Авторский блог Николай Коньков 03:00 28 февраля 2006

И СНОВА — ЖИЗНЬ НАРОДУ МОЕМУ!


Николай Коньков
И СНОВА — ЖИЗНЬ НАРОДУ МОЕМУ!

Не будем лукавить — демография России уже давно перешла из разряда проблем научных в разряд проблем политических. Еще в июле 2000 года свежеиспеченный президент Путин в послании Федеральному собранию признал ситуацию в данной сфере кризисной, тем самым вроде бы положив конец популярному в ельцинский период замалчиванию и забалтыванию этой проблемы со стороны "официальной" демографии. Я помню, как радовался тогда профессор МГУ Борис Сергеевич Хорев (ныне покойный), что его неравная борьба с превосходящими силами академических "чего изволите?", увенчалась хотя бы локальным успехом, что разговоры о "демографическом переходе" применительно к "новой демократической России" теперь прекратятся, а "русский крест" наконец-то разглядели и в Кремле.
Прошло шесть лет. Если в 2000 году естественная убыль населения ("чистое", без учета миграции, превышение смертности над рождаемостью), по данным Роскомстата, составила 958,5 тысяч человек, в 2001 — 943,3 тысячи, в 2002 — 935,3 тысяч, в 2003 — 888,5 тысяч, в 2004 — 790,1 тысяч, в 2005 (предварительные оценки) — 842 тысячи человек. Поскольку при этом утверждается, что в прошлом году население РФ сократилось приблизительно на 680 тысяч жителей, до 142,1 миллиона человек, то миграционный "плюс" составил около 160 тысяч.
Итого за время путинского президентства наша страна потеряла 5 миллионов 357 тысяч своего населения — это половина Москвы и намного больше горячо любимого Путиным Питера. Как говорил некогда Сергей Доренко: "Казалось бы, причем здесь Владимир Владимирович?" Действительно, президент вроде бы не в ответе за всех граждан своей страны: хотят — живут, не хотят — не живут. Но в медицинских кругах бытует такая поговорка: "У каждого врача есть своё личное кладбище". А у каждого политика, тем более президента — конечно, своё. Не всем это нравится.
И вот уже директор Центра демографии и экологии человека Института проблем народонаселения РАН Анатолий Вишневский, словно позабыв свою недавнюю оценку демографической ситуации в России как характерную "в основном, для воюющих стран", утверждает, что никакой связи между "реформами" и вымиранием населения страны нет, поскольку "положение со смертностью в России ухудшается уже сорок лет... К середине 60-х годов рождаемость в России опустилась ниже уровня, который обеспечивает простое замещение поколений".
Эти тезисы в разных вариациях нередко повторяются в масс-медиа многими авторами, то есть они "пошли" в общественное сознание. Мне уже приходилось (на сайте apn.ru) отмечать, что данное утверждение уважаемого ученого-демографа сделано в русле известного американского политического афоризма: "Говорить правду, только правду, ничего кроме правды! Но не всю правду..."
Прежде всего, самый низкий показатель смертности на территории РСФСР (нынешней РФ), действительно, был достигнут в 1964 году — 7,2‰ (на 1000 населения), после чего смертность стала возрастать, но — это важно — на фоне одновременного роста продолжительности жизни. В 1976-1988 годах (на протяжении 13 лет) показатели смертности колебались в диапазоне 10,0-11,6‰ (максимум — 1984 год), а рождаемости — 15,8-17,5‰. То есть налицо была вполне стабильная модель демографического поведения с умеренным ростом населения страны (плюс 4,9-6,5‰ ежегодно). При этом следует учесть массовую миграцию русского населения с территории РСФСР в другие республики Советского Союза — причем в основном уезжали лица трудоспособного (и детородного) возраста — соответственно, снижая показатели рождаемости и повышая показатели смертности на территории России.
В 1989 году данная модель была попросту сломана. Вначале стала снижаться рождаемость, которая к 1993 году вышла на отметку ниже 10‰. А в 1992 году началось резкое повышение смертности, с уровня 11‰ до 15-16‰, т.е. почти в полтора раза. С тех пор (тоже 13 лет!) смертность в нашей стране устойчиво превышает рождаемость (минус 4,8-6,5‰) — при резком сокращении средней продолжительности жизни, особенно за счет сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста (это действительно демографические показатели, характерные только для воюющих стран).
Строго говоря, термин "русский крест" относится к прошлому, а именно к периоду 1990-1993 годов, когда произошел переход от одной модели демографического поведения населения России к другой. Сегодня налицо уже не "крест", а натуральная "яма", в которой исчезает по 800-900 тысяч наших соотечественников ежегодно. То есть нынешнее вымирание России вызвано сменой демографического поведения населения в условиях "реформ", и ничем иным.
Более того, за 2000-2005 годы эти потери не только не сократились, но даже выросли по сравнению с "ельцинским" периодом отечественной истории. Спрашивается, как же так: действующий президент постоянно заявляет об улучшении социально-экономической ситуации в руководимой им стране, о росте реальных доходов населения и.т.д., а это самое население в ответ вымирает ускоренными темпами? Странное, согласитесь, получается "процветание", неполноценное какое-то...
Впрочем, если присмотреться внимательнее, никакого парадокса здесь нет. Подавляющее большинство населения живет на уровне "ниже плинтуса", зато ничтожная прослойка сверхбогачей, "равноудаленных" от "властной вертикали", становится всё богаче и богаче, так что в среднем "процветание" налицо. А вот со смертностью и средней продолжительностью жизни (СПЖ) в стране такие статистические фокусы, как со "средним доходом", не удаются. Недаром ООН давно рекомендует рассматривать СПЖ как интегральный показатель уровня жизни в той или иной стране.
Так что — никаких парадоксов, всё закономерно и объяснимо, пусть даже министр Михаил Зурабов трижды прав, заявляя, что между уровнем доходов и вымиранием населения прямой связи нет. Прямой, может быть, и нет — зато косвенных сколько угодно.
Опять же, всё сказанное выше важно не само по себе — просто без правильного диагноза болезни эффективное лечение невозможно. И если в Кремле и его политических окрестностях, включая "академическую" науку, просто фиксируют факт болезни нашего общества, да еще заявляют: мол, численность населения сокращается во всех развитых странах. Можно подумать, что вымирание — это такая модная болезнь, присущая только "высшим кругам" мирового сообщества.
Можно сколько угодно доказывать, что в этих самых "развитых" странах совершенно другие показатели смертности и средней продолжительности жизни, но если присмотреться к ситуации пристальнее, то правота "адвокатов вымирания" станет совершенно очевидной. Да, это та же самая болезнь, но совершенно в иных социально-экономических условиях, а потому и проявляется она совершенно иначе. Так, при хорошем питании, в теплом и сухом жилище туберкулезный больной может тлеть годами и десятилетиями, а нищий и голодный — за несколько месяцев или даже недель сгореть в скоротечной "чахотке".
Нынешняя демографическая катастрофа России является следствием аксиологической катастрофы, то есть разрушения одной системы ценностей и попытки заменить ее другой системой ценностей, "рыночно-демократической". То, что наша страна пошла по пути "развитого" Запада с его культом "прав" и "свобод" человеческой личности, которые реализуются через нынешнюю ипостась древнего "золотого тельца", кредитную карточку, в ущерб правам и свободам как человеческой сущности, так и человеческой общности, — как раз и привело к наблюдаемым результатам. Не случайно в мусульманских регионах Российской Федерации с демографией всё обстоит намного лучше, чем в "коренных" русских областях. Не случайно средняя продолжительность жизни российских женщин снизилась намного меньше, нежели у мужчин — ведь у женщин не только иная физиология, но и принципиально иная система ценностей.
Спасибо нашим женщинам, что они живут дольше, но ведь — не рожают…
В стране даже сегодня больше 21 миллиона женщин детородного (18-36 лет) возраста, но — полтора миллиона абортов на менее чем миллион рождений в год при суммарном коэффициенте фертильности (плодовитости) на уровне 1,1, то есть десять женщин рожают у нас за всю свою жизнь в среднем одиннадцать детей. Почему? Потому что — боятся "нищету плодить". Потому что — не уверены в своих мужчинах, то есть в нас с вами. Потому что — мы совместными усилиями устроили в нашей стране вот такое "рыночно-демократическое процветание". Потому что, даже будучи "социально адаптированы", не верим ни во что, кроме "бабла" и личного успеха.
Позволю привести здесь — не в качестве "главного аргумента", а хотя бы для разрядки читателя от всей вышеприведенной "чернухи", — слова своей любимой супруги: "Да баба может хоть двадцать родить — было бы кому". Поскольку сегодня у нас растет семеро детей (кстати, шестеро были рождены в официально считающемся уже "недетородным" для женщины возрасте с 36 до 44 лет), могу сказать, что демографического "апокалипсиса" в России вполне возможно избежать. Но для этого вместо "воли к успеху", в конечном итоге эфемерной и безрезультатной, надо проявить, наконец, "волю к жизни", вполне понимая и помня евангельскую заповедь "Кротции (кроткие) наследуют землю". И не надо уповать, что кто-то еще, будь то власти церковные или мирские, должен дать специальный сигнал к народному возрождению — и вот тогда уж…
Бог — есть, Россия — Родина, смерть — неизбежна. Чего еще ждать, на что еще надеяться? Если народ — это не мы с вами, здесь и сейчас, то кто?
1.0x