов считается в Висле благодетелем — обеспечил сельчан работой и хлебом. Поэтому среди местного населения Попов пользуется непререкаемым авторитетом. Этакий местечковый культ личности. Сельчанка Ольга Евсеева сказала прямо:
— У нас тут хлеб самый дешевый — мы его сами выпекаем. Я и не знаю, куда бы подалась, если бы не пекарня. Мусора, правда, много от их коттеджей. Здесь ведь сначала только один Попов был, а потом, говорят, всех своих друзей сюда перетянул. Так и называемся мы теперь — Поповка.
А вот у владельцев дач благодетелем считается все же Алексей Николаев. Именно ему народная молва приписывает проведение новой нитки газопровода и расчистку дорог от снега зимой. Теперь дачники ждут, когда будет протянута телефонная линия.
Солидарны "поповцы" с жителями Бахиловой Поляны в том, что с появлением состоятельных людей жизнь в селе становится тише. Так, старожил села Федор Иванович авторитетно заявляет:
— К нам как понаехали эти, крутые, так сразу вся шпана с улиц пропала, воровать по огородам перестали, по ночам тише стало. Пару раз погоняли их, и не видать больше на улицах пьяниц.
Напоследок мы решили заглянуть в Подстепки. Удобное расположение этого села сыграло знаковую роль в его истории. От Тольятти ехать недалеко — минут двадцать, до Волги рукой подать. Проводить никакие коммуникации сюда тоже не надо. Вот и стали Подстепки местом строительного бума.
Самая красивая улица селения, Набережная — настоящий архитектурный музей. На протяжении нескольких километров по обе стороны дороги высятся красивые дома, соревнующиеся между собой в оригинальном дизайне, вычурности форм. О стоимости каждого из таких дворцов можно только догадываться.
Рядом растут новые строительные шедевры. Интернациональные бригады мешают раствор, носят, красят, монтируют кровли. В общем, жизнь кипит. А вот для общения с коренными жителями Подстепок следует съехать с Набережной и отправиться в район деревянных строений. Народ отзывчив и охотно идет на контакт. Так, пенсионерка Клавдия Неклюева о Набережной отзывается без всякой злости:
— Целая выставка замков. Красотища! Как соревнуются, кто больше дом построит.
Но не только хоромами славятся новые русские в Подстепках. У многих в памяти остались славные праздники, которые устраивал бывший генеральный директор "АвтоВАЗтранс" Владимир Беляков. Под его чутким руководством проходили митинги и демонстрации, а в иные годы на сельской площади накрывались столы с дармовым угощением. Дольче вита оборвалась после того, как Владимир Беляков ушел с поста генерального директора. Однако в памяти народной он навсегда останется как отец-благодетель. Говорят, напоследок Беляков, уже будучи пенсионером, заасфальтировал одну из улиц в Подстепках. Культурным проведением досуга подстепкинцы обязаны другому благодетелю, возведшему развлекательный центр под гордым званием "Песочница". Правда, имя его осталось для коренных жителей неизвестным. Так, местная школьница, представившаяся Еленой Лошинской, о нем отзывалась с неподдельной радостью:
— Тут какой-то "крутой" для своей дочери ночной клуб построил, "Песочница" называется. Теперь вся молодежь отдыхает там, а когда городские приезжают, завязывается драка. Говорят, собираются еще один бар открывать, но туда уже, кроме "своих", никого пускать не будут.
Более пожилые сельчане к приезжим относятся спокойно, извлекая из отношений с ними выгоду. Так, Игорь Горюнов прямо признался:
— Есть все-таки один плюс от этих помещиков. Они у нас, сельских жителей, молоко почти всё скупают, мясо да творог.
Хотя есть и минусы. Как говорит Анастасия Петрова:
— Летом иномарки разные по дороге носятся с бешеной скоростью. Кур давят, гусей.
Но то летом. Сейчас, зимой, новые помещики устраивают гонки на снегоходах.
Тольятти
1.0x